search
main
0

Без физики литератор никуда… В конкурсной борьбе побеждают профессионалы-универсалы

Московский конкурс «Учитель года» – яркое, масштабное, хорошо организованное мероприятие. И причин тому несколько. Во-первых, изменился качественный состав конкурсантов, во-вторых, управленцы стали относиться к конкурсу более ответственно, как к состязанию, которое позволяет выявить лидеров районной, окружной, городской системы образования. Но главная причина – назначение несколько лет назад председателем Большого жюри директора Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ им. М.В.Ломоносова, доктора педагогических наук, профессора, академика Галины КИТАЙГОРОДСКОЙ. Вот и в этом году система, созданная и отлаженная Галиной Александровной, в очередной раз отлично проявила себя на окружных состязаниях.

Московские округа всегда были самостоятельны в выборе конкурсных заданий для участников педагогического состязания. Новые правила не ущемили окружную независимость, однако сделали условия конкурса равными для всех. Окружной этап проходит в одно и то же время по всему городу. Состоит из двух туров. В этом году первый тур назывался «Мой профессиональный выбор», второй – «Мой предмет в системе школьного образования». Логика организаторов понятна: хороший учитель назубок знает свой предмет, но при этом использует межпредметные связи как обязательную составную часть своей работы. На первом туре педагогов судят предметные жюри, причем в состав каждого входят по два представителя из других предметных областей. Кроме того, в состав жюри включают победителей окружного этапа конкурсов предыдущих лет. Это правило незыблемо для всех округов.

В категорию «обязательных» также входят задания: самопрезентация, в этом году названная «Мой предмет – мое призвание», урок, самоанализ урока и вопросы жюри, импровизационное задание, которые надо выполнить без подготовки за 5-7 минут. Однако простор для творчества окружных оргкомитетов «Учителя года» все-таки есть. Так, в Зеленограде первый тур проходил параллельно с будничной ежедневной работой. Один день был отведен на самопрезентации, затем 24 конкурсанта давали открытые уроки в своих школах. А вот в Южном округе педагоги соревновались на выезде, в подмосковном центре дополнительного профессионального образования «Поведники». Там же конкурсанты учились, как читать публичную речь, рассказывать о своем опыте работы, проводить самоанализ урока. Открытые занятия давали уже по возвращении в Москву.

На втором туре окружного этапа учителя также дают урок, но уже межпредметного характера и в незнакомом классе, проводят самоанализ занятия. Кстати, в Центральном округе столицы придумали такой необычный «ход»: учителя анализируют не свой урок, а коллеги, причем узнают, кого им придется судить и хвалить, только в конце учебного дня. Есть стимул внимательно смотреть все занятия, учиться у соперников… Еще конкурсанты выполняют проект и импровизационное задание, которое дает представитель Координационно-экспертного совета. Представитель КЭС входит в состав межпредметного жюри каждого округа.

Что такое КЭС? Это еще одна эффективная идея Галины Китайгородской. «Это мощная рабочая группа, – рассказывает главный редактор журнала «Химия в школе», кандидат педагогических наук, член Большого жюри конкурса «Учитель года Москвы» и Координационно-экспертного совета Людмила ЛЕВИНА. – Во-первых, в нее вошли все победители столичного состязания и даже некоторые финалисты. Например, есть у нас Алексей Зубов, блестящий математик. На финале конкурса в 2004 году он не стал победителем, но мы увидели, что в нем есть необыкновенный творческий потенциал. Во-вторых, наиболее активные участники конкурсного движения, такие, как Вячеслав Кондрашов, директор СШ №1927. Из его школы вышли два учителя года Москвы – Андрей Милехин и Ирина Хачатрян, а сам он стал победителем конкурса «Лидер в образовании» в 2003 году».

Координационно-экспертный совет продумывает каждый этап конкурса от начала до конца. Кроме того, он курирует окружные состязания. Кэсовцы распределены по округам, где их задача – наблюдать за действом и участвовать в оценке конкурсантов. Например, Центральный округ в «ведении» Людмилы Левиной и учителя года Москвы-2002 Татьяны АРХИПОВОЙ. Не подумайте, что члены КЭСа – ревизоры, строго отслеживающие выполнение правил на местах. Они хранители лучших конкурсных традиций и чаще всего выступают в роли консультантов, разрешая недоумения как конкурсантов, так и организаторов окружных этапов. Особая миссия кэсовца – импровизационное задание на II туре окружного этапа. Разрабатывают испытания все вместе на заседании совета и держат их в строгой тайне. Какое задание какому округу достанется, знают только Китайгородская и представитель КЭС, командированный «на места». Вот что предлагалось в этом году конкурсантам в Южном округе. Литератор должен был доказать комиссии, что физика – необыкновенно важный для него предмет, его нельзя изымать из учебного плана. А представитель точных наук – наоборот.

Округа вольны прибавлять задания в список обязательных. Где-то учителей просят произнести так называемую нобелевскую речь, то есть публичную лекцию, – это задание взято с всероссийского финала. Где-то предлагают разрешить педагогическую ситуацию. И почти везде пытаются как-то необычно организовать финал. В том же Южном округе конкурсанты должны были выполнить последнее задание на сцене Центра межшкольной работы. Разделившись на три команды, участники конкурса инсценировали миниатюру на тему «Учитель года: вчера, сегодня, завтра». Потом состоялось награждение десятки лучших, а также отличившихся работников дошкольных учреждений и участников конкурса «Сердце отдаю детям». Кстати, во многих округах конкурс проходит одновременно для всех категорий педагогов. В этом году, например, в Юго-Западном округе встретились полторы сотни учителей-предметников, педагогов-психологов, классных руководителей, педагогов учреждений дополнительного образования, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов коррекционных образовательных учреждений и молодых педагогов со стажем работы до пяти лет. «Дочерние» конкурсы проходили по одинаковым правилам, и это позволило педагогам расширить круг профессионального общения. Лидеры всех номинаций встретились в финале. Методист окружного методического центра Наталья БОСАРЕВА рассказывает: «Финал – это дополнительный конкурс. Каждый год он проходит по-разному. В 2004 году учителя выступали перед жюри и группой поддержки в культурном центре «Меридиан» с подготовленной темой «Мое педагогическое кредо». В 2005 году в школе с этнокультурным компонентом №1110 проходили импровизационное испытание: надо было на месте придумать комментарий к высказываниям известных педагогов, философов. В этом году каждый финалист со своей группой поддержки представлял свое образовательное учреждение, тема была общая для всех – «Погода в доме…».

А вот в Зеленограде конкурс завершился выездным семинаром. По сообщению заместителя директора окружного методического центра Олега ХОДАЕВА, кстати, финалиста «Учителя года Москвы-2003», «в программе семинара были мастер-классы конкурсантов с последующим самоанализом, импровизированное задание, проектное задание «Организация павильона «Школа» на выставке «Образование в ХХI веке в России», творческие конкурсы». Выездное заседание, особенно в конце состязания, когда участники уже узнали друг друга, – очень важная часть конкурса. Ведь «Учитель года» проводится не только ради того, чтобы выявить победителей и вручить им дипломы. Что после финала? Вот один из самых важных вопросов. Повышение профессионального уровня? Совместные проекты с новыми друзьями-коллегами? Появление в арсенале каждого конкурсанта методик и технологий, которые он увидел на конкурсе? Да, обязательно! Ведь в «Учителе года Москвы» участвуют сплошь яркие, интересные преподаватели.

И с каждым годом звезд все больше, считает победитель столичного конкурса 2004 года, суперфиналист «Учителя года России-2004» Андрей ЛУКУТИН: «В этом году очень активизировались учителя. В нашем Южном округе было подано более 50 заявок на первый этап. Я потом с ними разговаривал, расспрашивал, почему они пошли на конкурс. Говорят, захотели попробовать себя в конкурсной борьбе. И такая ситуация во всех округах».

Конечно, на фоне победного шествия конкурса в округах новость о том, что в этом году городской этап «Учителя года Москвы» не состоится, прозвучала грустно. Причина была уважительная: пока непонятно, как педагогический конкурс увязывать с одним из направлений национального проекта «Образование», в рамках которого происходит конкурсный отбор лучших учителей для денежного поощрения. Будем надеяться, что пауза пойдет на пользу учительскому состязанию, а окружные победители этого года еще проявят себя на городском и всероссийском финалах.

Тем более что Департамент образования принял решение все же провести городской этап конкурса. А это значит, что столицу ждут новые интересные открытия, новые победы и новые победители.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте