search
main
0

Без ума от истории

Учитель из Оренбурга предпочитает управлять процессами

В каждой большой компании есть человек, которого называют «человек-праздник». Учащимся школы №88 Оренбурга повезло: историю и обществознание им преподает такой учитель. Марат ХАЖУМАРОВ не сразу стал педагогом. Первое высшее образование у него экономическое. Окончив с отличием Российский государственный торгово-экономический университет по специальности «менеджмент организации», некоторое время работал по этой профессии. Но школа по-настоящему никогда его не отпускала.

 

Все годы, что был студентом, Марат регулярно посещал оренбургский лицей №4, который оканчивал. Нет-нет, «посещал» не совсем верное слово. Хажумаров просто жил делами необычного лицея! Здесь поддерживаются и развиваются традиции комиссарства. Суть, если вкратце, такова: за каждым классом помимо классного руководителя закрепляется его правая рука – выпускник, называемый комиссаром. Это движение настолько популярно, что за право взять класс на комиссарство идет нешуточная борьба. Комиссар на протяжении учебного года помогает учителям в подготовке к различным школьным событиям: поездке на коммунарский сбор, участию в дне лицеиста, игре в КВН, конкурсу «Леди и джентльмены» и т. п.

Будучи человеком-праздником, Марат Ильдарович многое творчески перерабатывал, оживляя сценарии сценическими эффектами. То клубы дыма по сцене вьются, то фейерверки взлетают, то красочные полотнища трепещут. Очень уж уважает Марат Ильдарович пафосные представления.

Все то время, что он комиссарствовал, директор лицея Людмила Николаевна Довгань приговаривала, остановив будущего педагога на бегу по дороге на очередную репетицию: «Марат, ну какой из тебя экономист? Ты же прирожденный учитель». Он и сам уже чувствовал, что выбранный путь экономиста в строительной фирме не приносит радости. И в 2012 году все же пришел работать в школу педагогом-организатором, параллельно поступив на заочный факультет в Оренбургский государственный педагогический университет, который и окончил в 2015 году по специальности «учитель истории и обществознания».

После второго вуза пришел работать в родной лицей уже в качестве педагога, но просто быть учителем истории – это не про него. Управлять процессами, в том числе обучения, – это, по его мнению, уникальная возможность, которую дает современная школа. Марат Хажумаров был председателем Ассоциации выпускников, руководил органом ученического самоуправления «Сенат». В 2016 году стал одним из победителей (второе место) федерального этапа Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века».

– Второе высшее я получал в условиях становления федеральных государственных образовательных стандартов. Я благодарен судьбе за это, потому что именно это обстоятельство помогло мне сформировать свое видение профессии учителя, разглядеть в череде педагогических переживаний молодого специалиста свою собственную догму, свой девиз: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить», – делится Марат Ильдарович.

Девиз находит применение на практике. Он строит работу с классом так, чтобы ученики сами сформулировали тему урока, нашли необходимый материал, сделали самостоятельные выводы. И всякий раз радуется, видя, как в глазах ребят загорается огонек истины, до которой они докопались сами.

В 2018 году Марата Ильдаровича пригласили работать в только что открывшуюся большую школу №88. Здесь он не только учит ребят истории и обществоведению, но и преподает основы финансовой грамотности – пригодилось-таки первое высшее образование. Старается рассказывать об отношениях человека с деньгами доходчиво, на жизненных примерах, так что и дети, и он сам любят этот предмет.

Чтобы выстроить доверительные отношения с учениками, Марат Ильдарович старается быть в курсе всех молодежных увлечений: слушает музыку, смотрит сериалы, популярные у сегодняшних подростков, старается не отставать в подхватывании новых молодежных словечек. Однажды, зайдя в класс на перемене, он увидел, как дети что-то живо обсуждают. Оказалось, прошедший накануне конкурс «Евровидение». Марат двумя руками за любой конкурс, тем более масштабный, и он подключился к обсуждению. Бурная беседа привела к неожиданному результату – появлению новой методики. Марат Хажумаров стал практиковать изучение истории через приз­му медиасобытий.

Ученикам предлагается подумать, почему та или иная страна выбрала именно эту конкретную песню, как Португалия в 1974 году песню про революцию (в тот год у них свергали правительство); задаться вопросом, почему Турция всегда ставит высший балл Азербайджану, Белоруссия с Россией тоже обмениваются высшими оценками. При проведении глобальных спортивных мероприятий, замечает Марат Ильдарович, прослеживаются те же закономерности. На открытии Олимпийских игр, на мировых чемпионатах по футболу иногда одна из стран кроме своего флага несет флаг другой страны – в поддержку. Учитель помогает детям разыскать причину такого проявления солидарности. Анализируя предлагаемые учителем фрагменты подобных крупных медиасобытий, дети углубляются в историю отдельных государств. Так гораздо интереснее запоминать, уверен Марат Хажумаров.

Сам он изучает сегодняшний день разных стран в путешествиях. Побывав в сорока трех странах, привозит кроме приятных воспоминаний флаг на память. Такое у него увлечение – вексиллология. В школе, где работает, ввел новую традицию: у каждого класса начиная с пятого теперь есть свой флаг. Под ним ребята участвуют во всех школьных мероприятиях.

Больше всего Марату понравилось в Исландии с ее удивительными ландшафтами, гейзерами и вулканами. Да и добраться туда оказалось легче, чем, например, к нам на Камчатку. Марат подчеркивает: «Путешествовать намного дешевле, чем кажется, если самому ловить недорогие билеты и снимать скромное жилье. И, конечно, не в летний сезон». В поездках общается преимущественно на английском, которым владеет свободно. В германоязычных странах пригождается тоже свободный немецкий, а в скандинавских странах – шведский, который Марат выучил самостоятельно. Он благодарен своим педагогам, доказавшим, что языки учить интересно, хотя и природные склонности к языкам умалять не стоит. Находясь в путешествии, ведет для своих учеников в прямом эфире или в записи небольшую экскурсию. Последняя такая мини-лекция велась из Афин: в прямом эфире учитель общался с девятиклассниками, вспоминая о величии Древней Греции и размышляя вместе с ними, отчего же ныне Греция столь экономически неразвита.

Марат объездил всю Европу, за исключением Швейцарии, которая (так сложилось) осталась белым пятном. Но при первой возможности он раскрасит это пятно своими впечатлениями, а пока будет путешествовать по России, тем более что в нашей очень красивой стране неизведанных мест еще очень много. Надо побывать на Байкале, в Мурманской области, заехать в Териберку. А потом выложить на собственном сайте красочные фото. Сайт называется не без иронии – «Учитель без ума…». А далее ссылка: «…от истории».

Неудивительно, что еще одно его хобби – политическая география. Поскольку сегодня трудно говорить о геополитике ввиду не­оформленности, неполноты информации о происходящих событиях, он изучает науку в историческом ракурсе. Интересуется, как в прошлом менялись территории стран, как переселялись народы, какие политические решения к этому приводили. Чтобы старшеклассники тоже научились видеть в сегодняшних событиях отголоски прежних решений правительств разных стран, проводит конференции и письменные работы на геополитические темы.

Страсть к путешествиям у него, возможно, от неуемного детства. Родился он в Крыму, потом семья переехала в дагестанский Каспийск – родители у Марата Ильдаровича – военные. Когда отец вышел на пенсию, вернулись в Оренбург, откуда мама и папа родом. Сюда Марат ребенком приезжал к бабушкам и дедушкам, здесь живут родственники. «Оренбург – уютный, как пуховый платок его имени, и гостеприимный город, в котором тепло. Гостей я всегда веду на пешеходный мост через Урал из Европы в Азию, подчеркивая, что это уникальное место, в котором ты одновременно находишься в двух частях света», – говорит Марат Хажумаров. В свободное время он любит прогуляться по центральной улице Советской, по набережной, очень любит район Красной площади. Это не площадь на самом деле, это улица так называется – красивое место отдыха со смотровой площадкой и видами на реку Урал.

Открытый урок на Всероссийском этапе «Учителя года» Марат Ильдарович провел в форме игры. Приверженец принципа психологического комфорта у учащихся, он считает, что процесс обучения как таковой похож на большую игру, а контрольные работы при таком подходе выглядят как мотивация. Чтобы детям было легче проникнуться непростой темой урока – реформация Мартином Лютером католической церкви в XVI веке, – Хажумаров заранее придумал настольную игру с игровым полем в виде карты древней Европы и фишками в виде богослова-реформатора. Теоретическую помощь оказало оренбургское методическое объединение историков, практическую – среднее звено школы, где он трудится: дети на уроке технологии выпиливали красивые коробки из дерева, в которые были уложены фишки, игровое поле и прочие мелочи для игры. В качестве дизайнеров – разработчиков игры выступили ученики одиннадцатого класса. Семиклассникам из Ростова-на-Дону были розданы игровые наборы, а игра шла не просто так, а на деньги. Потому что, обосновал Марат Ильдарович, именно в XVI веке в Европе стали появляться первые банковские дома. Так, в буквальном смысле играючи, дети про­шли фрагмент сложной темы, и все остались довольны друг другом.

Удовольствие Хажумаров получил и от процесса общения с коллегами со всей России, и от участия в различных внеконкурсных мероприятиях, и от спонсорских подарков. Книги, альбомы, «умные» колонки и многое другое пришлось даже отправлять домой почтой. «Очень хорошо нас и встречали, и сопровождали, и провожали, – вспоминает Марат Ильдарович. – Я остался в полном восторге».

Вернувшись в Оренбург, он влился в будничную работу учителя истории и обществознания и заместителя директора по воспитательной работе. Ну и, конечно, на Хажумарове, как всегда, подготовка и проведение внеурочных школьных мероприятий, постановка творческих номеров, разработка сценариев. Теперь вот еще добавилось почти ежедневное общение с вновь обретенными друзьями-коллегами со всех концов страны.

Галина СЕРГЕЕВА, Оренбургская область

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте