search
main
0

Без проекта не было бы реального продвижения вперед

​Развитие общего образования в Западном округе осуществляется в рамках реализации государственной программы города Москвы «Развитие общего образования города Москвы» на 2012-2016 гг. («Столичное образование») и непосредственно связано с проведением пилотного проекта по развитию общего образования, стартовавшего в 13 общеобразовательных учреждениях округа с 1 апреля 2011 года.

Сейчас можно уверенно сказать, что если бы не был дан старт пилотного проекта, то, возможно, не было бы того реального продвижения развития столичного образования.Цель программы – создание условий для социальной и образовательной успешности каждого юного москвича. В свете этого деятельность Западного окружного управления образования была направлена на создание условий для предоставления качественных образовательных услуг, обеспечения их доступности.     Удовлетворение потребностей населения округа в доступных и качественных услугах дошкольного образования – такова главная цель подпрограммы «Дошкольное образование». В округе работают 172 учреждения дошкольного образования и 20 дошкольных отделений в образовательных комплексах, в которых воспитывают около 46 тыс. детей.     Доступность, вариативность образования.Для 4283 детей в округе создана вариативная образовательная среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Удельный вес детей, посещающих вариативные формы, в общей численности детей, посещающих дошкольные учреждения, составляет 10%, что коррелируется с целевым значением программы.На сегодня в округе не зарегистрированы дети в возрасте от 3 до 7 лет, стоящие в очереди в детские сады, хотя очередь в 2010 году была 1600 человек. По данным здравоохранения, в 2012 году 1400 детям в округе исполнилось 3 года – это потенциальный контингент для зачисления в дошкольные учреждения округа. Для удовлетворения потребности в дошкольном образовании жителей округа мы планируем использовать потенциальные возможности детских садов (вариативные формы, платные дополнительные услуги), а также развитие негосударственных дошкольных учреждений и групп в НОУ, в которых на сегодня воспитывают 450 детей. Показатель охвата детей платными услугами в округе не превышает 2%. Значительные средства в 2010-2012 гг. выделены Правительством Москвы на ремонт, перепрофилирование групп в дошкольных учреждениях. За этот период введены 6 детских садов-новостроек. Комплекс мер по созданию новых мест для детей дошкольного возраста меняет ситуацию в наиболее сложных районах округа: Фили-Давыдково, Филевский парк, Солнцево, Тропарево-Никулино.    Здоровье воспитанников.Организация питания и медицинского обслуживания детей – одно из важнейших направлений деятельности учреждений дошкольного образования. С 1 января 2013 года 98% дошкольных учреждений округа перешли на комплексную услугу по организации питания детей, оказываемую на основании государственных контрактов двумя комбинатами дошкольного питания – ООО «Коникс-Школьник» и ООО «Логарифм». В дошкольных учреждениях созданы комиссии по контролю за организацией питания детей, в которые входят представители родительской общественности. Благодаря в том числе их работе выставлены претензии получателей услуг на сумму более 1 млн 300 тыс. рублей. Во всех детских садах осуществляется медицинское обслуживание. 74% (277 чел. из 377) медицинских работников, перешедших в учреждения здравоохранения, сохранили свою должность и остались работать в своем учреждении. Остальные места поликлиники обеспечивают за счет своего кадрового потенциала. Управление образования совместно с главными врачами амбулаторно-профилактических центров по районам проводят встречи для решения проблем обеспечения дошкольных учреждений квалифицированными медицинскими работниками. Из-за передачи непрофильных функций другим организациям (переход на комплексную услугу по организации питания, перевод медицинских работников) экономия денежных средств по округу составила более 390 тыс. рублей.     Обеспечение эффективности.На сегодняшний день 100% дошкольных образовательных учреждений работают по новой системе оплаты труда. В 2012 году средняя заработная плата работников дошкольных учреждений существенно выросла по сравнению с 2011 годом. Одновременно и высвободившиеся денежные средства от передачи непрофильных функций способствуют повышению заработной платы педагогов дошкольных учреждений, что и помогает решению главной кадровой проблемы – укомплектованности квалифицированными кадрами (57% воспитателей имеют высшее и неоконченное высшее образование), а тем самым и повышению удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования.    Ключевые задачи подпрограммы «Общее образование» – обеспечение равных возможностей доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования.Общая численность детей, получающих государственные услуги общего образования, составляет 82 тыс. человек, что на 3 тыс. человек больше по сравнению с прошлым учебным годом. Тем не менее сохраняется проблема несоответствия проектной мощности и фактической наполняемости образовательных учреждений – неукомлектованность школы и как следствие неэффективное использование зданий наблюдается в районах Дорогомилово и Можайский. Одновременно в микрорайонах Тропарево-Никулино, Ново-Переделкино, Солнцево, Кунцево, Фили-Давыдково фактическая наполняемость учащихся превышает количество мест в учреждениях, что привело к обучению во вторую смену 527 учащихся в 5 школах округа. Сегодня электронная регистрация в первые классы уже идет в привычном режиме. На 18 февраля 2013 года в округе подано более 9 тыс. заявлений, это 93% от примерно ожидаемого количества первоклассников. Отмечу, что 50% жителей округа отдали предпочтение одной школе в своем микрорайоне. Мы имеем крайне неравномерно представленную востребованность образовательных учреждений: учреждения, которые приняли более 90 детей в первые классы (учреждения в районах Ново-Переделкино, Солнцево, Тропарево-Никулино), и те учреждения, которые с трудом набирают до 15 учащихся (учреждения района Дорогомилово).     Создание образовательных комплексов.Решением этой проблемы сегодня стало создание многофункционального, многоуровневого, многопрофильного образовательного комплекса в микрорайонах округа. В округе уже работают 20 образовательных комплексов. Каждый из них реализует программы дошкольного, общего и дополнительного образования для детей от 3 до 18 лет на основе непрерывности и преемственности образования на всех его ступенях, что предусматривает принципиальные условия, ключевыми из которых мы считаем принципы территориальной доступности всех зданий будущего образовательного комплекса, доступность семьям широкого спектра образовательных услуг, что даст возможность и учителям, и ученикам перейти на новый уровень образования.На сегодня в Департамент образования представлены заявки на создание 49 образовательных комплексов при реорганизации 152 образовательных учреждений. В управлении образования на рассмотрении находятся 16 заявок от 49 учреждений образования. На 1 сентября 2013 года 36 учреждений дошкольного образования и 69 школ пока не войдут в процесс реорганизации, в основном по территориальному признаку. Говоря о доступности образования, хочется сказать о 4 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, которых обучают и воспитывают в 140 образовательных учреждениях округа. Инклюзивное образование помогает детям с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и сложной структурой дефекта получать качественное образование в школах: 1900 детей-инвалидов получают инклюзивное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.     Одна из важнейших задач программы – улучшение условий труда педагогов.Изменение школьной инфраструктуры, развитие самостоятельности школ, повышение заработной платы педагогов способствует повышению престижа профессии «учитель». Укомплектованность образовательных учреждений педагогами, имеющими высшее профессиональное образование, возросла на 10% по сравнению с 2011 годом. Сегодня в школах округа работают 900 молодых педагогов. Вакансий в школах нет, но при этом остается доля неэффективных расходов – в некоторых школах на одного учителя приходится менее 13 учащихся, большой процент совместителей, доля учителей, имеющих неполную нагрузку.     Обеспечение эффективности.Введение новой системы оплаты труда во всех общеобразовательных учреждениях, выводящей на эффективный контракт с работником, стимулирующей качество, результативность, профессиональное развитие педагога, развитие его инновационной деятельности и творческой инициативы, позволяет повышать заработную плату. Средняя заработная плата учителей составляла в 2011 году 50 тыс. рублей, в 2012 году – более 56 тыс. рублей. У 70% педагогов заработная плата выше, чем в целом по экономике субъекта Российской Федерации.За 2012 год в два раза увеличилось количество школ, которые предоставляют платные дополнительные услуги жителям округа, что позволяет увеличивать внебюджетные фонды. Стимулом для коллективов образовательных учреждений сегодня служит рейтинг на присуждение грантов мэра Москвы в сфере образования. 34 школы округа (22%) вошли в рейтинг 300 школ Москвы, показывающих стабильно высокие образовательные результаты. Второй год 4-е место занимает гимназия №1543 (директор – Юрий Завельский).    Качество образования, поддержка высокомотивированных обучающихся.При оценке качества результатов образования важную роль играет внешняя экспертиза учебных достижений. Одними из наиболее важных показателей работы традиционно стали результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений – ЕГЭ.Отмечу позитивную динамику по некоторым показателям, например, увеличение количества 100-балльников, увеличение количества выпускников, которые набрали свыше 220 баллов по сумме трех предметов и 280 баллов – по 4-м предметам, при этом 40 школ не подготовили ни одного такого выпускника – и это тоже показатель, но с другим знаком. Наиболее востребованными предметами для сдачи ЕГЭ на добровольной основе в округе остаются обществознание – 52%, английский язык – 30%, история – 17%, физика – 15%.До 70% возрос показатель количества выпускников, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов и поступивших в учреждения профессионального образования по профилю на старшей ступени обучения. Всероссийская олимпиада школьников – главное событие интеллектуальной жизни высокомотивированных учащихся. Динамика участия в окружном и городском турах за последний год показывает устойчивый интерес к ней школьников. На окружном уровне в прошедшем году число участников выросло почти на 20%. При этом на 15% увеличилось количество победителей и призеров окружного этапа. Но самое большое достижение округа – это количество победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в сравнении с прошлым годом (рост почти в 4 раза!). Подведены итоги городской олимпиады, ученики шестидесяти одной школы округа стали призерами и победителями московского этапа Всероссийской олимпиады 2013 года (в 2010 году школ было 46). 2-е и 3-е места в рейтинге московских школ по итогам регионального этапа ВОШ занимают гимназия №1543 и школа-интернат «Интеллектуал», учащиеся которых стали победителями по 14 предметам. Округ широко использует и другие организационные, технологические ресурсы повышения качества образования – реализацию профильного обучения, сотрудничество с вузами, а это действительно сильная сторона Западного округа, так как в орбиту нашего образования вовлечены крупнейшие вузы, расположенные на территории округа и города, а также экспериментальную и инновационную деятельность, которой охвачена половина всех учреждений.    Обеспечение условий организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.В течение 2012 года продолжался процесс формирования материально-технологической базы для развития современных информационных технологий в образовании. Традиционный для нас показатель обеспеченности – количество детей на один компьютер составляет 5, ранее этот показатель составлял 7. Все предпринятые действия позволили полностью переоснастить учреждения образования и обеспечить условия для перехода на новые стандарты и повышение качества образования. Во всех школах округа внедрен электронный журнал: 98,4% от общего количества педагогов, проводящих уроки в рамках общеобразовательной программы, работают в электронном журнале, 64% из них используют ЭЖ во время урока на рабочем месте.Интерактивное общение специалистов и администрации образовательных учреждений с учениками, родителями и коллегами организуется путем ведения блогов и форумов. На сайтах 90 школ открыты 90 блогов, из них 50 – блоги руководителей. 113 блогов нынче есть в дошкольных учреждениях.     Информационная прозрачность.Одно из условий успешной реализации поставленных задач – обеспеченность прозрачности тех процессов, которые происходят в образовании. Государственно-общественный характер управления стал действенным. Созданные в 2011 году управляющие советы образовательных учреждений сегодня принимают активное участие в разработке и утверждении основных образовательных программ (61%), программ развития школ (93%), планов финансово-хозяйственной деятельности (78%). 39% образовательных учреждений взаимодействуют с родителями посредством постоянно действующих реальных и виртуальных переговорных площадок. Информация о работе управляющих советов доступна на сайтах образовательных учреждений. В 2012 году советы активно участвовали в работе по обновлению содержания образования и контролю за безопасными условиями в образовательных учреждениях.     Создание развивающей, комфортной и безопасной образовательной среды.Реализация государственной программы развития образования в Москве потребовала вложения значительных бюджетных средств на создание развивающей, комфортной, безопасной образовательной среды.В 2012 году все бюджетные учреждения округа получили финансирование в виде субсидий (по одной – 241-й – статье, без разделения на зарплату, договоры, коммунальные расходы). Внутри субсидии учреждения распределяли средства самостоятельно. По округу выделено на субсидии 17444 334,0 тыс. рублей.На выполнение ремонтных и благоустроительных работ в 2012 году выделено более 1 млрд 909 млн рублей.     Дополнительное образование.Дополнительное образование округа охватывает более 93% детей школьного возраста, из них более 29 тысяч занимаются в 23 учреждениях дополнительного образования детей. Наиболее востребованными остаются художественно-эстетическая (39%), физкультурно-оздоровительная (30%) направленности дополнительного образования детей. Спросом у населения пользуются также объединения социально-педагогической и научно-технической направленностей. Есть необходимость в оказании дополнительных платных услуг. С 2007 года в округе действует Ассоциация детей и молодежи для консолидации деятельности детских и молодежных общественных объединений, государственных органов, а также содействия развитию социальной активности детей и молодежи.Детское движение Западного округа – многочисленный отряд ученического самоуправления и детских общественных объединений. Для развития социальной активности старшеклассников в 74% образовательных учреждений созданы детские общественные объединения. Сегодня организованное детское и молодежное общественное движение стало школой гражданской активности и лабораторией социальных новаций подрастающего поколения.     Реализация пилотного проекта.Можно сказать, что в целом значения индикаторов реализации пилотного проекта по развитию общего образования выполнены. Возвращаясь к пилотному проекту, стартовавшему 1 апреля 2011 года, скажу, что в каждом из 13 общеобразовательных учреждений был разработан собственный план реализации пилотного проекта.Направлениями динамики развития школы стали:- разработка система оплаты труда;- апробация механизма прозрачного формульного финансирования;- повышение роли управляющих советов (открытое государственно-общественное управления);- повышение качества образования. На сегодня можно констатировать результаты пилотного проекта:- увеличение контингента в школах – участницах пилотного проекта;- получение дополнительного финансирования (принцип нормативно-подушевого финансирования);- получение ресурса для развития ОУ, направленного на повышение заработной платы и как следствие увеличение возможностей для привлечения квалифицированных специалистов;- создание стимулирующего ФОТ, направленного на поощрение результативности и качества педагогического труда;- появление осознанного интереса учительства, администрации школы к повышению своей квалификации;- изменение соотношения административно-управленческого персонала образовательного учреждения в общем числе сотрудников;- выполнение функции окружных стажировочных площадок.Участники пилотного проекта получили возможность реально влиять на механизмы, которые определяют направления развития системы московского образования. Все они очень четко поняли свою основную задачу: сделать свою школу конкурентоспособной, востребованной, многоуровневой, многофункциональной, сделать свою школу нужной москвичам, найдя путь решения через создание образовательных комплексов. Задачи на 2013 год сформулированы, их решение мы будем осуществлять в этом учебном году. Это:- создание в каждом микрорайоне ЗАО крупных многоуровневых, многофункциональных образовательных комплексов, предоставляющих спектр образовательных программ, включающих программы углубленного, профильного уровней (увеличение количества профилей естественно-математического направления);- подготовка кадрового резерва руководителей, обладающих всеми необходимыми компетенциями руководителя крупным образовательным комплексом; – введение ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях;- работа с одаренными, высокомотивированными детьми и увеличение количества школ – участниц олимпиад;- повышение качества обучения и воспитания, развитие индивидуального подхода к учащемуся через систему учета его индивидуальных достижений;- развитие сети дополнительных услуг для населения и расширение частно-государственного партнерства.Татьяна БАРИНОВА, начальник Западного окружного  управления образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте