search
main
0

Безопасность на дорогах. Стоит ли дарить ребенку скутер?

Четвертый Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» собрал более полутора тысяч человек. Для участия в мероприятии в Петербург прибыли представители Совета Федерации, ГИБДД РФ, МВД РФ, делегации 25 стран, в том числе 10 стран СНГ.

Как сказала на  открытии мероприятия председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, несмотря на снижение количества погибших в ДТП, считать тенденцию положительной в стране рано. С 2006  по 2011 год количество погибших в ДТП в целом по стране сократилось на 19%. В прошлом году на дорогах России погибли 28 тысяч человек. По словам Матвиенко, наши дороги – вроде театра военных действий. Увы, власть и общество оказались не готовы к взрыву автомобилизации.

Основными причинами  высокой аварийности и смертности на дорогах она назвала плохое качество дорожного полотна и низкую дисциплину – как водителей, так и пешеходов. Ежегодно в стране фиксируют порядка 45-50 миллионов административных правонарушений, касающихся ПДД. Если десять лет назад ежегодно отмечалось около 7 миллионов случаев превышений скорости, то в последние годы – по 15-17 миллионов.

Но  самой тревожной остается ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Именно этой теме  был посвящен один из восьми круглых столов, прошедших в рамках конгресса.

По данным МВД, если в 2009 году была зафиксирована  тенденция к устойчивому снижению числа случаев ДТП с детьми, то в 2010-2011 годах и первой половине 2012 года наблюдается рост числа погибших и раненых на дорогах детей. Только за семь месяцев текущего года зарегистрировано 11713 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 520 детей погибли и 12364 получили ранения. Увеличение основных показателей аварийности с участием детей отмечено в 27 субъектах РФ.

Дети участвуют в дорожном движении  в различном качестве – пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств – мопедов, скутеров, легких мотоциклов, однако одним из основных видов ДТП с участием детей (42%) являются наезды на детей-пешеходов.  В 2012 году в них погиб 171 ребенок.

Особую тревогу также вызывает состояние аварийности с участием детей-пассажиров. За те же семь месяцев этого года зарегистрировано почти 5 тысяч ДТП, в которых 284 ребенка погибли и 5323 получили ранения, и это превысило число погибших детей-пешеходов.

Что касается детей-водителей, то здесь такая же безрадостная картина. В 1096 ДТП участвовали дети-велосипедисты, 30 из них погибли. Из детей – водителей мопедов и скутеров в 937 ДТП погибли 26 и получили ранения 752 ребенка.

Как отметили участники круглого стола, существующая ситуация говорит об одном – у детей недостаточно развиты навыки безопасного поведения, а взрослых отличает безответственное отношение к жизни и здоровью детей в условиях большого роста числа транспортных средств.

По словам педиатра и хирурга, доктора медицинских наук, профессора, директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля, важно, что проблема ДТП с участием детей проходит красной нитью на всех мероприятиях конгресса. Несмотря на то что есть небольшое снижение по сравнению с прошлыми периодами  числа погибших при ДТП детей, идет утяжеление детских травм. Особенно это касается  детей – водителей транспортных средств.

Как признался Леонид Рошаль, он сам за рулем уже 65 лет, часто ездит  по Москве. Ему очень часто хочется остановить мопедистов, носящихся между машин, и спросить, где их шлемы, где номер? Сегодня мопеды и скутеры не регистрируются в органах ГИБДД, поэтому у них нет государственных номеров. По мнению Рошаля, в стране нужно  вводить учет скутеров, а также  спрашивать с родителей, которые покупают такие игрушки детям, не задумываясь о последствиях.

Поскольку беду легче предупредить, то главный акцент при  работе с детьми должен быть сделан на профилактику, а основную роль в осуществлении профилактических мер должны играть образовательные учреждения. Как заметил Леонид Рошаль, в школах  вполне возможно научить поведению на дороге. К примеру, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии тесно работает с одной московской школой, и отмечено, что за продолжительный период времени здесь не появилось ни одного травмированного на дороге ребенка. Значит, нужно обобщать опыт, делать общий стандарт, обязательный для всех школ, взаимодействовать с другими ведомствами, подчеркнул детский врач.

Кстати сказать,  как сообщили представители Госавтоинспекции, уже  разработан и направлен в Минобрнауки РФ типовой проект паспорта безопасности образовательных учреждений. В него будут внесены  необходимые требования к организации дорожного движения вокруг образовательного учреждения: план-схема образовательного учреждения, маршруты движения детей, план-схема близлежащих территорий, схемы движения детей в парки, на спортивные площадки и т. д. Разрабатывать и утверждать паспорт должны руководитель образовательного учреждения, администрация  органа  муниципального самоуправления и органы Госавтоинспекции муниципального образования.

Что немаловажно, в паспорте будут обозначены те автотранспортные предприятия, которые имеют лицензию на перевозку детей, и рекомендации, какими организациями можно воспользоваться. Также здесь будут присутствовать план-схемы маршрутов таких автобусов. По уверению представителей ГИБДД, паспорт призван помочь директорам школ, чтобы они, увидев те или иные нарушения, отсутствие тех или иных знаков около образовательного учреждения, при поддержке сотрудников Госавтоинспекции могли вовремя давать заявки в муниципалитеты для устранения этих нарушений.

Проблему преподавания основ ПДД в образовательном учреждении подняла заместитель  по УВР школы № 20 Ангарска Иркутской области Наталья Дубровина. В частности, она сообщила, что ПДД в Ангарских школах ведут классные руководители. Причем общей программы как таковой нигде не найти, есть лишь рекомендации и люди, которые чувствуя ответственность, создают свои авторские  программы.

– У меня есть авторская программа, по ней работают в нашей школе. Однако я считаю, что такая  программа должна быть федеральной, одинаковой для всех и включать в себя контрольно-измерительные задания и обязательные зачеты и экзамены. Что происходит сейчас? Эта работа вменена классным руководителям, которые не всегда владеют нужными знаниями. Часто бывает так: учитель просто берет книжку и зачитывает. Причем обучение ПДД входит в функционал классного руководителя. Учитель должен найти, подготовить материал, провести занятие, а завуч еще и проконтролирует качество этого классного часа. А ведь это сложная тема! Чтобы рассказывать о доврачебной медицине, нужна подготовка, интересные материалы и программа обучения.

Будет ли услышано  мнение учителя, покажет время. А пока самый радикальный способ  профилактики предложил опять же доктор Рошаль. В целях предупреждения ДТП с участием детей, по его мнению, нужно написать во всех школах такие слова: «Помните: машина – это орудие убийства и самоубийства!».

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте