search
main
0

Безбарьерная школьная среда и родительский вектор участия

Испытывая волею судьбы все тяготы родителя, имеющего ребенка – инвалида детства, на протяжении ряда лет все больше убеждаюсь в том, что, как это ни покажется парадоксальным, сила родительского сообщества в триумвирате «школа – родители – государство», по существу определяющем судьбу наших детей, пока оказывается довольно слабой, а его реальное воздействие на положение дел не имеет системного наполнения.

Конституционно дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья наделены всеми теми правами, что и другие граждане Российской Федерации, за последние годы в стране немало сделано для того, чтобы от общего признания существующих проблем перейти к их предметному разрешению.

Москва здесь, конечно, впереди. Итоги минувшего, 2009 года, провозглашенного Годом равных возможностей, наглядно свидетельствуют о том, что создание и обеспечение условий жизнедеятельности и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья столичная власть рассматривает как специализированную отрасль социальной ветви городской экономики, различных инфраструктурных частей городского хозяйства, культурной и спортивной жизни города.

На этом фоне наше родительское участие в судьбе собственных детей, форма отстаивания их гражданских прав и соцзащиты остается почти традиционной – она сводится главным образом к нашим личным обращениям в различные медицинские учреждения, органы социальной защиты, управленческие структуры. Тем самым изначально кричащая, признанная сегодня как системная государственная проблема в дальнейшем расчленяется на дискретные, локальные просьбы и обращения, решение которых ограничивается чаще всего интересами отдельных семей или граждан.

Можно радоваться каждому отдельному факту появления в таком мегаполисе, как Москва, оборудованных в зданиях пандусов и подъемников для инвалидов-колясочников, а можно ведь и по-другому: постановлением городского правительства запретить утверждение проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию гражданских объектов, где устройство таких пандусов и подъемников не предусмотрено, и это уже будет системное решение проблемы. Точно так же можно поступить и с оборудованием туалетов для детей-инвалидов в общественных зданиях, поездах дальнего следования.

В целом же должна быть разработана и утверждена целая система нормативных требований к объектам городской инфраструктуры, полностью, по европейским меркам, приспособленных для детей-инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности (колясочники, опорники, незрячие, глухие). На мой взгляд, нужен специальный технический регламент – правовой документ, устанавливающий на федеральном законодательном уровне государственные нормы и требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции объектов городской инфраструктуры…

В Москве уже есть различные организационные формы участия родителей, их сообщества в разрешении проблем детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее публичные из них – Общегородское родительское собрание и Общественная палата Москвы по образованию. Муниципальные управленческие структуры – прежде всего Департамент социальной защиты населения и Департамент образования Правительства Москвы – при подготовке различных распорядительных документов стараются учесть в той или иной мере родительские обращения в свой адрес, предоставляют родителям возможность быть услышанными. В этой связи можно говорить уже как о хорошей традиции проводить в Москве ежегодные гражданские форумы и общегородские интернет-собрания родителей, на которых общественность и власть города вступают в открытый диалог, обсуждают конкретные предложения, вырабатывают совместные позиции по решению актуальных задач.

И все же консолидация нашего родительского участия на практике пока недостаточна. Еще не создана та самая критическая масса нашего реального влияния, которая позволяет не просто обозначить общественный признак реализуемых мероприятий, но и наполнить их предельно конкретным и необходимым участием. Без такой консолидации, на мой взгляд, существенно падает и эффективность используемого административного ресурса, снижаются социальная острота и актуальность предлагаемых мер, размывается адресность выделяемых финансовых и материальных средств. К примеру, ровно 10 лет назад был подготовлен и даже принят обеими палатами Федерального Собрания РФ проект ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Но в конце концов закон не был подписан: посчитали, что все это уже учтено в других законах («Об инвалидах» и «Об образовании»). Думаю, что тогда не хватило именно консолидированного родительского мнения в отстаивании очень нужного нам документа. Остается надеяться, что находящийся в Госдуме на рассмотрении новый проект данного ФЗ на сей раз будет принят.

Основным же принципом консолидации родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья должно стать их целевое участие в разрешении насущных проблем, реализуемых прежде всего в рамках государственных программ и национальных приоритетов. Хорошим и показательным примером такого реального участия могут стать инициатива «Наша новая школа» Президента РФ Дмитрия Медведевым и особая задача, выдвинутая в рамках этой инициативы, – «Создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов».

Для решения поставленной задачи предусматривается пятилетняя государственная программа «Доступная среда», принятие которой планируется в 2010 году. В широком плане процесс разработки и обсуждения основных частей этой программы позволит создать эффективную и надежную модель общественно-государственного сотрудничества в разрешении системных национальных проблем. Убежден, что наработанный за 11 лет в Москве практический опыт обязательно должен быть востребован при подготовке этого важного документа.

Родительскому сообществу необходимо участвовать в разработке и реализации данной государственной программы, отдельных целевых муниципальных программ прежде всего для отражения в них обобщенного родительского мнения, его учета при формировании целевых программных направлений. Например, представляется очень важным и интересным для родителей эксперимент по внедрению инклюзивной модели обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе 110 московских образовательных учреждений. Для организации этой работы, как известно, уже созданы городской и 10 окружных ресурсных центров. Или, например, участие в программе Департамента культуры по модернизации и приспособлению объектов культуры к посещению инвалидами различных категорий, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организационные формы и содержательная часть участия родителей могут быть предметом обсуждения на Общегородском родительском собрании, в Общественной палате Москвы по образованию. Конечно, конкретные предложения могут вырабатываться на совместных заседаниях педагогических советов и родительских комитетов школ сети коррекционного образования. В широком плане такой подход в перспективе своей открывает дорогу к государственно-общественной форме управления образованием в Москве, наполняет его реальным содержанием и в полном смысле равными возможностями.

Недавно в Северном округе столицы состоялось расширенное заседание педсовета средней школы коррекционного II типа №52, руководимой заслуженным учителем РФ Л.Шакировой. На нем было выражено убеждение, что в нынешних условиях родительское участие в воспитании и образовании наших детей уже нельзя рассматривать просто как «подсобный материал», традиционно помогающий решать текущие организационные, материальные и хозяйственные вопросы. Следует придать этому участию конструктивный характер, определив его предметные направления в совместной с педагогами работе.

Некоторые направления такого конкретного участия родителей на этом педсовете тесно увязывались с инициативой «Наша новая школа». Например, с одной из задач этой инициативы – расширением самостоятельности общеобразовательных школ, которая напрямую затрагивает и систему коррекционного образования, прежде всего в части разработки индивидуальных образовательных программ обучающихся.

Для наших детей индивидуальный подход к обучению стал ключевым. Он обусловлен прежде всего ограниченными возможностями здоровья конкретного ребенка и формированием на этой основе направлений их индивидуального предметного обучения, укрепления физического и психического состояния, развития умственных способностей и профессиональных наклонностей. В этой связи было бы логично индивидуальную образовательную программу сблокировать с индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая сегодня выдается нашим детям федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Рискну предположить, что в этом случае последняя окажется более жизненной и реальной, чем она является до сих пор.

Ориентированные на критерии массовых контрольных испытаний знаний индивидуальные программы могут оказаться не только надежной маршрутной жизненной картой для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, но и своего рода пособием поведенческой культуры родителей по воспитанию и образованию детей. По себе лично знаю, насколько это необходимо.

В человеческой природе инвалиды всегда были и, к большому сожалению, будут. Сложность этой проблемы усиливается еще и тем, что она связана с имеющимися серьезными деформациями в общественном сознании, низкой внутренней и поведенческой культурой наших граждан (особенно детей), отсутствием продуманной, хорошо выверенной в идеологическом плане воспитательной политики. Но в первую очередь я бы выделил здесь серьезные пробелы в образовательных программах разного уровня и для разных категорий детей.

В этой связи мне представляется правильным пока не идти дальше эксперимента с развитием системы инклюзивного (интегрированного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Слишком мало статистики и практических наработок для расширения инклюзивного пространства. К тому же рядом с «инклюзивным образованием» очень часто можно услышать призывы к толерантному, то есть терпимому (?!), отношению общества, самих детей к таким же детям, но только с ограниченными возможностями здоровья. На мой взгляд, подобный призыв не способствует сближению и тем более интеграции детского коллектива, скорее – наоборот.

Приобретение новых и тем более специальных знаний, по моему мнению, объективно не может быть полем для инклюзивного обучения наших детей, тем более по программам массовых школ. Для интеграции существуют и должны разрабатываться другие, в большинстве случаев внешкольные формы человеческого общения и поведенческой культуры. Образовательный же процесс должен выстраиваться исключительно по индивидуальным программам, на что, собственно, и ориентирует инициатива Президента РФ «Наша новая школа».

С другой стороны, привлечение самих родителей к разработке программ делает последние более конкретными, реально отражающими особенности того или иного ребенка и, что немаловажно, делает предметной ответственность родителей за результаты обучения и воспитания. Именно поэтому их участие в данном случае представляется актуальной задачей будущей государственной программы «Доступная среда».

В предстоящей модернизации системы педагогического образования, о которой также шла речь в Послании Президента РФ, наряду с повышением квалификации учительского состава школ актуализируется вопрос и о повышении квалификации родителей учеников. Полученный ими в свое время багаж знаний быстро устаревает, и его часто хватает лишь на текущий контроль за выполнением ребенком заданий учителя. Организация в школах специальных методологических семинаров для родителей может оказаться в этом плане хорошим подспорьем.

Думаю, не только я, но и другие родители обратили внимание на ту часть Послания, где предложено для работы в школах привлекать тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая и специалистов, которые не имеют педагогического образования.

Такое предложение, на мой взгляд, кардинальное по своей сути, привносит в общеобразовательный процесс дополнительное, отраслевое содержание, приглашает к участию в нем работодателей – потенциальных потребителей продукта в виде знаний, способствует наполнению этого продукта профессиональными ориентирами и практическими рекомендациями для старшеклассников. Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья мнение и участие родителей в профориентации ребенка, пространство которой весьма ограничено, чаще всего оказываются определяющими. Эффективность и проводящая роль такого участия могут быть усилены рекомендациями практиков, специалистов высшего и среднего профессионального образования.

Хочу обратить внимание своих коллег – родителей на то положение Послания Президента РФ, в котором в контексте с формированием в России гражданского общества шла речь о создании института социально ориентированных некоммерческих организаций. Кстати, соответствующий законопроект недавно в Госдуме в первом чтении был рассмотрен. Думаю, что в подобную общественную организацию может быть трансформировано Общегородское родительское собрание Москвы. В новом статусе, при поддержке государства, финансовой, информационной и консультационной помощи, налоговых льготах и наличии имущественных прав сила консолидированного родительского влияния на решение актуальных проблем их детей получила бы кратное усиление.

Подарив жизнь своим детям, в дальнейшем мы сделали этот подарок даром преданности, своим родительским, гражданским и профессиональным долгом. Но чтобы исполнение этого долга не казалось тяжким крестом, чтобы оно приносило удовлетворение и радость, наши дети и мы, их родители, не должны ощущать себя лишь объектами благотворительности, тем более вызывать у своих сограждан чувства голой жалости и общественной неполноценности.

Искренне рассчитываю, что настоящая публикация вызовет живой интерес и реакцию прежде всего родительской общественности и педагогов. Впрочем, не только их. На пути к созданию в России гражданского общества отношение к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, создание для них надежных и адекватных условий жизнеобеспечения, образования и развития как раз и формируют ту самую «доступную среду», создание которой предусматривает государственная программа 2010 года.

Сам процесс разработки программы, ее реализации должен оказаться, по сути, вектором нашего общего движения в этом направлении, отражением нравственного и духовного здоровья общества. Двигаясь в этом направлении, – я в этом глубоко убежден – нашим детям не нужно будет «…бежать вверх по эскалатору, который едет вниз…».

Виктор ГАРАНИН, член Общественной палаты города Москвы по образованию, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте