search
main
Топ 10
Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей В России ежегодно будут вручать 1250 премий лучшим учителям Уроки по финансовой безопасности начались в школах и колледжах России
0

Без искусства жизнь слепа

Проектирование новой школы и развитие современного образования, к сожалению,мало связаны с усилением культуротворческой его роли. Дело не только в качественном преподавании музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры (хотя эти предметы пока остаются в массовой школе единственными очагами культуры). Недооценка искусства, отношение к нему как «вспомогательному средству» девальвирует его роль в развитии духовной культуры человека.

Можно ли сделать школу культурной, как воспитывать детей, когда «не просто встала во весь рост проблема борьбы противоположных представлений о счастье, стерлась или почти стерлась граница между добром и злом. Искусства, упавшие в пропасть дикого рынка, – каким идеалам они сегодня служат? И это проблема не только нашей страны». Ответы на эти, как и на многие другие, вопросы, мы найдем в книге академика РАО Бориса Михайловича Неменского. Она называется «Педагогика искусства» (М.: Просвещение, 2007. 255 с. (Библиотека учителя). Это новое направление гуманитарного знания, и в этом смысле – первая книга, которая с научных позиций обосновывает право художественного образования иметь свою педагогику, художественную дидактику, не отрицая регулирующих образовательный процесс принципов общей педагогики.

Художник-мастер пишет, что существует два пути познания жизни – научный, на основе рационально-логической формы мышления, и художественный, где преобладает эмоционально-образная сторона. Эти две формы освоения мира не просто взаимодополняют друг друга, они являются взаимонезаменимыми.

Книга, созданная на основе глубокой веры автора в «выпрямляющую» способность всех искусств, поднимает краеугольные проблемы современности: эмоционально-ценностное отношение человека к миру (природе, обществу, самому себе), взаимосвязь ценностных ориентаций человека с его трудовой деятельностью, представление о добре и зле, подлинно человеческое осмысление собственной жизни, объединение идей национальной самоидентификации в единстве культур всех народов нашей страны. Главное, что в ней обозначен и единственно верный путь «очеловечивания» и освоения «огромного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних, сугубо личных, критериев нравственного и безнравственного» – восполнение в общественной жизни и школе как государственной системе не усыпляющего, но мыслящего искусства! Такого искусства, в котором сохраняются многовековой опыт мировой и отечественной художественной культуры, вечный духовный поиск с раздумьем о «слезинке ребенка», самобытность, яркость и «живое действо», а в целом – национальные традиции духовности, сопереживания и человечности.

Учительство России знает Бориса Михайловича как автора новой и современной концепции преподавания изобразительного искусства в школе. Многие из педагогов повышали свое педагогическое мастерство на курсах и конференциях возглавляемого Неменским Московского центра непрерывного художественного образования, а также в ежегодной «Мастерской Неменского». В книге учитель изобразительного искусства, методист, студент имеют возможность ознакомиться с основами учебного предмета «Изобразительное искусство».

Выдающийся деятель культуры пишет: «Искусство (рисунок, живопись, композиция) – можно добавить музыку, театр, кино (Л.Ш.) – к концу обучения должно стать таким же привычным, естественным способом выражения мысли, как родной язык, как прямохождение». Далее читаем: «Учить только языкам пластических видов искусства (это относится и к языкам всех видов искусства – Л.Ш.) – мало. Нужно учить пониманию сложной противоречивой роли искусства в жизни».

Эти и другие отточенные временем, опытом и мудростью художника-педагога мысли, как никогда актуально звучат сегодня – когда все еще существует опасность сокращения учебных часов на образовательную область «Искусство», объединение музыки и изобразительного искусства в одночасовой предмет, «выдавливание» учебных курсов по искусству в сферу внеурочной деятельности, а значит, необязательной, а подчас и платной. Неменский жестко высказывает свою позицию: «Искусство в жизни человека – не торт послеобеденный, но самый черный ее хлеб, не развлечение, а поле боя за те или иные духовные, нравственные, так или иначе понятые человеческие ценности».

Людмила ШКОЛЯР, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте