В основе программы лежат идеи, разработанные Институтом тренинга (Санкт-Петербург), программа «Умное поколение», работы Н.И.Дереклеева «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе», И.И.Шаровой «Развиваем речь, или Маленький оратор», З.Л.Шинтарь «Введение в школьную жизнь», материалы книг А.А.Лопатиной, М.В.Скребцовой.
Рассказы, сказки, творческие задания, система вопросов, игр направлены на развитие в детях навыков анализа взаимоотношений между близкими людьми, формирование личности школьника, его социальных и духовных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, ответственности, честности, трудолюбия. Задача учителя – поддержание интереса детей к понятной им проблеме (умение дружить, честность, доброта, благородство) в доверительных беседах.
Программа данного курса, как и большинства интегрированных курсов, построена на основе спирально-концентрического принципа разработки учебных программ. Каждый виток (цикл) данной воображаемой спирали включает четыре условно выделенных раздела. Таким образом, программа курса состоит из четырех разделов.
Раздел 1. Самопознание и самосовершенствование
Учебный интерес, возникающий в результате рефлексивной оценки проблемной ситуации, представляет собой сложное эмоциональное переживание неудовлетворенности собой, своей некомпетентностью, спроецированное на объект действия. Именно это переживание, вызывающее состояние внутренней напряженности, побуждает ученика искать ключ к пониманию проблемной ситуации, не позволяя удовлетвориться подсказанным извне или случайно найденным способом выхода из нее.
Раздел 2. Познание товарищей, обучение правилам общения и диалога в коллективе
Начинается анализ взаимоотношений ребенка с одноклассниками, друзьями. Младший школьник все активнее общается со сверстниками, эти отношения начинают оказывать на его развитие и социальную адаптацию все большее влияние. Критерием социального успеха младшего школьника становится оценка его окружающими.
В результате обмена мыслями ученик приходит к более содержательному и глубокому пониманию ситуации, опираясь на которое он действует и значительно увереннее, и намного успешнее. Это обстоятельство порождает заинтересованность ученика в таком обмене мыслями со своими соучениками и учителем, которое при благоприятных условиях быстро перерастает в потребность в деловом общении с партнерами по деятельности. Одновременно происходит интенсивное освоение важнейших коммуникативных умений, без которых общение невозможно, – умения аргументированно выражать свою мысль и умения адекватно воспринимать мысли собеседника.
Предполагается обсуждение с ребятами следующих проблем: что такое благодарность, умение дружить, принимая любого человека с достоинствами и недостатками.
Происходит накопление опыта самооценочной и оценочной деятельности, в результате у детей формируются следующие умения:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.
Раздел 3. Общение с близкими
Начинается анализ взаимоотношений ребенка и членов семьи. В период обучения в начальной школе дети продолжают путь социализации, связанный с постепенным обособлением от родителей. Беседы с детьми и творческие задания, посвященные материнству и отцовству, позволят детям сделать шаги к более уверенному самоопределению: безусловная любовь родителей – условие защищенности ребенка. Предлагаемые для обсуждения темы позволят детям оценить помощь, поддержку близких как основу жизненных успехов.
Подлинное счастье полноценного человека заключается в способности слышать и слушать ближнего, быть диалогичным, открытым, терпимым. Поэтому следующим шагом стали вопросы о взаимопонимании, доверии, дружбе, заботе о братьях и сестрах. Задача данного раздела – помочь младшим школьникам осмыслить значение братьев, сестер в их жизни, найти приемлемые способы взаимодействия с ними, их поддержки.
Важно также помочь ученикам с благодарностью оценить роль пожилых членов семьи в их становлении, научиться без смущения и чувства неловкости помогать бабушкам и дедушкам.
Раздел 4. Мир вокруг нас богат и разнообразен, а ты – часть этого мира
Логичное завершение курса – размышления учеников об идеальных взаимоотношениях с окружающим миром. Предполагается рефлексия детей на темы самореализации. Рассматриваются вопросы: как подготовить себя к публичному выступлению; попробуем научиться овладевать аудиторией; грамотная речь – залог хорошего выступления; поговорим о формах и стилях публичного выступления; как понравиться незнакомому человеку, как овладеть искусством спора; об использовании в общении чувства юмора; как разрешить конфликтную ситуацию и др.
Курс «Школа диалога» готовит к развивающей школьной жизни не только учащихся, но и учителя.
Наталья ВОЛЧКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
Людмила ЕРОФЕЕВА, учитель начальных классов финансово-экономического лицея №29, Пенза
Комментарии