Когда говорят о комфортной обстановке в школе, то, как правило, в первую очередь имеют в виду комфорт ученика. При этом часто забывают об учителе, который в силу напряженности своей работы испытывает многочисленные стрессы. От них страдают и руководители образовательных учреждений, и школьные психологи, обязанные по долгу службы заботиться о благоприятном микроклимате в коллективе.
Источники стресса
По мнению директора Института психологии РАО Виталия Рубцова, работа педагога в психологическом плане – один из наиболее напряженных видов социальной деятельности: «Труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Более того, его стрессогенность сегодня возрастает, что обусловлено ломкой социальных стереотипов, социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, возрастающей конкуренцией, усиливающимся расслоением в обществе и так далее. Важно учитывать это обстоятельство, поскольку именно учитель в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает эту среду благоприятной для обучения школьников».
Как показали результаты исследования, проведенного специлистами Института в Южном, Центральном и Северо-Западном федеральных округах России, на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования влияют следующие факторы:
1. Фактическое отсутствие «права на ошибку». Для того чтобы избежать профессиональных неудач, большинство учителей «расширяют» свое рабочее время (берут работу на дом и так далее). В результате они лишают себя полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы.
2. Неудовлетворенность профессиональным статусом.
3. Страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест вследствие снижения уровня рождаемости.
4. Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег. Этот фактор наиболее часто наблюдается у молодых специалистов, а также у педагогов, которые приходят из других учебных заведений.
5. Отсутствие условий для самовыражения и самореализации.
6. Недостаток положительных стимулов в работе.
В ходе опроса 89% работников образования выделили в качестве стрессора первый и шестой факторы, 73% указали на второй фактор, 71% выделяют третий фактор, 67% – четвертый, 35% считают источником стресса пятый фактор.
Психологи, работающие в образовательных учреждениях, в качестве наиболее значимых стрессогенных факторов указали:
отсутствие необходимых диагностических материалов и в целом научно-методического инструментария, в том числе обеспечивающего работу в стрессовых ситуациях (66% опрошенных);
неопределенность функций, обязанностей и ответственности психолога (41%);
необходимость выполнять работу, выходящую за пределы профессиональной компетентности (36,5%);
отсутствие квалификации в области психологии образования у тех, перед кем приходится отчитываться (41,5%);
недостаток сотрудничества с администрацией, педагогическим коллективом и родителями (22%);
чрезмерное количество бумажной рутинной работы (76%).
Руководители образовательных учреждений в качестве стрессогенных факторов выделяют:
– перегрузки (93%),
– конфликтные ситуации (89%),
– частые проверки вышестоящих организаций (87%),
– предъявление противоречивых требований (67%),
– нововведения и частые изменения в образовательных программах (53%),
– неудовлетворенность социальным статусом (52%).
Сапожники без сапог
Конфликты в школах нынче разрешают психологи. Они работают с детьми, родителями, педагогами и сами при этом нередко попадают в стрессовую ситуацию. Какие затруднения испытывают психологи в своей работе? Чтобы выяснить это, Московский городской психолого-педагогический университет провел исследование, участниками которого стали школьные психологи столицы в возрасте 35-45 лет со стажем работы от 5 до 10 лет. Полученные данные затем сравнили с результатами аналогичного исследования, проведенного среди американских школьных психологов. Выводы, сделанные учеными, весьма интересны.
Как выяснилось, и у американских, и у российских психологов наибольший стресс вызывает недостаток времени для того, чтобы как следует выполнить свою работу, а наименьший – поучения со стороны учителей, угроза привлечения к суду и работа в условиях, опасных для жизни. Их одинаково волнует общение с враждебно настроенными учителями, некомпетентные начальники и проверяющие. А вот дальше начинаются расхождения.
Американцев очень беспокоит конфликт между потребностями ребенка и доступными образовательными программами, не вовремя написанные отчеты, необходимость поддерживать психологическую практику в округе, отсутствие системы специальных служб, в которых нуждаются дети. Все это российских психологов волнует меньше, чем американских коллег. Зато у них вызывает больший стресс общение с враждебно настроенными родителями, необходимость обследовать не менее 100 детей в год, отсутствие диагностических материалов, недостаточное признание их заслуг, жестокое обращение родителей с детьми, необходимость сообщать родителям об умственной отсталости их детей.
После опроса, проведенного среди российских психологов, исследователи разделили их на две группы: с высоким и низким уровнем стресса. В первой группе 30% респондентов совмещали свою деятельность с преподаванием и испытывали сильное желание оставить работу психолога в системе образования. В группе с низким стрессом совместителей насчитывалось всего 15%, из них желание оставить работу испытывали лишь 12%.
Что объединяло обе группы? Источниками профессионального стресса для них были низкая зарплата, недостаток признания заслуг, проблемы с помещением для работы в образовательном учреждении, политика школы, которая не позволяет психологу адекватно выполнять свою работу, необходимость отступаться от собственных ценностей, отсутствие полномочий для проведения необходимых изменений, затруднения в карьерном росте, невостребованность профессиональных психологических умений и навыков.
Вместе с тем выяснилось, что в группе с высоким уровнем стресса треть опрошенных имеют иные представления о роли, функции и деятельности психолога, нежели учителя, родители и администрация. В группе с низким стрессом это характерно лишь для 17% психологов. Пятая часть психологов первой группы не могут наладить сотрудничество с администрацией, во второй таких всего лишь 14,5%. В группе с высоким уровнем стресса 66% указывают на отсутствие необходимых диагностических материалов, в группе с низким стрессом – 40,5%. Более трети психологов первой группы волнуются из-за того, что им приходится выполнять работу, выходящую за пределы их профессиональной компетентности, во второй группе это беспокоит лишь 22% респондентов.
Как считает проректор МГППУ Сергей Малых, результаты исследования могут быть использованы для разработки организационных изменений в профессиональной деятельности не только психологов, но и педагогов, управленцев. Для того чтобы повысить степень психологического благополучия работников образования, по мнению Сергея Борисовича, необходимо обеспечивать им как индивидуальную, так и общую поддержку. Сегодня психологи РАО и МГППУ ведут интенсивную работу над программами такой поддержки, которые позволят учителям и управленцам «не выгорать» на работе.
Комментарии