Президент России Владимир Путин в ходе встречи с участниками форума «Наставник» предложил «Билет в будущее» – новый проект ранней профориентации для школьников 6‑10‑х классов. На первом этапе ребята, по словам президента, «могли бы обозначить свой будущий профессиональный интерес» дома, на местном уровне, через Интернет. На втором этапе – принимать участие в работе по разным центрам компетенций. А затем получить специальный грант для приобретения практических профнавыков в крупных учреждениях или компаниях. Реализация проекта, по оценкам президента, потребует около миллиарда рублей в год. Его оператором будет союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».Какой в целом должна быть система профориентации детей и молодежи, чтобы она работала эффективно? Об этом мы спросили у наших экспертов.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член центрального штаба ОНФ:- Инициатива президента является естественным шагом в направлении организации взаимодействия системы образования и реального производства, причем очень своевременным. Сейчас создаются и федеральные, и региональные площадки, где ребята могут вместе с профессионалами принять участие в разработке проектов, поработать в лабораториях, ознакомиться с инженерным оборудованием. Как правило, это краткосрочные программы – от трех дней до трех недель, и доступны они далеко не каждому ребенку.При этом важно, чтобы «Билет в будущее» становился дополнительной, а не единственной возможностью для школьников в получении предпрофессиональных навыков. Важно также организовывать системную работу в регионах и муниципалитетах. Как показывают мониторинги, проведенные экспертами Общероссийского народного фронта, каждый третий школьник считает, что ему не хватает глубоких знаний по предметам, для того чтобы стать успешным после окончания школы, почти 29% отметили, что им недостает понимания, чем хотелось бы заниматься в будущем. Участие в этом опросе приняли более 1500 учащихся из 81 региона в возрасте от 13 до 18 лет.О том, что в школе проводятся специальные тесты на выявление интересов, способностей и личных качеств, сообщил только каждый второй учащийся. Многим ребятам недостает полезных для выбранной специальности предметов, встреч и бесед с успешными и интересными людьми, которые организовывала бы школа, презентаций вузов, техникумов; лекций о профессиях и экскурсий. Казалось бы, все эти формы работы со школьниками давно отработаны, и каждая школа в состоянии их организовать. Несмотря на это, каждый пятый учащийся отметил, что школа никак не помогает определиться с будущей профессией.Важно предоставить учащимся как можно больше информации о выборе профессии, а иногда уже на школьном этапе дать возможность проверить свои силы в той или иной сфере. Здесь сложно переоценить значение налаженных связей с предприятиями, организациями среднего профессионального и высшего образования. Ведь большинство школьников – 92% – сообщили, что хотели бы работать или стажироваться еще до того, как им исполнится 18 лет.Наталья ТИМОШИНА, начальник Управления образования администрации городского округа Красногорск, Московская область:- Чем раньше начнется такая работа, тем лучше. Главное, чтобы методы ранней профориентации школьников были эффективными и современными. И мы решили, что увидеть лучше, чем услышать. В декабре 2017 года учащиеся школ стали зрителями одного из этапов IV Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» Московской области, а за несколько месяцев до этого первую настоящую дорогу к интересным рабочим профессиям предложил Красногорский колледж. Начиная с 2017 года в Красногорске для учащихся 7‑9‑х классов работает программа ранней профориентации. Ребята получили возможность на бесплатной основе заниматься в кружках «Web-дизайн сайтов», «Поваренок», «Юный автомеханик» и других. Еще больше возможностей появится у школьников городского округа с открытием «Кванториума», где учащиеся смогут приобрести практические навыки сразу в нескольких областях знаний.В 10‑11‑х классах наша принципиальная позиция состояла в том, чтобы работа по профориентации была двухсторонней. Со стороны управления образования – широкая включенность школ в сотрудничество с организациями высшего и среднего профессионального образования. Заработали наши замечательные проекты профильных классов: социально-экономические, физико-математические, биолого-химический выпустили своих первых выпускников. Многие школы округа пошли дальше, заключив с вузами договоры о сотрудничестве, позволяющие ученикам слушать лекции, заниматься в лабораториях, выполнять проектные работы на базе этих учебных заведений, выступать на конференциях, а также получать целевые направления в эти вузы.С другой стороны, современные выпускники должны обладать современными компетенциями, иметь навыки и умения, необходимые в жизни. На это направлена разработанная в Красногорске многоцелевая комплексная программа «Взлетай». В этой программе – разговорный английский и умение выступать публично, курсы вождения и спортивное развитие, привитие навыков правильного питания и программа мониторинга здоровья выпускников.Каждый ученик должен иметь возможность выбрать работу по душе и стать профессионалом своего дела, а наша задача – сделать так, чтобы для выпускников красногорских школ билет в будущее был билетом первого класса!Елена ДАНИЛИНА, заместитель директора лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», Воронеж:- Мы пробовали разные варианты профориентации и в итоге остановились на той системе, которая кажется нам наиболее приемлемой и эффективной. В пятом, шестом и седьмом классах используем ресурсы внеурочной деятельности. У нас есть система быстрых курсов по 10‑12 занятий по различным предметам и некоторым видам деятельности. Например, курсы по фотомонтажу, видеомонтажу, робототехнике и 3D-моделированию. Ребенок знакомится с этими направлениями, получает первоначальный навык, а дальше может осваивать эти виды деятельности на более высоком уровне. Параллельно на всех ступенях обучения с детьми работают психологи, проводят анкетирование и психологические тесты. Так мы пытаемся определить, в какой области у ребенка больше потенциальных возможностей, и рассказываем об этом родителям. В восьмом и девятом классах ребята могут по своему выбору изучать ряд предметов на более расширенном уровне. При этом за два года обучающийся может поменять четыре направления, у него есть возможность переходить с предмета на предмет. В итоге в десятый класс ребенок приходит, делая осознанный выбор и определяя то направление, по которому будет поступать в вуз. А уже по нему в 10‑11‑м классах идет изучение трех предметов на углубленном уровне, как того требует ФГОС.Остается важный момент, требующий дальнейшего изучения и развития. Как работать с теми ребятами, кто не нацелен на поступление в вуз и уходит из школы после девятого класса? Знаю, что в нашей области и в других городах России есть примеры решения этой проблемы. Начиная со среднего звена детям дают понять, что представляет собой та или иная профессия, дают возможность «попробовать» эту профессию руками. То есть, сотрудничая с различными профессиональными колледжами и лицеями, школы могут направлять своих учеников туда на занятия. Или сами преподаватели колледжей приходят в школы, знакомят с профессиями. Мне кажется это очень интересным и перспективным.Елена КОЛЕЧЕНОК, региональный координатор Российского движения школьников в Карелии, Петрозаводск:- Если говорить о качествах системы профориентации, то на первое место я бы поставила чуткость к потребностям самого школьника – прежде чем массово выводить класс на фабрику или в учреждение, среди ребят важно провести опрос об их интересах, содействовать коллективному взвешенному решению. Не менее важно, чтобы система была гибкой и интерактивной по предлагаемым формам работы – психологическое тестирование, просветительские лекции, познавательные экскурсии, профориентационные игры должны оставлять у подростков живые чувства, это не должны быть мероприятия для «галочки». Подход должен быть практико-ориентированным – попробовал/сделал/прожил сам.Кроме того, озадачены профориентацией подрастающего поколения должны быть не только педагоги и службы занятости, но и работодатели, родители, общественные организации, СМИ, мэры городов, руководители регионов и т. д. Взрослым важно вместе ответить на вопрос, зачем на самом деле мы профессионально ориентируем молодежь. С представителями разных профессий можно было бы знакомить и первоклассников, и старшеклассников, просто в каждом возрастном периоде важно добавлять в профориентационную работу определенные аспекты. Например, в классах среднего звена провести дискуссионный клуб «Портфолио и будущая профессия», а для десятиклассников – игру-моделирование «Собеседование».Елена К., учитель математики, Новгородская область:- Не представляю, как организовать профориентацию в сельских и деревенских школах. Выезд школьного автобуса в город, например, не оплачивается, если цель выезда не связана с учебой. Кто будет оплачивать бензин? Родители сельских школьников не имеют денег даже на нормальную одежду и обувь для ребенка, какие уж тут поездки? Представим мифическую ситуацию – сельский ребенок получил грант на получение профнавыков в крупной городской компании. А где он будет жить во время этой профучебы? Даже проживание в общежитии какого-нибудь института обходится в Великом Новгороде в 8 тысяч рублей в месяц. А ведь это общежитие формально имеют право дать только студентам! Очень много практических, организационных вопросов возникнет… Боюсь, не все они решаемы.
Комментарии