search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Стали известны победители основных номинаций конкурса «Лучшая школьная столовая» В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В школьных уроках появятся видеоматериалы
0

Без чувства юмора со мной жить невозможно. Семен АЛЬТОВ

Семен Теодорович АЛЬТОВ родился 17 января 1945 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский технологический институт имени Ленсовета. Его произведения исполняли Геннадий Хазанов, Клара Новикова, Ефим Шифрин. Семен Альтов – автор последнего спектакля Аркадия Райкина «Мир дому твоему», книг «Шанс», «Собачьи радости», «Набрать высоту», «224 избранные страницы». В 2008 году в свет вышла книга «Только хиты». Он также принимал участие в создании комедийного сериала «Недотепы». В 1994 году Семен Альтов стал лауреатом международного фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап», получив позолоченную статуэтку вслед за Сергеем Довлатовым и Михаилом Жванецким. Писать начал в 28 лет. Женат. Жена Лариса, сын Павел.

На сцене он шутит с серьезным лицом, а в жизни нет-нет да и проглянет сквозь строгость смешливая искорка. Впрочем, к своему несмешливому имиджу Семен Теодорович относится дружелюбно и полагает, что благодаря этому никто не ждет от него как от юмориста острых шпилек в обычной беседе.

– Посмотрите на мое лицо, – говорит он, – и вы поймете, что ждать от меня афористичных высказываний бессмысленно.

– Семен Теодорович, как давно вы пишете, и что подтолкнуло к написанию первого произведения?

– Пишу, наверное, лет тридцать. Что послужило причиной? Сейчас трудно забираться в далекое прошлое, но так оказалось, что я могу складывать слова определенным образом, получаю от этого удовольствие, и это кому-то нужно. Причем понял я это, когда мне было 28 лет, и благодарен судьбе за это. Я ведь по профессии химик, заканчивал «Техноложку» и думаю, что тем, что пишу свои вещи, я наношу государству меньший вред, нежели работал бы химиком.

– Семен Теодорович, это легенда, будто вы трудились гардеробщиком в Доме актера на Невском проспекте и подавали пальто разным знаменитостям вроде Михаила Барышникова?

– Легенда. В доме этом я был заведующим творческим отделом, ночным сторожем и «вышибалой». А с Михаилом Барышниковым наши пути не пересекались: когда я пришел туда работать, он уже был за пределами Отечества.

– Вы автор последнего спектакля Аркадия Райкина «Мир дому твоему». Каково было с ним работать?

– Скажу, что сотрудничать было непросто. Но я видел вблизи великого артиста, понимал, с кем нахожусь рядом, и спасибо судьбе за то, что дала такую возможность.

– А как вы к нему попали?

– Из-за врожденной интеллигентности лично предложить свои материалы постеснялся, передал их через кого-то. Аркадию Исааковичу понравилось, но рядом были более настойчивые авторы… Потом в Доме актера отмечалось 70-летие Райкина. Я написал поздравительное послание и имел с ним успех. Райкин тогда сказал: «Я вас жду у себя дома!»

– Со Жванецким как автором Райкина не было конкуренции?

– Со мной трудно конкурировать. Я люблю творчество Жванецкого. Михаил Михайлович – философ, лирик, его форма – живой, пульсирующий монолог. У меня юмор ситуаций. Мы не пересекаемся.

– Вообще, возможна ли дружба между писателями?

– Почему нет? Но дружба требует времени. Его на все не хватает. А ревновать, соперничать… жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе такую роскошь.

– Иногда считается, что писатель-юморист в кругу семьи и среди друзей обязательно должен быть мрачным?

– Почему? В нашей семье часто смеются. Чувство юмора есть, конечно, и у жены, и у сына, и у внучек. Без чувства юмора со мной жить невозможно. И дело не в тяжелом характере. Просто тогда непонятно, на каком языке со мной разговаривать. А вообще чувство юмора есть у всех, даже у моей собаки, большого пуделя по кличке Брюс. На нем я часто проверяю новые произведения. Когда дома никого нет, читаю ему вслух. Никто не выслушает так, как собака. Ничего не понимает, но никогда не перебьет.

– Как писателю и артисту, вам часто приходится путешествовать. В дороге вы что-нибудь сочиняете?

-Нет. Попутчики меня узнают и считают своим долгом что-нибудь рассказать, уверяя, что мне пригодится. Я такой же внимательный слушатель, как Брюс. Рассказ попутчика переходит в исповедь до утра. Приезжаю невыспавшимся. Память у меня плохая, ничего не запоминаю. Когда пишу, все выдумываю. Но то, что мной выдумано, оказывается узнаваемым.

– Хочется ли вам взяться за серьезную прозу?

– Нет, не хочу утомлять и без того уставших людей.

– Ваши читательские предпочтения?

– Мне кажется, что самые лучшие произведения я прочел во времена своей молодости. Наверное, книг в то время было не так много написано, и многое я успел прочитать. Сейчас покупаю книги скорее по инерции и из последнего читал Чарльза Буковски. Он мне понравился очень жестким стилем.

– На ваш взгляд, что такое счастье?

– У меня есть образ, ироничный, правда. Счастье – это когда тебе с работы хочется бежать домой, а из дома хочется бежать на работу, и чем одно от другого дальше, тем больше счастья, пока ты в пути.

– У вас крепкая семья. Юмор помогает сохранять брак, или это любовь, которая не угасает?

– Любовь со временем переходит в юмор, и тогда это длится бесконечно.

– Раньше кумирами были Аркадий Райкин, Геннадий Хазанов и т.д. Сегодня есть ли те, кто может с ними сравниться?

– Да, это были кумиры, и мои в том числе, но, наверное, у нынешнего поколения должны быть другие кумиры. Мой отец рассказывал мне об актерах, о которых я понятия не имел, и это были звезды его времени. У каждого поколения свои кумиры, и сравнивать их бесполезно. Уходит время, уходят люди, уходят кумиры, являются новые. Так будет всегда.

– Есть ли у вас потребность в наставничестве?

– Нет. То, что дано Богом, не отдам никому. Давать советы молодым? Они уже все знают и скорее будут подсказывать мне, чем выслушивать мои советы.

– Ваши секреты мастерства?

– Спасибо, что отозвались лестно о моем творчестве, назвав меня мастером. Но где вы видели, чтобы мастер делился секретами мастерства? Даже моя жена, которая замечательно делает соленые огурцы, не выдает этот секрет.

– Когда вы почувствовали себя популярным?

– Недавно. Подхожу к дому, разговариваю по телефону с сыном. Недалеко стоит человек немного навеселе. Видя меня, он констатирует: «Вы по телевизору ведете передачу «Сто причин для смеха». А я там как-то рассказывал историю, что я человек очень доверчивый и двадцать лет назад человеку, позвонившему в дверь и предложившему керамзит для стройки и дачи, отдал 750 рублей. Так вот мой случайный подвыпивший собеседник, видимо, под впечатлением от этой передачи, сказал: дайте 50 рублей. Я дал и понял, что популярен.

– На ваш взгляд, что происходит сегодня с жанром сатиры?

– Происходит естественный процесс. Все в жизни то взмывает вверх, то опускается вниз. Наверное, сатира как жанр переживает не лучший период, но надежда на подъем есть всегда.

– Семен Теодорович, ваш наказ читательской аудитории?

– Надо радоваться тому, что есть, вместо того, чтобы мучиться из-за того, чего нет.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте