search
main
0

Без освобожденных от физкультуры. Такая учеба вполне реальна

После первых военных потрясений и поражений в Кузбасс были эвакуированы десятки эшелонов с оборудованием машиностроительных заводов Ленинграда и Краматорска. Тогда же, в январе 1943-го, приехали сюда рабочие из Москвы, Перми, Ленинграда, Ижевска. На берегу Томи, где была маленькая железнодорожная станция Юрга, был выстроен завод, выполнявший оборонные заказы. Его продукция эшелонами уходила на фронт. Постепенно здесь вырос целый город, стали строиться школы, было открыто высшее техническое учебное заведение, появились другие предприятия: кирпичный завод, завод ферросплавов. Сегодня в системе образования города Юрги более 70 образовательных учреждений.

Нам нужны такие образовательные учреждения, которые будут способствовать созданию здоровьесберегающей среды, – отметил, встречаясь со мной, глава города Виктор Хромов. – Формирование такой среды возможно только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, межведомственной кооперации, целенаправленной социальной политики. А для этого необходима единая программа, объединяющая все усилия. В 2004 году такая программа была разработана Управлением образования Юрги, муниципальным образовательным учреждением «Информационно-методический центр г. Юрга», Комитетом по физкультуре, спорту и туризму и муниципальным учреждением здравоохранения «Центральная городская больница». Она была принята городским советом народных депутатов как комплексная целевая программа Юрги «Здоровье и образование» на 2004-2006 годы. В числе своих основных направлений программа предусматривает создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей. В рамках реализации данного направления из городского бюджета было выделено в 2005 году 119 тысяч рублей на развитие и укрепление материально-технической базы юргинского Центра здоровья и образовательных учреждений, в 2006 году – 430 тысяч – на приобретение компьютерных диагностических программно-технических средств оценки показателей здоровья, оснащение спортивных залов, залов ЛФК с инвентарем и оборудованием и на другие нужды. Программа предусматривала организацию и проведение межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья, формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение и укрепление здоровья, создание в городе единой здоровьесберегающей среды. В 2007 году осталось выделить в ее рамках из городского бюджета 310 тысяч, и программа будет завершена. Предполагается разработать совместно с областью программу «Здоровье и образование» на 2008-2011 годы.

В Юргинском информационно-методическом центре, открытом в 1994 году после реорганизации традиционного методического кабинета, библиотеки Дома учителя, межрайонной фильмотеки, удалось создать все условия для работы по повышению квалификации педагогических кадров города и методическому обеспечению содержания образования в условиях модернизации и внедрения здоровьесберегающих технологий. Здесь есть необходимая учебно-методическая база для проведения курсов повышения квалификации, стажировок, семинаров. В центре несколько отделов: учебно-методический, информационно-прокатный, психолого-валеологический, при котором действует городской центр содействия укреплению здоровья. Возглавляет его Ольга Ивановна Будникова (награждена медалью Кемеровской области «За воспитание детей»).

С 2004 года на базе информационно-методического центра открылся центр повышения квалификации Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, что позволило проводить курсы и усилить изучение здоровьесберегающих технологий, подготовку учителей к организации работы по формированию у детей знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования разработаны программы для проведения специальных курсов повышения квалификации по здоровьесбережению. В образовательные программы всех курсов введен обязательный модуль по изучению здоровьесберегающих основ системы образования и технологий. Это позволяет целенаправленно проводить подготовку педагогов дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования города к работе по здоровьесбережению.

Вошло в практику проведение ежегодных областных и городских семинаров по вопросам организации работы по здоровьесбережению. В 2005 году такой семинар был проведен на базе школы №6, в 2006-м – в школе №16. Их темой было здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

На курсах повышения квалификации проводятся практические занятия, тренинги в комнате релаксации, учителя знакомятся с методиками организации мониторинга состояния здоровья, автоматизированной функциональной диагностики исследований психических процессов межличностных отношений, учатся определять профессиональную направленность школьников. Лаборатории и кабинеты центра здоровья оснащены всем необходимым оборудованием и программно-методическим обеспечением.

– Мы понимаем, – рассказывает директор информационно-методического центра Альбина Будяк, – что сегодня нужны такие образовательные учреждения, которые обучали бы здоровью, вырабатывали единый подход к решению вопросов его сохранения и укрепления, основанный на научном обосновании оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса, организованного с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей детей. Другими словами, способствовали бы созданию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья. Формирование такой среды возможно только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, межведомственного сотрудничества, целенаправленной социальной политики, опирающейся на накопленный научный и организационный опыт по использованию современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления здоровья детей и педагогов, на опыт по подготовке педагогических кадров.

На примере Юрги видно, что здоровьесберегающее сопровождение может и должно быть непрерывным. Вот родился человек. Родители ведут его, к примеру, в детский садик «Жемчужинка». Здесь его пребывание выстроено так, что с самой младшей группы он начинает дружить со спортом. В садике есть и бассейн. Приходит пора идти в школу. Там тоже выстроена и поддерживается здоровьесберегающая среда. И в начальных классах, и в старших. Школьные годы, как известно, быстро летят, и вот звучат аккорды вальса «Когда уйдем со школьного двора». Но если уходит с него, например, в Юргинский технологический колледж, то здесь молодой человек опять видит четко выстроенную, комплексную систему здоровьесберегающего сопровождения. В колледже разработана своя концепция оздоровительной деятельности, создан свой психолого-валеологический центр. Ведется плановый, постоянный контроль за состоянием здоровья (и преподавателей в том числе), проводятся, говоря научным языком, «адаптационно-реабилитационные мероприятия», создана хорошая спортивно-оздоровительная база (есть залы атлетической гимнастики, сауны, работают многие секции). Обо всем рассказать – не хватит места. Стоит упомянуть, что в колледже нет освобожденных от физкультуры, а женская волейбольная команда входит в Высшую лигу.

Здоровьесберегающее сопровождение должно быть непрерывным, и тогда оно принесет заметные результаты. Это мы видим на примере Юрги. Работа должна грамотно координироваться, должна быть системной, охватывать все учебные заведения. Куда бы ты ни пошел – в детский сад, в школу, в колледж, в вуз – везде здоровьесберегающий компонент. И здесь важно еще одно: учить учителей беречь не только детское здоровье, но и свое собственное. Учитель не выпадает из системы здоровьесберегающего сопровождения. Теория, как известно, суха, педагогическая – не исключение. Чтобы она воплотилась в жизнь, нужен государственный подход, грамотный, осознанный, необходимо финансирование. Оно оправдает себя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте