search
main
0

Без духовного единства очень сложно строить государство, растить гармонично развитую и устойчивую личность

​В этом убежден председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бомблевский): «Сегодня, когда мы живем в быстро меняющемся мире, где одни вызовы современности сменяются другими, порой человеку крайне трудно разобраться в бесконечном информационном потоке. Для сохранения самоидентичности, как бы избито это ни звучало, крайне важно иметь духовную скрепу. Ведь без духовного единства, без памяти о своей культуре, истории, вере очень сложно строить государство, выстраивать общественные процессы, растить гармонично развитую и устойчивую личность».

– Зачем нужен такой предмет, как основы православной культуры, какую пользу он приносит обществу, чем этот предмет важен?- Сегодня, когда в отечественном образовании вновь вспомнили о значимости воспитания, когда воспитательному процессу стали уделять хоть какое-то внимание, основы православной культуры становятся тем важным элементом в этом процессе, который поможет ребенку в будущем правильно ориентироваться в традиционной и основной конфессии нашей страны – православии. «Основы православной культуры» – этот образовательный модуль в общем комплексной курсе «Основы религиозно-культурной и светской этики» занимает крайне важное и значимое место. Русская цивилизация, русский мир с его особенностями, спецификой, с теми лучшими качествами русского человека, известными всему миру: широта русской души, соборность, желание поддержать и помочь друг другу, взаимовыручка, были выпестованы киевской купелью крещения. Можно сказать, что русская цивилизация глубоко христоцентрична. Сознание русского человека на протяжении всей отечественной истории было тесно связано с православием. Это доказывают замечательные памятники русского искусства, литературы, архитектуры. Изучение основ православной культуры поможет избежать неправильного понимания, неверных трактовок, избежать спекуляций на религиозные темы, религиозного фанатизма или искаженного понимания веры, которое позволяет определенным людям манипулировать сознанием верующего человека, использовать его искренний порыв в своих целях. Для этого, а также для диалога с другими традиционными конфессиями, для понимания ценности и значимости веры, для понимания жизни согласно идеалам веры и изучают основы православной культуры.- Основы православной культуры развиваются в непростых условиях пропаганды СМИ вседозволенности, погони за материальными ценностями и легкой жизнью. На фоне такой конкуренции как воспринимают сам предмет в общеобразовательной среде и с какими трудностями вам приходится сталкиваться в работе в этом направлении?- Любой новый предмет для школы имеет вполне логичную рецепцию образовательного и педагогического сообщества. Это вполне естественный процесс, когда определенные новшества оценивают и воспринимают люди с течением времени, для того чтобы в поспешности не сделать каких-то неверных шагов. Учитывая, что основы православной культуры крайне важный мировоззренческий предмет не только в отношении предоставляемых знаний, что он имеет значение и в процессе становление личности, нужно действовать аккуратно, можно сказать, хирургическим методом. Помимо таких объективных процессов, которые дают определенную сложность, когда люди настороженно относятся к этому предмету, медлят с какими-то действиями, существуют еще и субъективные причины: предубежденность, нерасположенность, откровенное нежелание людей менять что-либо в устоявшихся в школе процессах. Люди считают, что лучше ничего не менять, чтобы не выполнять лишней работы. Такой подход у некоторых представителей педагогического сообщества приводит к определенным сложностям в проведении курса основ православной культуры.- Происходит ли изменение отношения к этому предмету?- Как показывает практика, со временем все больше учителей и родителей понимают, что в этом предмете не только нет ничего плохого, но содержится и много полезного. Люди хотят получать знания в этом направлении, причем не только те, кто отождествляет себя с православием. Бывают случаи, когда на основы православной культуры записываются представители иных конфессий, объясняя свой выбор тем, что о своей религии они расскажут детям дома, поскольку мы живем в стране, где большинство людей исповедует православие, но нужно знать и об основах веры православной. Понимание того, что человек должен быть культурным, образованным, интеллектуально и духовно развитым, предопределяет такой выбор. Через деятельный подход, через такие совместные мероприятия, проводимые со школами, как конкурсы, экскурсионная деятельность, поддержка творческих начинаний учащихся и педагогов, помощь в научно-исследовательской практике, снимают как объективные, так и субъективные барьеры. С каждым годом ситуация меняется, возможно, не революционными скачками, медленно, но верно повышается интерес к основам православной культуры, уходят домыслы и мифы, которые во многом были культивированы либеральными СМИ относительно того, что священники будут запугивать детей Страшным судом, учителя будут запрещать детям есть во время Великого поста какие-то продукты в школьных столовых и прочие безумные слова, не имеющие под собой ни малейших оснований. Мы видим массу примеров, когда школы очень хорошо дружат и находят реализацию своей деятельности с православными храмами. Дети с удовольствием вместе с родителями участвуют в творческих программах, занимаются социальной деятельностью, уже не только учатся узнавать такие сложные категории, как добро, зло, взаимовыручка, милосердие, но и делают это непосредственно, воплощая в своих добрых делах.- Каковы перспективы развития основ православной культуры в общеобразовательной среде?- Перспективы следует разделить на формальные и неформальные. Если говорить о формальных перспективах, то перед нами существуют задачи, цель, поставленная нашим святейшим патриархом, заключающаяся в том, чтобы основы православной культуры преподавали на всех ступенях среднего образования, начиная от младшей школы и до выпускных классов. Неформальные перспективы намного шире и глубже. Интерес к православной культуре повышается с каждым годом, развивается деятельность и во внеурочное время. Дети стремятся не только узнать, но и реализовать свои знания в жизни, например, если дети узнают историю храма, они хотят на него посмотреть, ознакомиться с архитектурой, иконами, о которых им рассказывают. Если они изучают соответствующие темы, касающиеся взаимовыручки, добра, любви, остальных христианских ценностей, они с удовольствием общаются потом с детьми с ограниченными возможностями, даря им свою заботу и любовь, с престарелыми людьми, показывая концерты, представления. Такая перспектива, когда люди с детского возраста в своей жизни органически воспринимают себя как доброго человека, для которого естественно и комфортно делать добро другим людям, отдавать им внутреннюю радость, делиться своим счастьем и через это приобретать еще больше счастья, и есть самая главная перспектива.- Ваши пожелания преподавателям основ православной культуры?- Я желаю, чтобы педагоги, участвующие в процессе преподавания основ православной культуры, не относились к этому предмету как к обычной учебной дисциплине, подходили к ней неформально, творчески, желали бы не просто научить, но и вдохновить ребенка, показать личным примером те высокие идеалы, о которых они будут рассказывать и которые, безусловно, должны вдохновлять человека на что-то лучшее. Наш отдел религиозного образования и катехизации Московской городской епархии открыт для диалога, равно как и московские приходы, для того чтобы проводить совместные мероприятия. Мы имеем много инициатив, предлагаем сотрудничать и осуществлять добрые начинания. Как говорится, дорогу осилит идущий, и, начав путь, нужно стремиться и завершить его достойно, чтобы выпуски школы могли спустя годы прийти к своим педагогам, которые вели у них основы православной культуры, и сказать им за это спасибо!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте