search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Без дополнительного общее образование полным не будет

Одна из острых тем, которые сегодня обсуждают родители и педагоги, – дальнейшее развитие дополнительного образования в столице. На вопросы о том, какие изменения произойдут в этой сфере, отвечает заместитель руководителя Департамента образования Игорь ПАВЛОВ.

– Игорь Сергеевич, введение электронной записи в учреждения дополнительного образования детей вызвало целую бурю эмоций у родителей, руководителей и педагогов дополнительного образования. При этом у всех один вопрос: зачем введена эта запись?- Прежде всего для того, чтобы дополнительное образование сделать доступным каждому ребенку. На сайте Департамента образования размещена очень красноречивая информация по этому поводу. В этом году за парты сели более 800 тысяч детей, но по официальной статистике в прошлом году только 350 тысяч детей посещали кружки, секции, занимались по различным образовательным программам в учреждениях дополнительного образования Департамента образования, а около 250 тысяч – непосредственно в школах, то есть далеко не каждый ребенок посещал хоть одну секцию или кружок. Тревожно и то, что среди обучающихся по программам дополнительного образования превалируют дети до 5-го класса, а подростков все меньше и меньше. Но это по статистике, а на деле ситуация еще хуже. Спрашивается, в чем причина? Видимо, дело не только в возрастании нагрузки в школе, но и в нехватке тех программ, которые могут захватить, увлечь, мотивировать ребенка, особенно подростка, на систематическое посещение занятий по программам дополнительного образования. Анализ показывает, что, с одной стороны, есть дети, которые успевают посетить несколько кружков и секций, а с другой стороны, реально не более 50% школьников охвачены различными формами дополнительного образования, что недопустимо и не может нас устраивать, ведь дополнительное образование призвано давать ребенку те навыки и компетенции, которые он не может получить в рамках программы общего образования. Как точно говорит руководитель Департамента образования Исаак Калина, общее образования без дополнительного не может быть полным.- Вы говорите, что доля старшеклассников среди обучающихся в нынешней системе дополнительного образования недостаточно велика. С чем это связано, на ваш взгляд?- Уменьшение числа старшеклассников, занимающихся в системе дополнительного образования, связано, с одной стороны, конечно, с тем, что ребята больше времени отдают учебе, дополнительным занятиям по экзаменационным предметам, но, с другой стороны, нужно признать, что у них не очень популярны нынешние программы дополнительного образования, так как в этом возрасте для ребят наиболее актуален выбор профессии, социализация через самостоятельную проектную деятельность, межличностное общение. Поэтому сегодня мы решаем задачу обновления программ дополнительного образования, расширения их спектра, ищем новые альтернативные формы этого образования для учащихся средней и старшей школы. Одна из них возникла из практики сотрудничества Департамента образования с вузами Москвы, располагающими колоссальными кадровыми, научными, материально-техническими ресурсами. Сегодня уже разработана модель центров технологической поддержки образования на базе высших учебных заведений, которые будут оснащены современным высокотехнологичным оборудованием, обеспечивающим полный производственный цикл от замысла, моделирования, проектирования до создания промышленных образцов. Центры будут работать в режиме коллективного доступа, на их базе совместно с лицеями и учреждениями дополнительного образования будут реализованы инновационные программы, причем аналогичные программы уже в этом году предложат московским школьникам творческие и гуманитарные вузы. Уже хорошо себя зарекомендовали занятия на базе передвижного «Нанотрака», это опыт, заимствованный нами в Германии: Центр «Интеллект» предлагает программы ознакомления обучающихся с нанотехнологиями, проектные работы для учителей и учеников. То есть программы есть, они интересные, их много, мы готовы сделать и новые программы, но весь вопрос в том, что нам нужно знать, какие дети и по каким программам хотят и могут заниматься. Вот поэтому мы и ввели систему электронной записи, так как без информационной системы такой анализ провести практически невозможно. На основе полученной информации уже в этом учебном году мы сможем внести необходимые коррективы и предпринять меры по обеспечению доступности, повышения качества дополнительного образования в интересах большинства юных москвичей.- Конечно, в этом есть резон, вот только у некоторых родителей появилась устойчивая точка зрения, что и электронная регистрация, и все эти преобразования нужны только лишь для того, чтобы сократить количество бюджетных программ и увеличить количество платных. Понять их тревоги можно, но так ли это на самом деле?- В отчетном докладе Департамента образования по итогам прошедшего учебного года, который также опубликован на его сайте, приведена точная и подробная информация, какие деньги, на что и куда были направлены. Это официальная информация, которую формируют на основе финансовых документов и контролируют Правительство Москвы и Контрольно-счетная палата. Более того, недавно Правительство Москвы рассмотрело и утвердило бюджет столицы на 2013 и 2014-2015 годы. Если коротко, то денег на образование – в том числе на дополнительное – у нас меньше не стало, наоборот, например, в прошлом учебном году их было на 20% больше, чем в предыдущем, теперь намечено увеличение финансирования и в нынешнем учебном году. Но это не исключает, а, наоборот, предполагает постоянную заботу об эффективности использования ресурсов. Мы уверены: и по доступности, и по качеству услуг на эти деньги можно и нужно делать намного больше! И мы обязаны это делать, а руководители и коллективы учреждений дополнительного образования ОБЯЗАНЫ заботиться о постоянном мониторинге спроса и учете запросов москвичей на те или иные программы, о повышении качества, о вовлечении в занятия новых и новых школьников, особенно более старших возрастов. В этом им поможет электронная запись. Судите сами. Во многих учреждениях на протяжении многих лет практически не меняется перечень программ. Стабильность – признак мастерства? Возможно, это так, но общество меняется, дети и их потребности меняются, а программы в большинстве своем те же, что и десять, и двадцать лет назад! Разве это правильно? Конечно, нужно сохранять то лучшее, что сложилось в системе дополнительного образования в прежние годы. Но мы считаем, что, сохраняя лучшее, внимательно изучая и учитывая новые потребности не только тех, кого за руку привели к нам родители, учреждения допобразования должны выстроить динамичную, постоянно развивающуюся систему, предусматривающую использование различных механизмов и ресурсов не только системы образования, но и учреждений культуры, спорта, клубов по месту жительства. Кстати, роль платного дополнительного образования именно в этом: если выявляется спрос на новые программы или углубленные занятия сверх стандартных программ у определенной группы детей, то это повод подумать о введении платных программ. При этом родители вместе с детьми сами решат, в каком учреждении и каким образом им развивать те или иные способности ребенка. Причем нам кажется привлекательной перспектива дать возможность негосударственным учреждениям на конкурсной основе получать государственные средства за качественное обучение детей. От этого выиграют семьи, дети и сама сеть государственных учреждений дополнительного образования, поскольку будет вынуждена конкурировать, а конкуренция, как известно, двигатель прогресса.- В какой мере платные образовательные услуги могут помочь дополнительному образованию, реализуемому на бюджетной основе? Должна ли быть взаимосвязь двух форм реализации этого образования или каждая будет развиваться сама по себе?- Выявление новых или более глубоких потребностей детей, чем им предлагают базовые программы допобразования, предложение платных программ по разумным и обоснованным ценам, покрывающим издержки на оплату квалифицированных преподавателей, на мой взгляд, современный и разумный механизм удовлетворения спроса на новые программы. Другое дело, что через некоторое время эти программы могут привлечь больше детей и перейти в разряд оплачиваемых бюджетом. В то же время какие-то бюджетные программы, не пользующиеся спросом, закроют из-за отсутствия желающих. Кстати, какие программы пользуются спросом, а какие нет, будет видно уже через несколько недель, после подведения итогов электронной регистрации.- То есть вы предполагаете закрыть те программы, которые не набирают необходимого количества детей, и таким образом провести естественную ротацию в системе дополнительного образования, отвечающую потребностям и интересам семей?- Мы предполагаем прежде всего провести вдумчивую работу с аналитической информацией: если выясняется, что в группе по одной из программ не 15 детей, как предусмотрено по нормативу, а, например, 5, а по другому направлению вместо 15 – 40, то это будет поводом для осмысления, выработки разумных и последовательных мер для приведения в соответствие спроса и бюджетного плана. Нужно отметить также, что плановое количество обучающихся в объединении определяет само учреждение с учетом существующих нормативов, но это предполагает индивидуальную работу с родителями и детьми.- В системе школьного образования в рамках пилотного проекта было введено нормативно-подушевое финансирование, после чего всем стало понятно: больше детей привлечено к занятиям, больше денег получает учреждение, которому сегодня выгодно работать хорошо, качественно. Почему бы вам не ввести нормативное финансирование и в дополнительном образовании?- Надо признать, что опыт пилотного проекта в общем образовании крайне успешен, поэтому мы должны его учитывать и при развитии дополнительного образования. Например, своевременная электронная запись в первый класс позволила не только создать родителям первоклассников комфортные условия для выбора и поступления в школу (а помните – первые две недели в декабре прошлого года также сопровождались вопросами и недовольством некоторых родителей и сбоями на портале?), но и оперативно, своевременно перераспределить ресурсы, создать больше классов в тех школах, которые пользуются спросом, разработать меры по повышению качества обучения в тех школах, в которые родители не захотели вести своих детей. Нормативное финансирование пилотных школ в корне меняет отношение к ученику. До этого финансировали учреждения по смете, с количеством учеников и с качеством образования это не всегда соотносилось. Сейчас ситуация изменилась: за каждым учеником приходит серьезная сумма, руководство школы заинтересовано, чтобы учеников было больше, а это возможно только тогда, когда обучение будет качественным, когда родители захотят направить своих детей именно в эту школу. Уже не только от директора, но и от каждого педагога зависит настроение детей и родителей, это предполагает увеличение внимания к отбору и профессиональному развитию всех педагогов.- Вы считаете, что такой подход сегодня нужен системе допобразования?- Конечно, ведь такой подход, на наш взгляд, может быть чрезвычайно продуктивен и для системы дополнительного образования. Поэтому мы уже сейчас прорабатываем необходимые документы, но отдаем себе отчет, что ситуация с дополнительным образованием и проще, и сложнее одновременно. Проще, может быть, в связи с тем что объем подсистемы дополнительного образования существенно меньше общего образования, но его вариативность (многообразие запросов и программ) намного больше. Кроме того, дополнительным образованием детей серьезно занимаются учреждения культуры, спорта, клубы по месту жительства. В нашей системе около 150 учреждений дополнительного образования, а всего их в городе только государственных не менее 900, не считая различных форм негосударственного образования и развития детей. В идеале подходы должны быть согласованы в масштабе всего города. И хотя детей много, каждый ребенок имеет ограничения по времени, которое он может отдать на занятия вне школы, превышение допустимой нагрузки может быть для детей более опасным, чем невовлечение детей в дополнительные занятия. Понятно, что нам нужны не просто талантливые, но талантливые ЗДОРОВЫЕ дети, это обстоятельство мы должны учитывать всегда. Поэтому мы рассчитываем, что в течение осени на основе объективной информации о потребностях и занятости детей сможем предложить в интересах большинства ясный и последовательный план действий, позволяющий максимально полезно использовать возможности нормативного финансирования. Но еще раз повторю – все это мы будем тщательно готовить, проведем широкое обсуждение, в том числе с родительской общественностью, и только после этого будем принимать нормативную базу, вводить новые механизмы финансирования. В любом случае при модернизации системы допобразования ни один ребенок не должен быть и не будет ущемлен в своем праве получать дополнительное образование. Кстати, на очередном общегородском родительском собрании создана рабочая группа, в которую вошли представители учреждений дополнительного образования, родители, сотрудники Департамента образования. Я думаю, совместная работа позволит найти оптимальные решения.- Вы упомянули о временных ограничениях для занятий ребенка дополнительным образованием, что это за ограничения и кто их ввел?- Этот вопрос нам часто задают родители, как правило, мамы дошколят и учеников начальной школы, которые успевали посещать не один, а два-три, иногда и больше кружков и секций. В принципе такая возможность была, поскольку отсутствовала система персонального учета того, какие дети и куда ходят, сколько времени занимаются. С введением системы учета появилась возможность и необходимость учесть те рекомендации, которые дает Роспотребнадзор для того, чтобы дозировать нагрузки детей. Это федеральный орган исполнительной власти, чьи полномочия определены федеральным законодательством, мы, как представители органов исполнительной власти, обязаны им руководствоваться и предпринимать необходимые меры, чтобы эти рекомендации выполнялись.- Что же это за рекомендации?- В настоящее время рекомендации по учебной нагрузке детей отражены в таких документах Роспотребнадзора, как СанПиН 2.4.4.1251-03.2.4.4 (внешкольные учреждения) и СанПиН 2.4.1.2660-10 (дошкольные учреждения). Для детей 6-10 лет рекомендуемая нагрузка составляет не более 4 часов в неделю. Для ребят постарше (10-18 лет) – не более 6 часов в неделю. Естественно, мы эти ограничения внесли и в систему электронной регистрации. Зачем нужны такие ограничения, понятно. Ведь каждый ребенок помимо учреждений допобразования занимается в детском саду или в школе, где нагрузка определена государственными требованиями (для детских садов) и федеральными образовательными стандартами для начальной, средней и старшей школы. Эта нагрузка очень существенна, например, ребенок первого класса в школе помимо 21 часа уроков в течение 10 часов в неделю участвует в различных формах внеурочной деятельности. В сумме получается 31 час + 4 часа дополнительного образования, итого 35 часов! Почти как у взрослого человека рабочая неделя! А ведь есть еще домашние задания! Поэтому в систему электронной записи регистрации мы ввели ограничения соответственно на 4 и 6 часов. Если дать возможность регистрации на большую нагрузку, то можно предположить: дети или заведомо перегружены, или записаны, но не посещают кружки и секции в полном объеме. Согласитесь – первое невозможно, а второе неправильно, так как ведет к неэффективному использованию средств в ущерб другим детям, которые могли бы, но не ходят на занятия, поскольку нет соответствующих программ.- Вы убедительно говорите о системе допобразования для школьников, а ведь есть еще и дошкольники, которые, как говорят врачи и психологи, должны приобщаться к творчеству в как можно более раннем возрасте. Но почему в программе электронной регистрации нет детей до 6 лет? Вы отказываете детям этого возраста в возможности посещать учреждения допобразования?- Этот вопрос нам тоже часто задают мамы. Поясню: те же рекомендации Рособрнадзора предполагают, что занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Поэтому рекомендуемое время таких занятий:    для детей в возрасте 4 лет – не чаще 1 раза в неделю и не больше 15 минут;    для детей в возрасте 5 лет – не чаще 2 раз в неделю и не больше 25 минут;    для детей в возрасте 6 лет – не чаще 2 раз в неделю и не больше 25 минут;    для детей в возрасте 7 лет – не чаще 3 раз в неделю и не больше 30 минут.Пока мы не вводили эти возможности в электронную систему, так как она и помимо этого достаточно нагружена, но родители дошкольников могут записать ребенка на обучение по программе дополнительного образования в самом учреждении или в окружной службе информационной поддержки. Мы обращаем внимание родителей на то, что система регистрации и зачисления – это НЕ ОДНО И ТО ЖЕ. Зачисление идет, как в прошлом году, непосредственно в образовательных учреждениях, и мы не запрещаем им в этом году зачислять детей и дошкольного возраста. Но при этом дети и родители должны понимать, что нужно думать не только о развитии таланта, но и о сохранении здоровья ребенка! Мы обязываем учреждения дополнительного образования после зачисления ввести всех детей в электронную базу – у них есть такая возможность, в течение сентября проанализируем данные, получим точную информацию не только по городу, но и по конкретным районам и учреждениям, по образовательным потребностям семей и обучающихся в системе дополнительного образования детей, выработаем алгоритм движения вперед.- Значит ли это, что ребенок, начав учиться в этом году, в следующем календарном году может быть отчислен?- Не значит. Это значит, что к каждой ситуации, выходящей за рамки программы, принятой в учреждении допобразования, должны будут подходить индивидуально, вместе с родителями решать, как поступить. Если родители готовы оказывать ребенку дополнительное внимание и идти на увеличение нагрузки, то они должны осознавать пределы возможного, при необходимости дополнительно поддерживать ребенка, взяв на себя всю полноту ответственности за его здоровье. Нередки, к сожалению, случаи, когда амбиции родителей превышают возможности ребенка, при этом свою ответственность родители обязательно должны сознавать. С другой стороны, мы рассчитываем на внедрение новых программ и резкое увеличение спроса на услуги системы дополнительного образования. Я думаю, в первую очередь мы должны обеспечить базовые потребности всех. Что касается работы с талантами, это отдельный вопрос, этим занимаются учреждения не только Департамента образования, но и культуры, спорта. При этом если система образования ориентируется на выявление способностей и развитие базовых навыков, то специализированные учреждения в большей степени работают с талантами, а у них и особые технологии, и особые нагрузки, и особое внимание педагогов и врачей.- Согласна с этим, но вот уже знакомая вам конкретная ситуация: в прошлом году мама водила пятилетнего ребенка на занятия по лепке. В этом году ребенку еще не исполнилось 6 лет и ему предложили пойти на платную программу. Конечно, мама возмущена, пишет жалобы во все инстанции, в том числе в Департамент образования. Что делать в этом случае?- Я разбирал эту ситуацию, выяснилось, что ребенок ходит в детский сад, мама его забирает во второй половине дня и отводит в учреждение допобразования. Маме и ребенку там нравится. Но недавно в учреждении ей действительно предложили обучать ребенка платно за 2,5 тысячи рублей в месяц. Мама возмущена: раньше было бесплатно, а теперь платно, руководители учреждения не могут внятно объяснить, почему ей нужно платить именно 2,5 тысячи рублей. Маму можно понять, но в городе живет не только ее ребенок. И налицо двойное финансирование: город выделяет деньги на программу допобразования детского сада и программу учреждения допобразования. Получается, что чей-то другой ребенок не сможет воспользоваться даже базовой программой. Принципиально не вижу ничего страшного, если родители все, что сверх, оплатят сами, взяв на себя не только часть финансовой нагрузки (она вряд ли будет значительной), но и самое главное – ответственность за здоровье ребенка в связи с возможными перегрузками, перемещениями между учреждениями. Строго говоря – государство и НЕ ОБЯЗАНО оплачивать ВСЕ, что связано с детьми. Дошкольное, общее и начальное профессиональное образование – да, это конституционное требование, а все остальное – включая дополнительное образование – это добрая воля города, стремящегося содействовать развитию юного поколения. Перекладывать все на государство и неправильно, и нечестно, если, конечно, мы хотим воспитывать детей на демократических началах, которые предусматривают разнообразие потребностей и ресурсов для их удовлетворения.- Понимаю, что нехорошо пересказывать слухи, но говорят, что вы обязываете руководителей образовательных учреждений отказываться от бесплатных программ и вводить платные? Это соответствует действительности или это результат недопонимания?- Так говорит тот, кто или не понимает происходящего, или не может и не хочет учесть современные требования. Еще раз скажу: объем средств на бесплатные программы не уменьшился, а возрос, соответственно количество детей, посещающих эти программы, должно увеличиться. При этом потребности детей меняются и развиваются, само учреждение вправе принимать решение о платных программах. Но это не вместо того, что есть, а в дополнение! Дело не столько в деньгах (хотя они не лишние, все деньги, как родительская плата в детских садах, на 100% пойдут в том числе на оплату труда педагогов, а значит, будут мотивировать их на более качественную работу), сколько в способности учреждения представлять действительно качественные программы. НЕ БУДУТ родители платить за то, что их не устраивает. Для нас спрос и качество – показатель зрелости соответствующего учреждения дополнительного образования и его руководителей.- Ваша позиция понятна, но как все должно быть на практике?- Думаю, то, что можно дать ребенку в дошкольном возрасте, нужно предоставлять в дошкольном образовательном учреждении. Для особо одаренных детей, слава богу таких немало, нужен, как я говорил неоднократно, индивидуальный подход, но, естественно, он должен опираться на общие нормы. Думаю, на практике этот вопрос решат в конструктивном диалоге руководители и педагоги.- Первый шаг сделан – идет электронная регистрация. Что дальше?- Параллельно идут запись детей в учреждения дополнительного образования и учет детей в системе электронной регистрации, эта система совершенствуется и улучшается, учреждения дополнительного образования усиливают индивидуальную работу с детьми, родителями. Департамент образования проанализирует результаты регистрации, разработает предложения по дальнейшему развитию системы дополнительного образования, вынося их по мере готовности на широкое обсуждение. Все это следующий шаг, но это не все.В Зеленограде реализуют пилотный проект, предполагающий более тесную взаимосвязь системы электронной регистрации и зачисления, результаты которого будут учтены в дальнейшей работе. Одновременно реализуют программы повышения квалификации специалистов и руководителей учреждений дополнительного образования, развивают взаимодействие с системами дополнительного образования департаментов культуры, спорта и семейной и молодежной политики. Все эти шаги определят работу системы дополнительного образования в ближайшем будущем. Думаю, многое станет ясно уже в конце октября, вот тогда и можно будет подвести некоторые итоги работы и поговорить о перспективах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте