search
main
0

Без ошибки

Тотальный диктант объединяет народы

Пятнадцать лет назад молодой преподаватель истории Новосибирского государственного университета Сергей Куликов выступил с необычной инициативой. На одной из встреч «Глум-клуба» гуманитарного факультета НГУ его осенила идея: он предложил студентам и преподавателям написать диктант с целью проверить собственную грамотность.

Сегодня, рассказывая о тех событиях, Сергей Куликов, доцент кафедры всеобщей истории НГУ, с улыбкой рассказывает: «Предложил народу принять участие в таком мероприятии, взять отрывок из романа Льва Толстого «Война и мир», народ просто присел…» В аудитории 118а имени академика М.А.Лаврентьева собрались 125 энтузиастов. Тогда никто и предположить не мог, во что выльется эта молодежная акция, какой интерес она вызовет в России, а затем и во всем мире. В прошлом году Тотальный диктант писали 227000 человек! В мероприятии участвуют не только россияне, но и те, кто изучает русский язык как специальность, либо для собственного развития, либо потому что он стал нужен кому-то по работе. Услышав, что я собираюсь писать репортаж для «УГ», одна из организаторов спросила меня: «Хотите пообщаться с нашими коллегами – участниками из Норвегии, из стран Европы, Америки?»
География ТД постоянно растет. За право стать местом проведения очередного ТД борются самые разные города, а на конференциях проходит жеребьевка. В текущем году сбор педагогов, как преподавателей вузов, так и учителей, проходил в Новосибирске с 31 января по 3 февраля. Основная тема международной научно-практической конференции сформулирована так: «Динамические процессы в русском языке». С первой минуты заметно, что участники не только хорошо знают, о чем идет речь, не только проявляют большую заинтересованность к указанной тематике. Главное, наверное, живые встречи, непрерывное общение, знакомство с коллегами и с Сибирью. Кроме того, ТД оброс легендами, шутками и собственным жаргоном. Например, основной «диктатор» – это тот, кому доверено продиктовать новый текст. 31 января им стал писатель и критик Павел Басинский, написавший свой вариант специально для ТД-2019. Всемирный диктант пройдет в апреле, а сейчас проводится «проба пера». Участники конференции пишут демодиктант, который потом проверяет специально созданная комиссия. Затем проходят обсуждение, круглые столы, мастерские и, конечно, общение в кулуарах. Один из круглых столов посвящен непростой теме – «Кто и как создает правила орфографии?».
Нам повезло, в день официального начала конференции было «всего» -20, а вот в последующие дни температура по ночам опускалась ниже -40, да и днем мороз не отпускал. Однако это не помешало дальнейшей работе.
– Основная цель диктанта – просветительская: он позволяет многим людям самого разного возраста и образования повысить уровень грамотности, – рассказывает доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой общего и русского языкознания Гуманитарного института НГУ, председатель Экспертного совета Тотального диктанта Наталья Кошкарева. – Это акция не одного дня, а серия самых разных мероприятий в течение всего года. Сюда входят и подготовительные занятия, которые начинаются за два месяца до написания самого диктанта, и разбор ошибок с каждым участником акции после ее завершения, и популярные лекции членов Экспертного совета ТД в разных городах, публикации в СМИ (например, «9 слов Тотального» с объяснением написания некоторых слов, которые встретятся в Тотальном диктанте, с целью предупредить возможные ошибки) и др. Во время конференции Тотального диктанта (в этом году проходит в седьмой раз) филологи обсуждают состояние русского языка, процессы, проблемы современного правописания и их отражение в школьных и вузовских программах.
О связи и лакунах между школьным и вузовским образованием, о необходимости поддерживать уровень грамотности говорили многие участники. Одно из свидетельств растущего интереса к проблемам преподавания русского языка на разных уровнях обучения, в различных регионах нашей страны и за рубежом, где русский язык преподается как иностранный, – растущее количество школьных учителей среди участников. Хотя непосредственно акция зародилась в вузе, принять участие в ней могут все желающие работники образования. Реальная встреча дает уникальную возможность пообщаться, познакомиться с людьми из разных уголков планеты, наладить контакты.
Услышав беседу сидящих за мной женщин, я спросила их, откуда они приехали и почему их привлекла данная встреча. Елена Тедер, председатель Экспертной комиссии по проверке ТД, прилетела в столицу Сибири из Таллина, где работает в школе.
– Нам хочется узнать, что происходит в других местах, как наши коллеги решают вечные проблемы дисциплины и мотивации, – говорит она. – Мы обязательно напишем демоверсию, а потом обсудим сложности и разночтения. Кроме того, наша делегация собирается побороться за право провести ТД-2019 у нас!
Мечта эстонских учителей сбылась. По результатам жеребьевки именно Таллин был избран местом проведения ТД.
– Нужно обсуждать проблемы преподавания русского языка, общую грамотность, – убеждена координатор ТД из Казахстана Кульзия Нургалиева. – Я здесь не первый раз, личные встречи дают прекрасную возможность это сделать, мы можем достичь многого за короткий период времени.
Как филолог с большим опытом преподавания могу выразить свое мнение. Любой язык – это не статичное явление, но постоянно развивающийся живой организм. Если у вас была хорошая учительница русского языка и литературы в школе, она наверняка объясняла вам, что означает фраза: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» Сегодня мы так не говорим, но это не означает, что мы не поймем произведение классика. А длинные предложения и пунктуация у Льва Толстого? Изменились правила, другим стал алфавит. В новом тысячелетии в связи с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий во все языки лавиной хлынула новая лексика, привычные слова обрели новое значение. Что слышат современные школьники, если им прочесть вслух «Тятя! тятя! наши сети…»?
– Проверка сотен тысяч работ по единым критериям показывает зыбкость оценки некоторых явлений как допустимых или ошибочных, – поясняет Наталья Кошкарева. – Реально существующая вариативность, особенно в расстановке знаков препинания, зафиксированная в справочниках, в школьной практике преподавания русского языка часто уступает место представлению о существовании единственно верного варианта. С одной стороны, это формирует жесткую норму, но с другой – сами учителя отмечают, что школьники не распознают тонких смысловых различий, что является оборотной стороной жесткого нормирования. Проблема вариативности и ее границ постоянно обсуждается на конференции.
Для чего же нужен сегодня ТД, почему он продолжает разрастаться, привлекая все новых участников? По мнению экспертов, проверка диктантов, основанных на произведениях современного русского литературного языка, позволяет выявить лакуны в правилах орфографии и пунктуации, сформулированных прежде всего на основе классических произведений русской художественной литературы, в частности, показывает необходимость последовательного отражения на письме явлений, характерных для устной разговорной речи; позволяет обнаружить противоречия в формулировках некоторых правил, способствует совершенствованию рекомендаций по правописанию.

Тотальный диктант вырос не только количественно, но и качественно. О важности его проведения говорит растущее число участников международной научно-практической конференции, большое количество спонсоров. Не так давно ТД стал обладателем гранта из Фонда президентских грантов. Изданы сборники текстов «От Быкова до Яшиной», а также сборник научных трудов по материалам Тотального диктанта под суперсовременным названием «#ТОТСБОРНИК» под редакцией Н.Б.Кошкаревой. Все участники конференции и все педагоги, участвующие в организации и проведении ТД, не сомневаются: ТД будет только расти.
​Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте