Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Без движения вперед нет развития. Вячеслав БАШЕВ, министр образования и науки Красноярского края

Учительская газета, №26 от 28 июня 2011. Читать номер
Автор:

Древние китайцы, похоже, больше всего боялись нового. «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» – гласит мудрость этого восточного народа. Министр образования и науки Красноярского края Вячеслав Башев перемен не боится, будучи, по сути, главным их инициатором и застрельщиком, он понимает – без движения вперед нет развития. Руководить образованием и наукой такого огромного края, второго по величине субъекта Российской Федерации, разумеется, непросто.

По сути, это второе мое место работы после гимназии, – говорит Вячеслав Владимирович. – Вернее, третье, если быть точным, после «Универса» я стал руководителем агентства образования Красноярского края, которое впоследствии было преобразовано в министерство образования и науки края. – Вячеслав Владимирович, трудно ли быть министром, руководить таким количеством образовательных учреждений, особенно если учесть, что их директора зачастую старше вас? – Разумеется, причем иногда физически трудно, здесь требуются совершенно иные компетенции, которых раньше у меня не было. Но эта работа позволяет мне развиваться, ведь все, что не убивает, как известно, делает нас сильнее. У нас в крае две с половиной тысячи образовательных учреждений, в них учатся 700 тысяч детей, кроме того, в сфере образования работают 100 тысяч человек. То есть всего свыше 800 тысяч, а это почти треть населения Красноярского края. При таком масштабе работы очень важно выделить магистральную линию, главные приоритеты. Первое важнейшее направление, по которому мы работаем, – это Послание Президента РФ Федеральному Собранию, где Дмитрий Медведев обозначил приоритетные направления в образовании на сегодня – здоровье детей, развитие дошкольного образования, создание программ социальной адаптации и сопровождение выпускников детдомов, обеспечение условий для обучения и активной жизни детей-инвалидов, устройство в семьи детей, оставшихся без родителей, повышение квалификации учителей, поиск и поддержка одаренных ребят. Второе направление работы – это реализация программы социально-экономического развития края на 2011 год и ближайшую перспективу, которую озвучил в своем докладе губернатор края Лев Кузнецов. Примечательно, что треть доклада губернатора была посвящена образованию. Замечу, что в Красноярском крае этому всегда уделялось огромное внимание. Лев Кузнецов поставил перед нами задачу активного поиска и поддержки одаренных детей, особенный акцент был сделан на поощрении технического творчества. Территория нашего края огромна, поэтому для нас большое значение имеет развитие дистанционного образования. У нас есть такие труднодоступные районы, где сохраняются долгосрочные вакансии, – учителя просто не хотят туда ехать. В рамках ПНПО мы все наши школы оснастили компьютерами и подключили к Интернету, а значит, сможем обучать ребят в отдаленных и труднодоступных районах дистанционно. Мы уже реализовали проект дистанционного образования детей-инвалидов. Сейчас планируем перенести эту технологию и на здоровых ребят, обучающихся в отдаленных районах. Кроме того, губернатор уделяет особое внимание поддержке молодых педагогов. На это в бюджете края на 2011 год заложено 34 миллиона рублей. Вы знаете, что Минобрнауки РФ с прошлого года реализует проект «1000 вакансий для молодых педагогов»? Им выплачивается по 500 тысяч рублей. Мы использовали этот подход у себя в крае. В первый год молодой учитель получает 100 тысяч рублей, а если он отработает в школе не менее 3 лет, то на его счет поступают еще 240 тысяч рублей. Причем ответственность лежит еще и на муниципалитетах, которые обязаны предоставить молодым учителям полную нагрузку и жилье. Молодых учителей мы поддерживаем не только материально, но и стараемся проводить с ними интенсивные занятия в течение года. В конце учебного года они защищают свои проекты, которые хотели бы реализовать в школе. Большой популярностью среди молодежи пользуется палаточный лагерь «Тим-Бирюса», туда мы отбираем людей, представивших лучшие молодежные учительские проекты. Так, летом 2010 года мы поддержали проект группы воспитателей детских домов по адаптации выпускников детских домов и профинансировали этот проект. Я считаю, что мы обязательно должны ориентировать молодых педагогов на то, чтобы они создавали свои собственные проекты. Мы же на различных обучающих занятиях стараемся помочь им оформить их идеи, научить управлять временем и так далее… – Вячеслав Владимирович, а какова ситуация в начальном и среднем профобразовании? Не секрет, что большинство нынешних родителей не могут себе даже в страшном сне представить, что их ребенок пойдет в профучилище. Но не могут же все быть руководителями. Или потребность в рабочих руках полностью закроют мигранты? – Конечно же, нет, рассчитывать на мигрантов-гастарбайтеров нельзя, тем более что у большинства из них нет никакой квалификации. Продолжая говорить об озвученных губернатором приоритетах в образовании, хочу отметить, что мы создаем все условия для ребят, получающих профессии в учреждениях НПО и СПО. Мы создаем центры профессионального образования, ориентирующиеся либо на какую-то отрасль экономики, либо на какой-то краевой проект. К примеру, красноярский профлицей №56 специализируется на подготовке ребят для работы на автотранспорте. Обязательное требование для Центра профобразования – чтобы у него были бизнес-партнеры. Если появился такой центр, значит, в него вкладывают деньги либо бизнесмены, либо крупные предприятия. Для профессиональных учреждений Норильска главный заказчик на кадры – «Норильский никель». И мы с ним согласовываем не только программы подготовки специалистов, но и перечень закупаемого оборудования, для того чтобы готовить ребят на тех станках, которые есть на заводе. В Ачинском техникуме нефти и газа другая специфика, кстати, это учебное заведение оснащено самым современным оборудованием и инструментальной базой. С 2011 года у нас действует долгосрочная целевая программа по созданию центров профобразования, за три года мы планируем вложить в них 130 миллионов рублей, оснастив, таким образом, шесть новых центров профобразования. Каждый из них получит до 20 миллионов рублей. Очень важный момент при создании центров профобразования, что они у нас являются автономными учреждениями. Там должны учить ребят применять свои умения на практике. Кстати, в таких центрах еще и переучивают взрослых людей, а также оказывают услуги населению, к примеру, в 56-м профлицее ремонтируют машины. Таким образом, учащиеся лицея не только обучаются на новейшем современном оборудовании, но и изначально учатся зарабатывать деньги на своем профиле. Умение зарабатывать деньги, реализовывать заявленную программу развития серьезно мобилизует педагогические коллективы таких центров.Третья реперная точка – это национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой особое внимание уделяется поддержке талантливых ребят. Мы развиваем уже имеющуюся сеть по работе с одаренными. – Устроить своего ребенка учиться в хорошую школу, гимназию или лицей в Москве сегодня непросто, это стоит немалых денег. Так исторически сложилось, что хорошие учебные заведения находятся в крупных городах. А что делать ребятам из сел? Или их участь – получать не очень качественное среднее образование? – У нас в Железногорске, что в сорока километрах от Красноярска, есть уникальное учебное заведение «Школа космонавтики». Там учатся одаренные ребята со всего края, кроме того, у нас работает заочная естественно-научная школа при Сибирском федеральном университете, лицеи и гимназии, которые есть в каждом муниципалитете края. В работе с одаренными большую роль играет и наша летняя краевая школа. Но вместе с тем мы понимаем, что в каждой школе не создашь хорошие условия для развития талантливых детей. Поэтому на территории края мы создали шесть ресурсных центров по работе с одаренными детьми на базе педагогических колледжей. С одной стороны, это краевые учреждения. Поэтому у нас есть возможность напрямую направлять туда ресурсы для развития материальной базы. С другой – там обучаются будущие педагоги, и у них есть уникальная возможность работать с одаренными мотивированными детьми. А то ведь не секрет – приходит молодой учитель в школу, а ему сразу дают самый трудный класс, и тот, проработав 2-3 месяца, бросает работу. Эти ресурсные центры мы оснащаем всем необходимым современным оборудованием, конструкторами, робототехникой, компьютерами. К примеру, в южной части края мы сделали такой центр на базе Минусинского педколледжа. Это означает, что одаренные ребята из близлежащих территорий приезжают туда, а педагоги колледжа, студенты, а также преподаватели из Красноярска ведут у них занятия. Более того, когда приезжает команда из Красноярска, то в колледж приходят и педагоги школ территориального округа. Мы проводим обучающие занятия и для них. В Красноярске мы создали краевой Центр по работе с одаренными детьми на базе краевого Института повышения квалификации учителей. Его задача – отслеживать и анализировать все новинки по работе с талантливыми детьми, вести базу данных по таким детям, курировать работу межрайонных ресурсных центров, а также консультировать родителей, которые воспитывают одаренных. Параллельно ведем работу по научно-техническому творчеству детей и молодежи. Фактически стараемся восстановить работу станций юных техников, и здесь ключевая роль принадлежит краевому Дворцу пионеров и школьников, который в ближайшее время планируем модернизировать. Сейчас думаем над новым обликом дворца, каким он должен быть. – Вячеслав Владимирович, одно из направлений «Нашей новой школы» – создание школьной инфраструктуры, а также строительство новых школ. Я знаю, что у вас есть свое ноу-хау в этом вопросе. – Я уже сказал, что у нас огромная сеть, при этом школ в ней 1200. Объектов еще больше, чем юридических лиц. К примеру, одна школа занимает несколько зданий или в ней есть какой-то филиал. Половина школ построена до 1950 года и требует обновления. Кроме того, у нас много аварийных зданий. Сейчас совместно с министерством строительства и архитектуры Красноярского края мы разрабатываем идею типовых проектов. Для начала мы определили шесть типоразмеров школ. Первый – 50/30 – начальная школа – детсад для села. Мы исходим из того, что средняя наполняемость класса в селе 12 человек, умножаем на 4 класса – получаем 48-50 человек. В детском саду, как правило, три разновозрастные группы по 10 человек. Второй типоразмер – 115 мест – основная школа для села, третий -165 мест – это полная общеобразовательная школа для села, четвертый – 275 мест – полноценная школа исходя из наполняемости класса в 25 учеников для небольшого города или крупного села, пятый размер – 550 мест. И наконец шестой – 1000 мест. – Интересная идея, но, думаю, она потребует немалых денег. – Безусловно. Нам важны не только стены, но и начинка. Поэтому каждый проект будет включать в себя не только строительно-монтажные работы, но и перечень необходимого технологического и учебно-наглядного оборудования, мебели, инвентаря, которые будут соответствовать новым образовательным стандартам. Это позволит создать равные условия для развития и образования детей как в городах, так и в самых отдаленных территориях края. Мы должны строить современные школы с новейшим оборудованием. Коллективы, которые придут работать в новые школы, должны в совершенстве знать установленное здесь оборудование. Необходимо, чтобы педагоги могли сами работать с ним и научить этому детей. Поэтому, пока мы будем строить школы, учителя в Институте повышения квалификации будут проходить переподготовку, для того чтобы в дальнейшем работать на соответствующем оборудовании. В настоящее время у нас уже готово два проекта типоразмера школы на 165 человек и детский сад – школа 50/30. Так вот, мы соберем экспертное сообщество, директоров школ, учителей и будем вместе с ними обсуждать эти проекты. В идеале после такого обсуждения должна появиться школа, которую ждут и родители, и школьники, и учителя, и директор. В общем, идея школы за нами, реализация – за проектировщиками. Надеемся, что до конца учебного года у нас появятся проекты 4 типоразмеров школ. И на следующий год мы планируем по ним начать строительство 4 новых школ и в городах, и в селах края. В общей сложности в ближайшие 10 лет нужно построить около 50 новых школ. И здесь мы, конечно, надеемся на помощь губернатора. Впрочем, нам и так грешить нельзя, в год мы вводим в строй по 3-4 новых школ. Но, по моему замыслу, необходимо вводить 6-8 новых образовательных учреждений, ведь у нас очень большая сеть. Помимо школ мы планируем строить по проектам повторного применения и детские сады. – Ну это вообще сегодня больная тема… У вас, как и в столице, мамочки тоже выходят на уличные митинги требовать устройства своих детей в сады? – Это проблема всех крупных городов России, да и не очень крупных. Что касается детсадов, мы предлагаем четыре типоразмера – на 45 человек для села, на 95 как для села, так и для города, на 190 и 285 малышей. Замечу, что эти параметры мы определили до выхода новых санитарных правил, отменивших предельную наполняемость групп в 15 человек. И опять же не важно, в городском или сельском детском саду воспитывается ребенок. Перечень необходимого оборудования в одинаковом типоразмере будет одним и тем же. В настоящее время по инициативе губернатора министерством образования и науки края разрабатывается долгосрочная целевая программа, направленная на развитие дошкольного образования в Красноярском крае, на 2012-2015 годы. В ней предусмотрен ряд мероприятий, таких как: возврат в сеть зданий дошкольных образовательных учреждений, которые в настоящее время используются не по назначению; ввод дополнительных мест в действующих садах и школах; поддержка негосударственных форм дошкольного образования; развитие семейных форм воспитания; доукомплектация дошкольных учреждений; и наконец, самое важное, с моей точки зрения, направление – строительство новых детских садов. Мы рассчитываем, что к 2015 году в крае будет создано до 30 тысяч дополнительных мест. Это позволит снять острую ситуацию с очередностью в детские сады. Дошкольным образованием будут охвачены все дети с 3 до 7 лет, это именно тот возраст, когда ребенок нуждается в коллективе, в дошкольном образовании и воспитании, в подготовительных занятиях к школе. – Вячеслав Владимирович, с 1 сентября все российские школы перейдут на новый образовательный стандарт. Готовы ли к этому в Красноярском крае? – Мы участвуем в апробации стандартов с 2009 года, у нас есть пилотные школы. До 20 августа мы планируем подготовить всех наших учителей начальной школы к работе по новым стандартам. Кстати, эта работа ведется у нас Институтом повышения квалификации. Серьезная работа идет также и в плане оснащения наших школ всем необходимым для введения новых стандартов. В пилотных школах уже закуплен избыточный перечень оборудования. После того как мы получим заключение экспертов, будет разработана и внедрена долгосрочная программа по оснащению школ этим оборудованием. Ну и, как я уже отметил выше, мы будем строить школы по типовым проектам и параллельно оснащать их необходимым для реализации новых образовательных стандартов оборудованием. – Стимулировать учителя, как известно, можно не только материально, но и морально… Учителю очень важно двигаться вперед, самосовершенствоваться, и в этом отношении большую роль могут сыграть профессиональные конкурсы. Как вы к ним относитесь? – На мой взгляд, конкурс – это лучший способ повышения квалификации, конкурсы заставляют педагогов собраться и продемонстрировать все свои лучшие качества. Во-первых, педагог должен набраться смелости, окаянства в какой-то степени, чтобы решиться на участие в конкурсе. Во-вторых, соревнуясь, педагоги учатся друг у друга. Я поставил задачу, чтобы каждый муниципалитет выдвигал своего претендента на участие в конкурсе. Кстати, абсолютный победитель «Учителя года» на краевом уровне получает у нас 200 тысяч рублей, согласитесь, что это хороший стимул. Десять финалистов – по 40 тысяч рублей, а вышедшие во второй тур – по 10 тысяч рублей. Кроме того, мы проводим еще и ряд других конкурсов – «Директор года» по нескольким номинациям, причем победители в номинациях получают по 70 тысяч рублей. А абсолютный лидер – 300 тысяч рублей. Для педагогов, работающих с детьми-инвалидами, мы учредители особый конкурс «От специальности – к профессии», итоги которого подводим в день рождения известного психолога Л.С.Выготского. Есть у нас и конкурсы для мастеров производственного обучения. В общей сложности мы тратим на конкурсные мероприятия более 20 миллионов рублей в год. Если продолжить разговор о том, как мы работаем с творческими учителями, то, думаю, нужно рассказать о наших базовых школах, работающих в тесном сотрудничестве с ИПК. По сути, это вынесенные практические площадки краевого института повышения квалификации, где лучшие педагоги показывают свои технологии и приемы практически на собственных уроках. – Я так поняла, в модернизации образования, в реализации всех магистральных направлений вы особую роль отводите краевому Институту повышения квалификации учителей? – Да, это так. Я могу гордиться тем, что нам удалось реформировать в крае систему повышения квалификации. Сейчас основные заказчики курсов и программ у нас учителя. Педагоги, директора школ формулируют темы, которые им интересны, а сотрудники ИПК реализовывают пожелания учителей. – Скажите, в регионе будет возможность повысить фонд оплаты труда учителей на 30 процентов, а по итогу проекта сравнять среднюю заработную плату учителей со средней по экономике? Это реальная для вас задача? Ведь с учетом огромной сети края это очень большие деньги. Сможете ли вы их найти? – Да, только до конца года нам потребуется на эти цели более 500 миллионов рублей. Кроме того, нельзя забывать, что у нас много северных территорий. А значит, есть еще и надбавочный коэффициент. Не учитывается также и то, что у нас огромная разбросанность территорий, и мы вынуждены сохранять малокомплектные школы, где учатся всего 10 человек, скажем, в Эвенкии, ведь там на расстоянии 250 километров ничего нет. И тем не менее, несмотря на наличие серьезных проблем, я уверен, что поручения председателя правительства мы выполним. – Вячеслав Владимирович, и наконец самый трудный вопрос: что нужно сделать, чтобы в школе наконец-то появились мужчины? И вообще можем ли сегодня в условиях современного общества поднять статус учителя, сделать эту профессию престижной? – Знаете, у меня есть три критерия, по которым люди выбирают себе место работы. Это, во-первых, идея, ради которой стоит работать, компания людей, с которыми интересно, и наконец деньги, чтобы обеспечивать себя и свою семьи. Нам нужно в корне переломить ситуацию, изменить имидж школы в глазах общества, и тогда в педколлективах появятся мужчины. А для этого надо создавать такие фильмы, как «Доживем до понедельника», а не сериал «Школа». Ведь у нас есть прекрасные школы, гимназии и лицеи, почему бы отдельные эпизоды из их жизни не положить в основу такого сериала, создать героев нашего времени в образе современных учителей. Замечательно, что Хрустального пеликана учителю года России вручает Президент РФ. Однако надо делать еще больше, чтобы вся страна знала своих героев в лицо. К примеру, у нас в крае есть телепередача «Современная школа», и каждую неделю мы рассказываем в ней о наших образовательных учреждениях. Людям, обществу необходимо говорить о том, что происходит в школе. А школа в свою очередь должна перестать быть кастовым, закрытым сообществом.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту