search
main
0

Без доброты и сострадания нет человека! Открытый урок в 7-м классе по рассказу Андрея Платонова «Юшка»

Цель: формирование понятий добра и зла и умения применить их в жизненных ситуациях.

Задачи:1) научить учащихся анализировать текст художественного произведения;2) развивать речь учащихся за счет развернутых аргументированных ответов, обогатить их словарный запас;3) способствовать воспитанию доброты, сострадания, становлению высоконравственной и толерантной личности.Ход урокаЭпиграф:Когда творить добро желаешь тыотдельным людям иль всему народу,не отступайся от своей мечты, не делай ничего себе в угоду…Д.Н.Кугультинов1. Организационный моментУчитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами погрузимся в мир человеческих отношений. Надеюсь, этот урок принесет вам много нового и интересного, и знания, полученные на нем, пригодятся вам в вашей жизни. Пожалуйста,  посмотрите на доску.На доске слайд «Добро и зло».Учитель: Здесь проиллюстрировано противостояние добра и зла. Сегодня мы будем говорить об этих понятиях и выясним, что же сильнее – добро или зло, поймем, что значит быть настоящим человеком. Тема сегодняшнего урока «Без доброты и сострадания нет человека!» (по рассказу Андрея Платонова «Юшка»).Скажите, ребята, а что такое добро? Ученики: Все положительное, хорошее, полезное.Учитель: А что такое зло? Ученики: Нечто дурное, вредное.Учитель: Определите, какие поступки людей относятся к добрым, а какие – к злым. На слайде перечислены поступки:- помогать людям,- нанести обиду человеку,- лгать,- предать,- быть милосердным,- сопереживать.Ученики распределяют поступки по рубрикам «Добро» и «Зло».2. Проверка домашнего заданияУчитель: Молодцы, вы прекрасно разбираетесь, где добро, а где зло. Сегодня вам могут повстречаться незнакомые слова. На ваших столах есть словари русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, давайте найдем значения слов «милосердие», «доброта», «бескорыстие».Ребята, посмотрите на экран, перед вами портрет Андрея Платоновича Платонова, его  биографию вы проходили на прошлом уроке, а дома вы прочитали его рассказ «Юшка». Давайте вспомним основные этапы жизненного и творческого пути А.П.Платонова. Назовите годы жизни А.Платонова. (1899-1951 гг.)Какие произведения написал А.Платонов? (Ответы учеников.)3. Изучение нового материалаУчитель: Это был необыкновенный человек и писатель. Он умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Посмотрите на его портрет. Он и сейчас как будто всматривается в вас. Его произведения необычны, своеобразны, они учат нас мудрости, любви и уважению к человеку. И сегодня перед нами предстает новый герой Платонова. Скажите, как его звали. А какое у него было прозвище? (Ефим Дмитриевич, Юшка.)  Это необычное прозвище. Автор использует прием «говорящие фамилии». Как вы понимаете выражение «говорящие фамилии»? Ответы учеников.Учитель: Юшка – это кровь, утрата которой губительна для людей.Групповая работаУчитель: А теперь давайте познакомимся поближе с нашим героем  и составим его литературный портрет. 1-я группа «Бескорыстие» ответит на вопрос «Какую работу выполнял главный герой  в кузнице?».2-я группа  «Милосердие» опишет черты лица главного героя.3-я группа «Доброта» ответит на вопрос «Как  Юшка  относился к природе?».Скажите, как характеризуют эти эпизоды нашего героя? Ученики: Трудолюбивый, добросовестный, неопрятный, экономный, любил природу, бережно относился к ней. Учитель: Скажите, есть ли в чертах лица нашего героя что-то необычное?Как вы думаете, какая боль, душевная или физическая, отражается в глазах нашего героя?А почему ему больно, мы узнаем, выполнив следующую работу.Групповая работаУчитель: Образ Юшки был  бы неполным, если бы мы не рассмотрели, как к нему относятся окружающие. Найдите в тексте их действия и  запишите их с помощью  глаголов. 1-я группа: как к Юшке относились взрослые?2-я группа: как к Юшке относились дети?3-я группа: как сам герой относился к взрослым и детям?Почему взрослые так относились к нему? Какова была реакция Юшки на поступки взрослых и детей? Можно ли сказать, что Юшка прощал людей? А почему он умел прощать? А как бы вы поступили на месте главного героя? Ответы учеников.Учитель: Прочитайте, что Андрей Платонов говорил о главном герое. Что мы можем сказать о нем сейчас, каким предстает перед нами главный герой?  Ученики: Он умел прощать, был добрым.Учитель: Когда-нибудь вы встречали подобных  людей, которые не похожи на других?Ответы учеников.4. Эвристическая беседаУчитель: Скажите, что случилось с главным героем? А за что? Стало плохо без Юшки людям? А почему? Нужен он был людям? Скажите, каким он был человеком? Для того чтобы дать характеристику Юшке, обратитесь к словарю. Ответы учеников.Учитель: Погиб добрый человек. Добрый! Не стало его, но погибло ли добро, которое олицетворял Юшка?  (Ответы учеников.)  Скажите, что же победило в этом рассказе: добро или зло? (Ответы учеников.)5. Использование национально-регионального компонентаУчитель: Многие поэты, писатели, в том числе и наши калмыцкие, в своих произведениях освещали  и освещают проблему добра и зла. Послушайте стихотворение известного калмыцкого поэта Давида Кугультинова.Я помню прошлое. Я помнюСвой голод. Больше я не мог.И русская старушка,Помню,Мне хлеба сунула кусок.Затем тайком перекрестилаВ моем кармане свой ломоть И быстро прочь засеменила,Шепнув: «Спаси тебя Господь!»Хотелось мне, ее не зная,Воскликнуть: «Бабушка, родная!»Хотелось петь, кричать «Ура!»,Рукой в кармане ощущаяСуществование добра.О каком времени в истории нашего народа повествует стихотворение? Что является, по словам Кугультинова, символом добра? (Ответы учеников.)Насколько важным был этот ломоть хлеба для поэта? (Это был первый урок доброты и милосердия для поэта.)Как вы думаете, что объединяет русскую старушку из стихотворения Кугультинова и героя рассказа Платонова Юшку? (Ответы учеников.)  Мы пришли к выводу, что добро всегда торжествует над злом. Но, к сожалению, люди не всегда правильно понимают и принимают добро.6. Работа с эпиграфомУчитель: Как  вы понимаете слова эпиграфа?Ответы учеников.Учитель: Ребята у вас на столах лежат листочки красного и зеленого цвета. Зеленые листочки – легкий тест, красные – потруднее. Выберете тот тест, который вам по силам.Тест №11) Назовите имя главного героя (не прозвище).2) Где работал Юшка?Тест №21) Что обозначает имя главного героя?2)  Для Д.Н.Кугультинова ломоть хлеба, полученный от русской старушки, был символом чего?7. Домашнее задание, оценкиРефлексияУчитель: На сегодняшнем уроке мы говорили о доброте и сострадании, познакомились с настоящим человеком, главным героем произведения Юшкой, узнали, какой урок получил наш поэт Д.Н.Кугультинов, и осознали, что не все люди могут понять и принять добро. В поселке, где я живу, есть памятник республиканского значения «Одинокий тополь с каскадом родников», к нему со всех уголков республики приезжают люди. Завязывая ленточки на дереве, они желают добра и процветания всем людям на нашей Земле. Пусть каждая группа напишет на листочках, что нужно сделать, чтобы добро всегда побеждало зло, и представитель каждой группы озвучит пожелания, остальные украсят наше прекрасное дерево.Выступают представители групп.Учитель: Джон Рескин, английский писатель, говорил: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее.  Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием».Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока вы молоды, сильны, не уставайте делать добро! В этом и есть великий смысл и цель в жизни.Спасибо большое, ребята, за этот прекрасный урок!​Андрей ЛИДЖИЕВ, учитель русского языка и литературы Хар-Булукской средней школы Целинного района Республики Калмыкия, учитель года Республики Калмыкия-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте