search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Без движения вперед нет развития. Вячеслав БАШЕВ, министр образования и науки Красноярского края

Древние китайцы, похоже, больше всего боялись нового. «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» – гласит мудрость этого восточного народа. Министр образования и науки Красноярского края Вячеслав Башев перемен не боится, будучи, по сути, главным их инициатором и застрельщиком, он понимает – без движения вперед нет развития. Руководить образованием и наукой такого огромного края, второго по величине субъекта Российской Федерации, разумеется, непросто.

По сути, это второе мое место работы после гимназии, – говорит Вячеслав Владимирович. – Вернее, третье, если быть точным, после «Универса» я стал руководителем агентства образования Красноярского края, которое впоследствии было преобразовано в министерство образования и науки края. – Вячеслав Владимирович, трудно ли быть министром, руководить таким количеством образовательных учреждений, особенно если учесть, что их директора зачастую старше вас? – Разумеется, причем иногда физически трудно, здесь требуются совершенно иные компетенции, которых раньше у меня не было. Но эта работа позволяет мне развиваться, ведь все, что не убивает, как известно, делает нас сильнее. У нас в крае две с половиной тысячи образовательных учреждений, в них учатся 700 тысяч детей, кроме того, в сфере образования работают 100 тысяч человек. То есть всего свыше 800 тысяч, а это почти треть населения Красноярского края. При таком масштабе работы очень важно выделить магистральную линию, главные приоритеты. Первое важнейшее направление, по которому мы работаем, – это Послание Президента РФ Федеральному Собранию, где Дмитрий Медведев обозначил приоритетные направления в образовании на сегодня – здоровье детей, развитие дошкольного образования, создание программ социальной адаптации и сопровождение выпускников детдомов, обеспечение условий для обучения и активной жизни детей-инвалидов, устройство в семьи детей, оставшихся без родителей, повышение квалификации учителей, поиск и поддержка одаренных ребят. Второе направление работы – это реализация программы социально-экономического развития края на 2011 год и ближайшую перспективу, которую озвучил в своем докладе губернатор края Лев Кузнецов. Примечательно, что треть доклада губернатора была посвящена образованию. Замечу, что в Красноярском крае этому всегда уделялось огромное внимание. Лев Кузнецов поставил перед нами задачу активного поиска и поддержки одаренных детей, особенный акцент был сделан на поощрении технического творчества. Территория нашего края огромна, поэтому для нас большое значение имеет развитие дистанционного образования. У нас есть такие труднодоступные районы, где сохраняются долгосрочные вакансии, – учителя просто не хотят туда ехать. В рамках ПНПО мы все наши школы оснастили компьютерами и подключили к Интернету, а значит, сможем обучать ребят в отдаленных и труднодоступных районах дистанционно. Мы уже реализовали проект дистанционного образования детей-инвалидов. Сейчас планируем перенести эту технологию и на здоровых ребят, обучающихся в отдаленных районах. Кроме того, губернатор уделяет особое внимание поддержке молодых педагогов. На это в бюджете края на 2011 год заложено 34 миллиона рублей. Вы знаете, что Минобрнауки РФ с прошлого года реализует проект «1000 вакансий для молодых педагогов»? Им выплачивается по 500 тысяч рублей. Мы использовали этот подход у себя в крае. В первый год молодой учитель получает 100 тысяч рублей, а если он отработает в школе не менее 3 лет, то на его счет поступают еще 240 тысяч рублей. Причем ответственность лежит еще и на муниципалитетах, которые обязаны предоставить молодым учителям полную нагрузку и жилье. Молодых учителей мы поддерживаем не только материально, но и стараемся проводить с ними интенсивные занятия в течение года. В конце учебного года они защищают свои проекты, которые хотели бы реализовать в школе. Большой популярностью среди молодежи пользуется палаточный лагерь «Тим-Бирюса», туда мы отбираем людей, представивших лучшие молодежные учительские проекты. Так, летом 2010 года мы поддержали проект группы воспитателей детских домов по адаптации выпускников детских домов и профинансировали этот проект. Я считаю, что мы обязательно должны ориентировать молодых педагогов на то, чтобы они создавали свои собственные проекты. Мы же на различных обучающих занятиях стараемся помочь им оформить их идеи, научить управлять временем и так далее… – Вячеслав Владимирович, а какова ситуация в начальном и среднем профобразовании? Не секрет, что большинство нынешних родителей не могут себе даже в страшном сне представить, что их ребенок пойдет в профучилище. Но не могут же все быть руководителями. Или потребность в рабочих руках полностью закроют мигранты? – Конечно же, нет, рассчитывать на мигрантов-гастарбайтеров нельзя, тем более что у большинства из них нет никакой квалификации. Продолжая говорить об озвученных губернатором приоритетах в образовании, хочу отметить, что мы создаем все условия для ребят, получающих профессии в учреждениях НПО и СПО. Мы создаем центры профессионального образования, ориентирующиеся либо на какую-то отрасль экономики, либо на какой-то краевой проект. К примеру, красноярский профлицей №56 специализируется на подготовке ребят для работы на автотранспорте. Обязательное требование для Центра профобразования – чтобы у него были бизнес-партнеры. Если появился такой центр, значит, в него вкладывают деньги либо бизнесмены, либо крупные предприятия. Для профессиональных учреждений Норильска главный заказчик на кадры – «Норильский никель». И мы с ним согласовываем не только программы подготовки специалистов, но и перечень закупаемого оборудования, для того чтобы готовить ребят на тех станках, которые есть на заводе. В Ачинском техникуме нефти и газа другая специфика, кстати, это учебное заведение оснащено самым современным оборудованием и инструментальной базой. С 2011 года у нас действует долгосрочная целевая программа по созданию центров профобразования, за три года мы планируем вложить в них 130 миллионов рублей, оснастив, таким образом, шесть новых центров профобразования. Каждый из них получит до 20 миллионов рублей. Очень важный момент при создании центров профобразования, что они у нас являются автономными учреждениями. Там должны учить ребят применять свои умения на практике. Кстати, в таких центрах еще и переучивают взрослых людей, а также оказывают услуги населению, к примеру, в 56-м профлицее ремонтируют машины. Таким образом, учащиеся лицея не только обучаются на новейшем современном оборудовании, но и изначально учатся зарабатывать деньги на своем профиле. Умение зарабатывать деньги, реализовывать заявленную программу развития серьезно мобилизует педагогические коллективы таких центров.Третья реперная точка – это национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой особое внимание уделяется поддержке талантливых ребят. Мы развиваем уже имеющуюся сеть по работе с одаренными. – Устроить своего ребенка учиться в хорошую школу, гимназию или лицей в Москве сегодня непросто, это стоит немалых денег. Так исторически сложилось, что хорошие учебные заведения находятся в крупных городах. А что делать ребятам из сел? Или их участь – получать не очень качественное среднее образование? – У нас в Железногорске, что в сорока километрах от Красноярска, есть уникальное учебное заведение «Школа космонавтики». Там учатся одаренные ребята со всего края, кроме того, у нас работает заочная естественно-научная школа при Сибирском федеральном университете, лицеи и гимназии, которые есть в каждом муниципалитете края. В работе с одаренными большую роль играет и наша летняя краевая школа. Но вместе с тем мы понимаем, что в каждой школе не создашь хорошие условия для развития талантливых детей. Поэтому на территории края мы создали шесть ресурсных центров по работе с одаренными детьми на базе педагогических колледжей. С одной стороны, это краевые учреждения. Поэтому у нас есть возможность напрямую направлять туда ресурсы для развития материальной базы. С другой – там обучаются будущие педагоги, и у них есть уникальная возможность работать с одаренными мотивированными детьми. А то ведь не секрет – приходит молодой учитель в школу, а ему сразу дают самый трудный класс, и тот, проработав 2-3 месяца, бросает работу. Эти ресурсные центры мы оснащаем всем необходимым современным оборудованием, конструкторами, робототехникой, компьютерами. К примеру, в южной части края мы сделали такой центр на базе Минусинского педколледжа. Это означает, что одаренные ребята из близлежащих территорий приезжают туда, а педагоги колледжа, студенты, а также преподаватели из Красноярска ведут у них занятия. Более того, когда приезжает команда из Красноярска, то в колледж приходят и педагоги школ территориального округа. Мы проводим обучающие занятия и для них. В Красноярске мы создали краевой Центр по работе с одаренными детьми на базе краевого Института повышения квалификации учителей. Его задача – отслеживать и анализировать все новинки по работе с талантливыми детьми, вести базу данных по таким детям, курировать работу межрайонных ресурсных центров, а также консультировать родителей, которые воспитывают одаренных. Параллельно ведем работу по научно-техническому творчеству детей и молодежи. Фактически стараемся восстановить работу станций юных техников, и здесь ключевая роль принадлежит краевому Дворцу пионеров и школьников, который в ближайшее время планируем модернизировать. Сейчас думаем над новым обликом дворца, каким он должен быть. – Вячеслав Владимирович, одно из направлений «Нашей новой школы» – создание школьной инфраструктуры, а также строительство новых школ. Я знаю, что у вас есть свое ноу-хау в этом вопросе. – Я уже сказал, что у нас огромная сеть, при этом школ в ней 1200. Объектов еще больше, чем юридических лиц. К примеру, одна школа занимает несколько зданий или в ней есть какой-то филиал. Половина школ построена до 1950 года и требует обновления. Кроме того, у нас много аварийных зданий. Сейчас совместно с министерством строительства и архитектуры Красноярского края мы разрабатываем идею типовых проектов. Для начала мы определили шесть типоразмеров школ. Первый – 50/30 – начальная школа – детсад для села. Мы исходим из того, что средняя наполняемость класса в селе 12 человек, умножаем на 4 класса – получаем 48-50 человек. В детском саду, как правило, три разновозрастные группы по 10 человек. Второй типоразмер – 115 мест – основная школа для села, третий -165 мест – это полная общеобразовательная школа для села, четвертый – 275 мест – полноценная школа исходя из наполняемости класса в 25 учеников для небольшого города или крупного села, пятый размер – 550 мест. И наконец шестой – 1000 мест. – Интересная идея, но, думаю, она потребует немалых денег. – Безусловно. Нам важны не только стены, но и начинка. Поэтому каждый проект будет включать в себя не только строительно-монтажные работы, но и перечень необходимого технологического и учебно-наглядного оборудования, мебели, инвентаря, которые будут соответствовать новым образовательным стандартам. Это позволит создать равные условия для развития и образования детей как в городах, так и в самых отдаленных территориях края. Мы должны строить современные школы с новейшим оборудованием. Коллективы, которые придут работать в новые школы, должны в совершенстве знать установленное здесь оборудование. Необходимо, чтобы педагоги могли сами работать с ним и научить этому детей. Поэтому, пока мы будем строить школы, учителя в Институте повышения квалификации будут проходить переподготовку, для того чтобы в дальнейшем работать на соответствующем оборудовании. В настоящее время у нас уже готово два проекта типоразмера школы на 165 человек и детский сад – школа 50/30. Так вот, мы соберем экспертное сообщество, директоров школ, учителей и будем вместе с ними обсуждать эти проекты. В идеале после такого обсуждения должна появиться школа, которую ждут и родители, и школьники, и учителя, и директор. В общем, идея школы за нами, реализация – за проектировщиками. Надеемся, что до конца учебного года у нас появятся проекты 4 типоразмеров школ. И на следующий год мы планируем по ним начать строительство 4 новых школ и в городах, и в селах края. В общей сложности в ближайшие 10 лет нужно построить около 50 новых школ. И здесь мы, конечно, надеемся на помощь губернатора. Впрочем, нам и так грешить нельзя, в год мы вводим в строй по 3-4 новых школ. Но, по моему замыслу, необходимо вводить 6-8 новых образовательных учреждений, ведь у нас очень большая сеть. Помимо школ мы планируем строить по проектам повторного применения и детские сады. – Ну это вообще сегодня больная тема… У вас, как и в столице, мамочки тоже выходят на уличные митинги требовать устройства своих детей в сады? – Это проблема всех крупных городов России, да и не очень крупных. Что касается детсадов, мы предлагаем четыре типоразмера – на 45 человек для села, на 95 как для села, так и для города, на 190 и 285 малышей. Замечу, что эти параметры мы определили до выхода новых санитарных правил, отменивших предельную наполняемость групп в 15 человек. И опять же не важно, в городском или сельском детском саду воспитывается ребенок. Перечень необходимого оборудования в одинаковом типоразмере будет одним и тем же. В настоящее время по инициативе губернатора министерством образования и науки края разрабатывается долгосрочная целевая программа, направленная на развитие дошкольного образования в Красноярском крае, на 2012-2015 годы. В ней предусмотрен ряд мероприятий, таких как: возврат в сеть зданий дошкольных образовательных учреждений, которые в настоящее время используются не по назначению; ввод дополнительных мест в действующих садах и школах; поддержка негосударственных форм дошкольного образования; развитие семейных форм воспитания; доукомплектация дошкольных учреждений; и наконец, самое важное, с моей точки зрения, направление – строительство новых детских садов. Мы рассчитываем, что к 2015 году в крае будет создано до 30 тысяч дополнительных мест. Это позволит снять острую ситуацию с очередностью в детские сады. Дошкольным образованием будут охвачены все дети с 3 до 7 лет, это именно тот возраст, когда ребенок нуждается в коллективе, в дошкольном образовании и воспитании, в подготовительных занятиях к школе. – Вячеслав Владимирович, с 1 сентября все российские школы перейдут на новый образовательный стандарт. Готовы ли к этому в Красноярском крае? – Мы участвуем в апробации стандартов с 2009 года, у нас есть пилотные школы. До 20 августа мы планируем подготовить всех наших учителей начальной школы к работе по новым стандартам. Кстати, эта работа ведется у нас Институтом повышения квалификации. Серьезная работа идет также и в плане оснащения наших школ всем необходимым для введения новых стандартов. В пилотных школах уже закуплен избыточный перечень оборудования. После того как мы получим заключение экспертов, будет разработана и внедрена долгосрочная программа по оснащению школ этим оборудованием. Ну и, как я уже отметил выше, мы будем строить школы по типовым проектам и параллельно оснащать их необходимым для реализации новых образовательных стандартов оборудованием. – Стимулировать учителя, как известно, можно не только материально, но и морально… Учителю очень важно двигаться вперед, самосовершенствоваться, и в этом отношении большую роль могут сыграть профессиональные конкурсы. Как вы к ним относитесь? – На мой взгляд, конкурс – это лучший способ повышения квалификации, конкурсы заставляют педагогов собраться и продемонстрировать все свои лучшие качества. Во-первых, педагог должен набраться смелости, окаянства в какой-то степени, чтобы решиться на участие в конкурсе. Во-вторых, соревнуясь, педагоги учатся друг у друга. Я поставил задачу, чтобы каждый муниципалитет выдвигал своего претендента на участие в конкурсе. Кстати, абсолютный победитель «Учителя года» на краевом уровне получает у нас 200 тысяч рублей, согласитесь, что это хороший стимул. Десять финалистов – по 40 тысяч рублей, а вышедшие во второй тур – по 10 тысяч рублей. Кроме того, мы проводим еще и ряд других конкурсов – «Директор года» по нескольким номинациям, причем победители в номинациях получают по 70 тысяч рублей. А абсолютный лидер – 300 тысяч рублей. Для педагогов, работающих с детьми-инвалидами, мы учредители особый конкурс «От специальности – к профессии», итоги которого подводим в день рождения известного психолога Л.С.Выготского. Есть у нас и конкурсы для мастеров производственного обучения. В общей сложности мы тратим на конкурсные мероприятия более 20 миллионов рублей в год. Если продолжить разговор о том, как мы работаем с творческими учителями, то, думаю, нужно рассказать о наших базовых школах, работающих в тесном сотрудничестве с ИПК. По сути, это вынесенные практические площадки краевого института повышения квалификации, где лучшие педагоги показывают свои технологии и приемы практически на собственных уроках. – Я так поняла, в модернизации образования, в реализации всех магистральных направлений вы особую роль отводите краевому Институту повышения квалификации учителей? – Да, это так. Я могу гордиться тем, что нам удалось реформировать в крае систему повышения квалификации. Сейчас основные заказчики курсов и программ у нас учителя. Педагоги, директора школ формулируют темы, которые им интересны, а сотрудники ИПК реализовывают пожелания учителей. – Скажите, в регионе будет возможность повысить фонд оплаты труда учителей на 30 процентов, а по итогу проекта сравнять среднюю заработную плату учителей со средней по экономике? Это реальная для вас задача? Ведь с учетом огромной сети края это очень большие деньги. Сможете ли вы их найти? – Да, только до конца года нам потребуется на эти цели более 500 миллионов рублей. Кроме того, нельзя забывать, что у нас много северных территорий. А значит, есть еще и надбавочный коэффициент. Не учитывается также и то, что у нас огромная разбросанность территорий, и мы вынуждены сохранять малокомплектные школы, где учатся всего 10 человек, скажем, в Эвенкии, ведь там на расстоянии 250 километров ничего нет. И тем не менее, несмотря на наличие серьезных проблем, я уверен, что поручения председателя правительства мы выполним. – Вячеслав Владимирович, и наконец самый трудный вопрос: что нужно сделать, чтобы в школе наконец-то появились мужчины? И вообще можем ли сегодня в условиях современного общества поднять статус учителя, сделать эту профессию престижной? – Знаете, у меня есть три критерия, по которым люди выбирают себе место работы. Это, во-первых, идея, ради которой стоит работать, компания людей, с которыми интересно, и наконец деньги, чтобы обеспечивать себя и свою семьи. Нам нужно в корне переломить ситуацию, изменить имидж школы в глазах общества, и тогда в педколлективах появятся мужчины. А для этого надо создавать такие фильмы, как «Доживем до понедельника», а не сериал «Школа». Ведь у нас есть прекрасные школы, гимназии и лицеи, почему бы отдельные эпизоды из их жизни не положить в основу такого сериала, создать героев нашего времени в образе современных учителей. Замечательно, что Хрустального пеликана учителю года России вручает Президент РФ. Однако надо делать еще больше, чтобы вся страна знала своих героев в лицо. К примеру, у нас в крае есть телепередача «Современная школа», и каждую неделю мы рассказываем в ней о наших образовательных учреждениях. Людям, обществу необходимо говорить о том, что происходит в школе. А школа в свою очередь должна перестать быть кастовым, закрытым сообществом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте