В Московском городском психолого-педагогическом университете состоялся Международный научно-практический семинар «Инклюзивные процессы в современном образовании: опыт, проблемы, перспективы». Его организаторами стали Департамент образования, МГППУ, Центральное окружное управление образования, региональная общественная организация инвалидов «Перспектива».
Виталий РУБЦОВ, ректор МГППУ:
– Сегодня именно образование встретилось лицом к лицу с детьми, которые пришли в систему образования, – с детьми-инвалидами. Эти дети требуют ответа на многие свои вопросы, они хотят получить нормальное, доступное, полноценное образование. Ответ образования должен быть адекватным, то есть система образования должна дать ответ, можно ли обучать этих детей таким образом, чтобы они такое образование получили. Я хочу отметить две вещи. Первая: Москва – тот регион, где проблема индивидуализации образования детей с разными возможностями становится в центр внимания столичной системы образования. Вторая: в Москве уделяется пристальное внимание системе подготовки кадров для обучения и воспитания таких детей. В частности, в МГППУ есть факультет, который уже готовит психологов для работы с детьми, имеющими ограничения в возможностях: слабовидящих, слабослышащих и других. Нам нужно теперь подвести итоги, решить, что делать дальше, какие шаги нам потребуется сделать в этом направлении. Процесс инклюзивного образования, который характеризуется проблемами и трудностями, сегодня отличается тем, что мы проблемы поставили, вопросы и трудности обозначили и готовы идти дальше.
Денис Мишель РОЗА, директор РООИ «Перспектива»:
– Я представляю сегодня не только «Перспективу», но и комиссию «Образование для всех», которая объединяет общественные организации, которые уже есть в 24 городах России. В трех секциях нашей конференции работали ученые, педагоги, которые верят в возможность инклюзивного образования, которые много делают для того, чтобы это образование стало реальностью. Психологи обсудили такие важные вопросы, как «Организация и формы сопровождения и поддержки в условиях инклюзивного образования», «Технологическое, дидактическое и информационное обеспечение инклюзивного образования», «Кадровое обеспечение инклюзивного образования». Нам очень важно знать, как удается преодолеть трудности, возникающие в процессе развития инклюзивного образования, чтобы, с одной стороны, отметить развитие этого образования, а с другой – убедиться еще раз в том, что есть сообщество, которое развивается и будет развиваться дальше.
Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования:
– Сегодня мы уже можем не только говорить о том, как нужно инклюзивное образование, но и более активно действовать, использовать отечественный и зарубежный опыт.
В Москве уже многие годы действуют правительственные программы по работе с инвалидами начиная с детей дошкольного возраста.
Безусловно, мы создаем условия для того, чтобы все они могли быть реализованы и чтобы каждому ребенку, а главное, родителям, мы могли дать реальное право выбора того, где родитель хотел бы обучать своего ребенка, показать условия для этого и дальше уже продвигать этот процесс.
Хоть мы сегодня и говорим об инклюзивном образовании, дети в Москве продолжают обучаться в коррекционных учреждениях. Здесь с учетом того, что 2009 год в Москве объявлен мэром Годом равных возможностей, предусмотрено значительное укрепление материальной базы этих учреждений, оснащение их современнейшим оборудованием. Но мы для себя как основную все же поставили задачу расширения учреждений инклюзивного образования.
Полтора года назад Правительство Москвы подписало договор с ЮНЕСКО по проекту дошкольного образования. В сентябре 2010 года в столице состоится Всемирная конференция ЮНЕСКО по этим вопросам. Одно из направлений проекта, естественно, – инклюзивное дошкольное образование. Почему? Мы все знаем о том, что проблемы инвалидов, как кажется, в последнее время уже не проблемы инвалидов, а проблемы здоровых людей. Мы наблюдаем детей и взрослых, их родителей в инклюзивных детских садах, мы видели, какое было отторжение сначала у родителей здоровых детей, которые не хотели вести в ДОУ своих детей, но постепенно ситуация изменилась. Теперь у нас в инклюзивные детские сады стоят очереди родителей здоровых детей. В этих детских садах совершенно другие программы развития, там активно привлекают родителей ко всем этим процессам. Нам кажется, что если мы действительно будем развивать инклюзивное образование в дошкольном, а потом и в школьном возрасте, то, естественно, поможем не только детям и их семьям, но и обществу.
Бертран БЕЙВИЛЬ, представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации:
– В этом году весь мир отмечает 20-летний юбилей Конвенции о правах ребенка. Одно из положений этой конвенции – неотъемлемое право образования для каждого ребенка. Страны, подписавшие конвенцию, взяли на себя обязательство – предоставлять равные возможности в области образования детям, имеющим инвалидность. В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, это очень важный шаг для России. По заверениям первых лиц государства, ратификация этой конвенции должна состояться до конца 2009 года.
В 24-й статье Конвенции о правах инвалидов сказано, что для реализации прав на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях обучения в течение всей жизни человека.
Важное заявление в этой связи сделал 7 апреля 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на заседании Совета по делам инвалидов. Он подчеркнул необходимость создания нормальной системы образования для детей, имеющих инвалидность, чтобы они могли общаться среди сверстников в обычных школах с самого раннего возраста, не чувствуя себя изолированными от общества. Это действительно актуально, ведь права многих российских детей на образование сегодня нарушаются. Происходит это не по причине недостатка финансирования или оборудования, а из-за существования физических и психологических барьеров в обществе, которые мешают обеспечению равных возможностей для тех, кто отличается, кто не такой, как все.
ЮНИСЕФ убежден, что инклюзивное образование играет ключевую роль в социальной адаптации и интеграции детей с инвалидностью и с особыми потребностями. Совместное обучение помогает детям с инвалидностью быстрее развиваться и в дальнейшем легче интегрироваться в общество, а их сверстникам осознать, что все мы разные, это обогащает мир и делает его ярче.
В России предприняты важные шаги для развития подходов инклюзивного образования, и уже можно видеть определенные результаты. ЮНИСЕФ работает вместе с российскими педагогами над созданием инклюзивных школ в Москве, в Бурятии, на Северном Кавказе.
Дендев БАДАРЧ, директор представительства Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры информации и коммуникации в Москве (бюро ЮНЕСКО):
– ЮНЕСКО рассматривает инклюзивное образование как фундамент для инклюзивного общества. Поэтому обращаю внимание на то, что инклюзивное образование не ограничивается рамками школы или ДОУ, это касается всего общества.
В прошлом году в Женеве прошла 48-я сессия международной конференции ЮНЕСКО по образованию на тему «Инклюзивное образование – путь в будущее». Как раз на этой конференции была делегация Российской Федерации, в состав которой входила руководитель Департамента образования Москвы Ольга Ларионова.
Среди важнейших рекомендаций конференции был пункт о том, что инклюзивное образование – непрерывный процесс, направленный на предоставление качественного образования для всех, при этом мы должны исходить из общего и более широкого понимания инклюзивного образования, которое учитывает разнообразные потребности всех учащихся, а не только детей-инвалидов. ЮНЕСКО предлагает рассматривать инклюзивное образование как возможность реализации права на образование всех, включая инвалидов, детей мигрантов, детей коренных малочисленных народов, ВИЧ-позитивных детей, детей из сельских местностей и так далее. Таких категорий детей очень много – специалисты называют более 40.
Исаак КАЛИНА, заместитель министра образования и науки РФ:
– В конце 2008 года принята новая редакция типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в которой четко регламентируется организация совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития.
Следующий шаг – закрепление аналогичных норм в типовых положениях об общеобразовательном учреждении и других образовательных учреждениях. Для оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации министерство в 2008 году направило в регионы разработанные рекомендации по созданию условий для получения образования детьми-инвалидами, которые, конечно же, содержали важные ориентиры для организации деятельности в этой сфере. В результате наряду с организацией образования детей с нарушением развития в коррекционных учреждениях процесс интеграции таких детей в обычную образовательную среду развивается.
Активизации этой деятельности во многом способствовало внедрение в 2006 году модельной методики нормативного подушевого финансирования. Согласно методике обучение таких детей в общеобразовательном учреждении финансируется по нормативу, установленному для коррекционного учреждения соответствующего типа и вида, что, естественно, мотивирует общеобразовательное учреждение очень внимательно относиться и сделать все, чтобы эти дети учились у них.
Особую категорию обучающихся составляют дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать школы и обучаются на дому. Для расширения доступа этих детей к образованию сегодня успешно используют дистанционные формы обучения. Для оказания регионам содействия в создании условий для дистанционного обучения детей-инвалидов на дому соответствующее мероприятие включено в программу реализации приоритетного национального проекта «Образование». При этом я хочу отметить огромную заинтересованность субъектов Российской Федерации, по их просьбе практически с полным участием была проведена учеба региональных руководителей и специалистов субъектов Российской Федерации на базе опыта, который имеет Москва в обучении детей-инвалидов.
Комментарии