Общение педагогов-предметников из самых разных регионов может быть организовано по-всякому. Например, в рамках семинаров или круглых столов на каких-нибудь солидных мероприятиях, куда люди съезжаются и проводят несколько дней. Или на вебинарах, организованных органами управления образованием. Или в виде обычных, часто спонтанных звонков по мобильному телефону, переписки в чате, видеоконференции в Zoom. Но есть и промежуточные форматы. Это когда в качестве площадки выступает какая-нибудь очень уважаемая структура, но общение происходит абсолютно неформально и бесплатно, хочешь – приходи и/или подключайся, слушай, конспектируй и задавай вопросы, не хочешь – никто с тебя не спросит.
Именно такое мероприятие прошло в Высшей школе экономики 22 апреля, в День Земли. Организовано оно было в формате реально-виртуальной конференции и привлекло не только учителей географии (хотя упор был сделан на проблемы именно этой науки и преподавание этого предмета), но и всех, кто интересуется историей, экологией, краеведением, экономикой и т. д. Людей объединило одно: как сделать географию обаятельной и привлекательной, вывести ее из числа предметов, которые многие сегодня считают ненужными и второстепенными.
Дмитрий Нестеренко, академический директор частной школы «Династия», тематический куратор конференции «ММСО.Меркатор», кандидат географических наук, ведущий передач на радио «Маяк», автор Telegram-канала об образовании «Как учат у них», предложил свой пакет решений этих задач. По его мнению, главная проблема преподавания этого предмета в том, что он, как ни странно, не учит жизни, не дает того набора конкретных знаний, которые полезны каждому гражданину на протяжении всей его жизни.
– Посудите сами: ежегодно в нашей стране в тех или иных регионах случаются наводнения, они регулярно уничтожают жилые постройки, посевы, а то и уносят жизни граждан, – отметил Нестеренко. – Но что обо всем это сказано в школьных учебниках? Только то, что наводнения, да, бывают, и они могут принимать форму стихийных бедствий. И ни слова о том, почему они происходят, как можно их избежать, как от них защититься. То есть люди, имея «5» по географии, вполне способны приобрести участок в зоне потенциального наводнения, построить на нем дом, а потом сокрушаться: как же так, его смыло водой! То же самое касается и чиновников, которые дают разрешения на подобные застройки. Можно, конечно, сказать, что они прекрасно понимают перспективы такой сделки, но, к сожалению, в большинстве случаев представители власти тоже очень плохо представляют причинно-следственные связи. И это беда нашего массового географического образования.
Дмитрий Нестеренко перечислил и другие моменты, на которых вполне можно было бы сделать акцент при обучении школьников, но этого почему-то не делается. Например, когда в населенном пункте закрывается или, наоборот, открывается градообразующее предприятие, меняется очень многое, в том числе в сознании людей, и к этому их надо готовить, показывать новые смыслы существования, а также указывать на опасности и предостерегать от негативных последствий.
Или же, что касается изучения темы «Погода и климат», нужно не просто рассказывать о перемещении воздушных масс, а подводить каждого школьника к тому, как стоит интерпретировать прогноз погоды на завтра или на неделю: как одеться, что с собой взять в дорогу, к чему готовиться садоводам и огородникам. Не говоря уже о сообщениях про землетрясения и ураганы в регионах, куда вам предстоит туристическая поездка: как себя вести в случае чрезвычайной ситуации, что нужно и чего категорически нельзя делать.
– А еще я скажу, быть может, странную вещь: нужно всячески позиционировать географию как гуманитарную науку, – удивил участников конференции докладчик. – Потому что термин «гуманитарный» трактуется словарями как «связанный с интересами человека». Но разве география с ними не связана самым непосредственным образом? И напоследок еще один непопулярный тезис: я категорически против энциклопедизации курса географии. Не надо добавлять все новую и новую информацию, программа и так перенасыщенна! А вот чем в самом деле надо заниматься, так это систематизацией и популяризацией того, что есть в учебнике.
С коллегой полностью согласен Владимир Каганский, советский и российский географ, ученый в области теории классификации. По его словам, хоть он и не работал в школе, а проблему эту изучал, общаясь с преподавателями и студентами, ему тоже вполне ясно: курс необходимо разгрузить, сделать его менее наукообразным и более практико-ориентированным.
– Я абсолютно уверен, что в географии, как и в ряде других предметов, очень многие понятия можно усвоить только «на маршруте», – заявил Каганский. – Например, вместо того чтобы сидеть в классе, слушать учителя или смотреть видеофильмы по изучаемой теме, стоит хотя бы раз выехать на место, и это будет иметь во много раз больший эффект, чем самое усердное «кабинетное» запоминание. Увидеть истинные масштабы стройки, услышать звуки работающего предприятия, почувствовать запах полигона для отходов, попробовать на вкус зелень или плоды, выращиваемые в парниково-тепличном хозяйстве, ощутить пальцами фактуру камня, песка, почвы, пройтись пешком из пункта А в пункт Б… Чем больше каналов коммуникации мы задействуем, тем лучше запоминается информация, тем более целостный образ формируется. А еще очень важно, чтобы в каждой школе на стенах висело как можно больше самых разных карт, желательно рельефных, крупноформатных, чтобы дети могли разглядеть самые мелкие детали, увидеть свою страну и край. Потом, когда они вырастут и станут солидными людьми, им не придется вспоминать, где находится Екатеринбург – в Европе или Азии, где расположен Норильск – за полярным кругом или в средней полосе.
«Познавательная география» присутствовала и в рассказе учителя химии московской школы №1259 и руководителя медиацентра «Контакт!» Владимира Головнера. Несмотря на то что преподаваемый им предмет вроде бы довольно далек от обсуждаемой темы, докладчик очень убедительно, как говорится, буквально на пальцах доказал: если ты считаешь себя нормальным и полноценным человеком, если хочешь вырастить своих детей гармонично развитыми личностями, нужно и самому изучать страну, в которой живешь, и помогать ученикам увидеть ее в максимально позитивном ключе, без смакования «чернушки». Для этого коллектив 1259‑й школы вместе с учениками – молодыми журналистами медиацентра при поддержке выпускников и родителей уже много лет совершает выезды в малоизвестные населенные пункты России. Они посетили такие экзотически-реликтовые места, как Людиново, Пошехонье, Урюпинск, Верея, Козьмодемьянск, Кулебаки, Лебедянь, Тутаев, Хвалынск, Порхов, Южа, Юрьевец, Алатырь и т. д.
– Но это не просто туристическая поездка, чтобы походить, посмотреть и уехать, а целый комплекс познавательных активностей, – рассказал Головнер. – Ребята делятся на группы, каждая получает свой набор журналистских заданий и выполняет их, после чего мы собираемся и презентуем результаты своей работы. Например, детям предлагается найти самого старого и самого известного жителя этого города и взять у него интервью. Или же выяснить, что является главным предприятием города, посетить его, описать производство, опросить работников. Или найти самый древний памятник города и написать эссе о нем. Или отыскать граффити на стене здания и выйти на его автора. Или научиться какому-либо народному ремеслу от кого-либо из жителей этого города. И так далее. За годы работы у нас накопилось огромное количество заданий, а результаты детских работ формируют целую летопись нашей страны.
Эту тему логически продолжил организатор мероприятия Ярослав Быховский, сотрудник московской школы №1273, ответственный за работу МЭШ, а в прошлом руководитель программы повышения квалификации учителей «Обучение для будущего» (проект Intel). А еще инициатор общероссийского проекта Летописи.ру, в котором вики-технологии используются для обучения и совместной сетевой деятельности педагогов и школьников.
– Когда-то давно, когда мы только начинали общенациональный образовательный проект «Время вернуться домой» на сайте litopisi.ru, я поставил условие: вы можете писать о своих деревнях, поселках, малых городах, железнодорожных станциях, аулах, хуторах, причем делать это могут как преподаватели, так и ученики, но… надо быть готовым к тому, что все, написанное вами, может быть кем-то исправлено и дополнено, – напомнил Быховский. – И вот это было для людей настоящим шоком, к такому повороту событий они оказались совсем не готовы. Между тем это и есть основа вики-технологий, с помощью которой можно выполнять коллективные проекты глобального значения. А сейчас выполнено уже более ста проектов, несколько десятков находится в работе, например проект «Школьная Атлантида», посвященный составлению Книги Памяти исчезнувших школ России (в рамках аналогичной Книги Памяти исчезнувших деревень России). Это огромный пласт нашей культуры, а еще это история и география, которые никому не надо насаждать, поскольку они доходят до умов и сердец благодаря рассказам очевидцев и их эмоциям.
Эмоциональный аспект в плане изучения географии (как на уроках, так и вне школьных стен) отметила и Анна Кутузова, ТРИЗ-педагог из Тюмени, которая вышла на связь из Китая. Она рассказала о своем опыте преподавания с использованием познавательных и развивающих задач. Точнее, «открытых и условно открытых задач» (в первом случае ответов может быть несколько, и все правильные, во втором годится даже сомнительный и фантастический ответ, но его учитель может тоже принять, если ученик сможет убедительно и грамотно его обосновать).
– Хочу особо подчеркнуть, что наличие нескольких ответов значительно повышает вероятность достижения ситуации успеха для каждого школьника, – отметила Кутузова. – Преимущества ТРИЗ-педагогики в том, что она помогает учителю и ученику посмотреть на любую проблему под нестандартным углом, задуматься не только о ее решении, но и о том, как она вообще возникла. И тут очень удачно можно привлечь художественные произведения и литературных героев. Ведь то, как Робинзон Крузо решал возникавшие перед ним задачи, – это тоже ТРИЗ. А то, как Том Сойер искал выход из пещеры, дает повод поинтересоваться у детей, как бы они сами перестраховались, чтобы не заблудиться в подземельях, и как бы искали дорогу назад. В названии известного романа Жюля Верна упоминается 20000 лье. А что это – длина или глубина? И сколько это будет, если в метрах? То есть тут уже и физика, и математика. А вот знаменитая сказка Волкова «Волшебник Изумрудного города». Помните, она начинается с того, что ураган подхватил домик Элли и перенес его в волшебную страну. Уместно задать детям вопрос: а реально ли это, существуют ли примеры того, как ураган переносил людей или строения на большие расстояния? Или все-таки речь идет не об урагане, а о торнадо? А когда мы изучаем тему покорения Сибири Ермаком, стоит дать ученикам задание: пусть подумают, каким образом казацкие лодки-струги могли плыть вверх по течению, не имея парусов и моторов. В общем, тут огромное поле для творчества!
Заведующая сектором информационных технологий самарского Центра развития образования, кандидат педагогических наук Людмила Серых поделилась опытом семейных пешеходных квестов по родному городу. По ее словам, это совсем нетрудно, надо просто найти в своем населенном пункте самый старый и/или самый интересный квартал, изучить его самому, а потом предложить участникам пройтись по маршруту и выполнить те или иные задания. Например, найти самое старое строение. Или узнать дом по фотографии (в том числе по старому, дореволюционному снимку). Или посчитать, сколько типов украшений встречается на фасаде дома. Или зайти во двор и расспросить местных жителей о том о сем. Все ответы с помощью смартфона или планшета нужно занести в гугл-форму, постаравшись уложиться в отведенное время, а модераторы уже оценивают скорость и правильность выполнения заданий, творческий подход.
Это тоже география! И она может быть гораздо более интересной и познавательной, чем та, которую нам сейчас преподают.
Вы согласны с этим?
Вадим МЕЛЕШКО, фото автора
Комментарии