search
main
0

Билет в усадьбу. 6-й класс. Тема «Интерьер. Описание помещения (урок развития речи)»

Учебно-методический комплекс Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Технологии обучения: активные методы обучения (АМО), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), технология сотрудничества, технологияMind Mapping (ментальные карты), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), технология дифференцированного обучения, технология веб-квест.Оборудование: билеты для посещения старорусской усадьбы двух цветов с листом оценки и самооценки, карточки с фразеологизмами и толкованиями их значений для игры «Жокей и лошадь», 2 ноутбука, программное обеспечение iMindMap 8, рабочие тетради по теме урока.Цели урока: – обучение написанию сочинения – описания интерьера;- обогащение словаря учащихся лексикой определенных тематических групп;- развитие способности овладевать синонимическими средствами языка;- развитие умения анализировать тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств;- воспитание самосознания и общероссийского гражданского сознания, любви к Родине, к культуре своего народа, к культурам других народов России;- воспитание бережного отношения к предметам старины.Планируемые результатыЛичностные универсальные учебные действия: – смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности;- нравственно-этическая ориентация (исходя из социальных и личностных ценностей).Коммуникативные универсальные учебные действия:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.Познавательные универсальные учебные действияОбщеучебные:- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;- поиск и выделение необходимой информации;- знаково-символические действия (создание ментальной карты);- умение структурировать знания;- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;- рефлексия способов и условий действия;- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;- определение основной и второстепенной информации;- свободная ориентация и восприятие текстов публицистического стиля;- умение составлять текст публицистического стиля речи.Логические:- анализ объектов с целью выделения признаков;- синтез как составление целого из частей;- подведение под понятия, выявление следствий;- установление причинно-следственных связей;- построение логической цепи рассуждений, доказательство.Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.Регулятивные универсальные учебные действия:- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;- составление плана и последовательности действий;- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Ход урокаI. Организационный этапЦели: формирование малых групп, в которых пойдет основная работа. Мотивация к активной заинтересованной работе на уроке.Учитель приветствует учащихся, поясняет назначение билетов разных цветов (деление на две группы), напоминает о листе оценки и самооценки. Организует работу над значением слова «усадьба».Ученики приветствуют учителя, читают значение слова «усадьба».Метод обучения: АМО «Счастливый билет».II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихсяЦель: подведение учащихся к формулировке темы урока, его цели и задач, к определению результатов, которых они ожидают от урока.Учитель предлагает отгадать кроссворд, для того чтобы определить тему урока. Подводит обучающихся к определению результатов, которые они ожидают от урока («Корзина ожиданий»).Ученики отгадывают кроссворд в рабочих тетрадях, формулируют тему урока, ставят цели. Записывают ожидания от урока на листочках, кладут их в «Корзину ожиданий».Метод обучения: АМО «Корзина ожиданий» (модифицированный прием «Дерево ожиданий»).III. Актуализация знанийЦель: актуализация знаний об описании помещений в произведениях художественной литературы, об интерьере русской и татарской изб.Учитель предлагает обучающимся вспомнить, в каких произведениях они встречали описание интерьера. Организует работу с текстом повести «Старосветские помещики» Н.В.Гоголя. Предлагает оценить свою работу и поставить оценки в листы оценки и самооценки. Контролирует выполнение работы с веб-квестами и ментальными картами.Учитель: На уроках литературы мы неоднократно знакомились с произведениями, которые содержат описание жилья героев. Назовите такие произведения («Муму» И.С.Тургенева – описание каморки Герасима, «Дубровский» А.С.Пушкина – описание шалаша Дубровского).А что мы можем сказать о хозяине этого дома?Как вы думаете, когда был построен этот дом?Это современный дом, он всего лишь стилизован под древнерусское зодчество и интерьер.В интерьере этой усадьбы присутствуют национальные черты? Какие?Мы не раз с вами говорили, что Россия многонациональное государство. Оренбургский край тоже многонациональный. Рядом с нашим селом в нескольких километрах есть татарское село Сарманай. У наших односельчан есть знакомые и друзья из Сарманая.Вам когда-то приходилось быть у татар в гостях? Что может быть национальной особенностью в их доме?Я предлагаю вам продолжить работу в группах и рассмотреть русскую и татарскую избы. Итогом вашей работы станет ментальная карта.Подведем итог нашей работы. Каков интерьер русской избы? Татарской избы? Что общего и в чем отличия русской и татарской изб?Ученики называют произведения, в которых описывается интерьер.Читают фрагмент повести «Старосветские помещики» Н.В.Гоголя. Отвечают на вопросы по тексту. Работают по группам с веб-квестами и создают ментальные карты. Оценивают свою работу внутри групп и ставят оценки.Методы обучения: технологии «Ментальная карта», «Веб-квест», прием ТРИЗ «Райтинг». IV. Применение знаний и умений в новой ситуацииЦель: формирование на основе нового знания собственного аргументированного представления об изучаемом.Учитель предлагает поработать в парах, составить паспорт слов, называющих предметы интерьера усадьбы (печь, ухват, самовар).Ученики работают в парах, составляют паспорт слова, озвучивают результат работы, выставляют оценки в листы оценки и самооценки.Методы обучения: приемы ТРИЗ «Паспорт слова», «Райтинг».V. ФизминуткаЦель: создание условий для смены деятельности.Учитель организует игру «Жокей и лошадь».Учитель: В современном русском языке есть немало фразеологизмов со словами, называющими предметы интерьера русской избы, предметы старины. Я предлагаю вам поиграть в игру «Жокей и лошадь». Участник одной команды читает фразеологизм, участник другой, у которого есть значение этого фразеологизма, входит в команду «жокеев».Ученики в составе групп называют фразеологизм и его значение.Методы обучения: прием интерактивного обучения ТРИЗ-технологии «Жокей и лошадь» (каждый «жокей» должен найти свою «лошадь»).VI. Обобщение и систематизация знанийЦель: систематизация информации о предметах интерьера старорусской усадьбы.Учитель организует работу по заполнению «Морфологического ящика».Учитель: А теперь попытаемся описать отдельные предметы интерьера этой усадьбы.Для этого нужно заполнить таблицу, используя слова для справок. Первый столбик заполняют все; 2, 3, 4-й – первая группа, 5, 6, 7-й – вторая группа.Ученики заполняют таблицу, распределяют словосочетания по группам. Внутри группы выполняют взаимопроверку работ, выставляют оценки в лист оценки и самооценки.Методы обучения: прием ТРИЗ «Морфологический ящик», технология сотрудничества.VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекцияЦель: организация контрольно-оценивающей деятельности.Учитель предлагает написать сочинение – описание интерьера старорусской усадьбы.Учитель: Приступаем к созданию сочинения-описания. В рабочих тетрадях представлен примерный план. Вы можете писать по предложенному плану, а можете составить свой план.Ученики пишут сочинение в черновом варианте. Читают полученные работы, корректируют.VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнениюУчитель объясняет домашнее задание: подкорректировать сочинения, переписать в тетрадь.Творческие задания на выбор: 1) папарацци (составить репортаж о предмете старинного русского быта); 2) сочинение-описание «Интерьер татарской избы».Методы обучения: элементы технологии дифференцированного обучения.IX. РефлексияЦель: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке, предложив заполнить «рефлексивную мишень». Зачитывает записки из «Корзины ожиданий», предлагает ответить на вопрос: оправдались ли ожидания от урока?Ученики комментируют свои ожидания от урока. Суммируют баллы из листов оценки и самооценки, находят средний балл.Метод обучения: прием АМО «Рефлексивная мишень».Прим. ред. Приложения к уроку опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1050.

Вера КРАСНОВА, учитель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте