Сегодня появился новый вид преступников, которые собирают информацию по открытым профилям подростков в социальных сетях и продают ее на закрытых биржах злоумышленникам, которые затем могут использовать ее в довольно широком диапазоне действий, попадающих под УК РФ.
Согласно данным исследования «Детский рунет» 93% детей в возрасте 5‑11 лет пользуются Интернетом, при этом уже в возрасте 5‑7 лет они проводят в Сети 39% своего времени, к 8‑11 годам этот показатель вырастает до 55%.
Число эпизодов онлайн-травли школьников растет с каждым годом, и если тренд не изменится, через пару лет оно обгонит ставший уже привычным злом буллинг. Совокупная аудитория фанатских сообществ, посвященных событиям в американской школе «Колумбайн», менее чем за год увеличилась вчетверо. Крупнейший черный рынок Даркнета сделал наркотики более доступными для школьников, чем спиртное. А педагоги и родители, привыкшие к традиционным опасностям, от которых нужно ограждать детей, оказались не готовы к тому, что у Интернета есть темная сторона, и, даже узнав о ее существовании, они не представляют, как ей противостоять и возможно ли это вообще.
Сетевая беспечность подростков
Все чаще экстремисты и радикалы используют в своих целях социальные сети, Интернет. Преступники прежде всего нацелены на подростковую и молодежную аудитории, на детей с неокрепшей психикой.
Владимир Путин,
Президент РФ
Для комплексной работы по обеспечению информационной безопасности детей вначале обучение должна пройти управленческая команда школы, чтобы руководство учреждения было в курсе последних трендов, знало, как действовать в различных ситуациях, и могло управлять и координировать работу школьной команды.Владимир Каширов,член президиума Координационного совета Национального совета безопасности России
Эксперты отмечают, что на фоне снижения возраста интернет-пользователей в информационном пространстве одной из постоянно растущих угроз становится кибербуллинг – интернет-травля в школьной и подростковой среде. Статистически негативная тенденция подтверждается опросами, демонстрирующими рост толерантности к насилию среди молодежи. В этом году зафиксировано около 800 эпизодов кибербуллинга, получивших широкий общественный резонанс. Основными площадками в 2019 году стали ВКонтакте и YouTube, растет количество эпизодов в сети Instagram.
Еще одной информационной угрозой, имеющей очевидный социальный генезис, эксперты в сфере безопасности считают растущий в настоящее время интерес школьников и студентов к событиям в школе «Колумбайн», где в 1999 году произошло массовое убийство учеников (более 20 жертв). В частности, специалисты в течение нескольких последних лет фиксируют увеличение интереса и рост аудитории в сообществах, посвященных этому событию. По сути, можно говорить о новом деструктивном культе, обладающем всем спектром соответствующей сектантской атрибутики. В нападениях на российские образовательные организации, зафиксированных за последние несколько лет, подростки копировали «колумбайнеров» – вплоть до надписей на футболках. Совокупная аудитория групп, посвященных скулшутингу, в социальных сетях превышает 300 тысяч человек.
Другое явление – Alternate reality games, или ARG (альтернативная реальность – интерактивные компьютерные игры, использующие в качестве платформы реальный мир). Один из самых нашумевших негативных примеров ARG – игра «Синий кит» (другое название «группы смерти»). Сегодня эксперты правоохранительных структур и профильных общественных организаций классифицируют методики склонения детей к самоубийству в «группах смерти» как новые технологии социальной деструкции, предполагающие управление массовым поведением людей с помощью информационно-коммуникационных технологий. Аудитория ARG за несколько лет ее существования превысила численность в 600000 человек.
Тренинги для управленческих команд формируют безопасный облик московских школ
В текущем году Московский центр развития кадрового потенциала образования на основе мониторинга актуальных информационных угроз совместно с Медиасоветом КС НСБ России и ООПН «Безопасная столица» разработал и успешно апробировал тренинги для управленческих и школьных команд, а также интенсивные модули для классных руководителей по защите детей от опасного контента (угроз социального и технологического характера). В ходе тренинга управленцы в режиме интерактивного интенсива учатся распознавать самые актуальные и массовые угрозы и осваивают эффективные технологии работы с ними.
В первом блоке тренинга управленческая команда учится основным механизмам выявления угроз на основе анализа профилей подростков в социальных сетях. На этом этапе участники выявляют ребят, находящихся в группе риска, связанной с такими явлениями, как school-shooting, ARG, кибербуллинг и груминг/секстинг. Управленцы выявляют ключевые слова, хештеги, увлечения, фото-, видеоматериалы, ссылки, контакты и целый ряд индикаторов странички подростка, которые позволяют идентифицировать ту или иную угрозу социального характера. К примеру, анализ произошедших инцидентов в школах показывает, что во многих случаях подростки, которые совершали нападения в образовательных организациях, воспроизводили известные реплики, имена, увлечения убийц, устроивших расстрел в школе «Колумбайн». Другое явление, с которым работают члены управленческой команды, – технология ARG – игры в альтернативной реальности, иногда игры, изменяющие реальность. В ходе тренинга руководители не только узнают об этих технологиях, но и учатся направлять их на службу мирным и профилактическим целям – ведь ребенок, который может увлечься подобными играми, потенциально есть в каждом школьном коллективе.
Продолжает блок, посвященный феномену кибербуллинга, образовательный интерактив для управленческой команды школы в соответствии с авторским сценарием, в ходе которого предлагается решать кейсовые задачи, связанные с поведением основных участников конфликта в ситуации кибербуллинга. К слову, одна из наиболее часто встречающихся ошибок при работе с такими инцидентами – отсутствие заботы о том, чтобы убрать хотя бы основные очаги кибербуллинга из Сети. Специалисты часто сталкиваются с ситуациями, когда проблема решается локально, в конкретном образовательном коллективе, но через некоторое время атака на жертву повторяется со стороны совершенно другой аудитории. Помимо конкретных механизмов удаления контента из Интернета управленцы получают схему действий по работе с жертвой, агрессором и наблюдателями.
В следующем блоке управленческая команда учится распознавать специфический сленг, связанный с «темной стороной» Интернета (DarkNet), а также узнает, по каким признакам можно отличить подростка, который умеет туда заходить, и определить, с какой вероятной целью это делается, насколько серьезные угрозы это за собой может повлечь. Сегодня, по разным данным, годовой оборот рынка продажи психоактивных веществ только в одной Москве превышает миллиард долларов, более 10 тысяч человек задействованы в системе продажи наркотиков. Веским аргументом для директора школы является тот факт, что в России в среднем в квартал от 500 тысяч до миллиона подростков приобретают запрещенные препараты в DarkNet. При этом точечные опросы среди столичных педагогов и родителей школьников показывают, что из них менее 20% осведомлены о существовании DarkNet, из которых еще меньше знают о продаже наркотиков в этом пространстве. В результате обучения участники тренинга осваивают методику определения признаков того, что ребенок употребляет наркотики, работает распространителем или по иным причинам присутствует в DarkNet.
Какие же шаги в принципе позволят защититься от нежелательных контактов и не попасть в руки мошенников? Согласно исследованиям Independent Research Facility более 70% финансовой информации, которая попадает от физических лиц в руки преступников, получается при помощи фишинговых сайтов и ссылок. Технологически фишинговые сайты сегодня изготавливаются с такой степенью достоверности, что некоторые из них в принципе невозможно визуально отличить от сайта-оригинала. При этом существуют конкретные и довольно простые способы отличить официальный сайт от подделки, но вся проблема в том, что очень небольшой процент людей вообще знают о существовании этой проблемы. В рамках тренинга управленческие команды получат авторский алгоритм безопасного использования сети Интернет, который включает в себя три основных раздела: «До выхода в Сеть», в котором даются базовые навыки подготовки устройств перед их подключением к Интернету; «Безопасная работа в Сети», где рассказывается о наиболее распространенных на сегодняшний день видах мошенничества и методах противодействия; «Безопасное завершение работы», в котором отрабатывается на практике алгоритм действий по удалению цифрового следа пользователей.
В финале тренинга управленческие команды на групповой сессии классифицируют учебные кейсы по ведомствам, которые ведут направленную работу в той или иной ситуации и определяют, какими нормативными документами регламентируются действия школьной команды в случае возникновения той или иной угрозы.
На сегодняшний день обучение проводится в двух форматах: полуторачасовой тренинг для управленческих команд образовательных учреждений и шестнадцатичасовые интенсивы для школьных команд и классных руководителей.
Комментарии