search
main
0

Без бумажных историй

Главный принцип общения - доверие

У ее необычного имени интересная история. Гаюну Роландовну Хатанзейскую, учителя начальных классов школы №1 города Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов имени П.М.Спирихина, мама назвала в честь своей учительницы. Девочка, как это часто бывает в северных территориях, жила вдалеке от родителей, и педагог Гаюна Александровна Кадулина на время разлуки заменила ей родных. Всегда была рядом, поддерживала, помогала, обогревала. Такое сердечное отношение невозможно забыть, и в благодарность за учительское доброе сердце мама нарекла Гаюну Роландовну столь удивительным именем. И, к слову, Гаюна Александровна в свое время говорила, что ее имя – это производная от имени Гаянэ, которое в переводе с армянского языка означает «семья, дом, счастье».

 

Вот так Гаюна Роландовна стала носителем домашнего очага и счастья. И счастлива от этого вполне. Взять хотя бы финал Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021. В Ненецком АО одноименный конкурс проходит один раз в два года, поэтому победитель едет на финал в том году, когда занял первое место в номинации, а на следующий финал едет тот участник регионального этапа, кто занял второе место. В случае Гаюны Роландовны она как раз тот счастливый участник, который в свое время занял второе место. И разве не счастье, что выпадает такая возможность – встречаться, общаться, обмениваться мнениями с коллегами?! Ведь на конкурсе каждый день случается невероятное количество маленьких методических объединений. Потому что о чем говорят педагоги за завтраком, обедом, ужином, на прогулке, между конкурсными испытаниями? Конечно, о ней, о работе!

А может, это счастливое имя и предопределило ее профессиональный путь? Гаюна Роландовна не возражает, все возможно. Ведь рядом с учителями она находилась постоянно. Дело в том, что в поселковой школе хронически не хватало специалистов, и поскольку мама Гаюны Роландовны медик по образованию, ей было предложено вести такие предметы, как химия и биология. Мама, совмещая медицину и педагогику, с утра до вечера была на работе, и на маминой работе была и дочь. Так что школьная аура окружала ее всегда.

А вот медицину Гаюна Роландовна, к большому сожалению мамы, в качестве будущей профессии даже не рассматривала. У нее с медициной, как говорится, случилось полное отрицание друг друга: только от одного присутствия в медицинском учреждении у Гаюны Роландовны мог случиться обморок. Поэтому присутствовать она пожелала в Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже имени И.П.Выучейского, который с успехом окончила. И пришла работать в школу. Но, проработав пять лет, стала сомневаться, мучиться размышлениями, что, наверное, это не ее место. При этом Гаюна Роландовна точно знала, что хочет работать с детьми, но не в школе. Результатом этих терзаний стал опыт работы в детском саду. И, скорее всего, такая перезагрузка нужна была героине нашего очерка, потому что именно после работы с дошкольниками к ней пришло-таки четкое понимание, что школа – это то место, куда ей хочется спешить и где ей хочется остаться. С переосмыслением исчезли все сомнения в том, кем она себя ощущает.

Впрочем, ее внутренние метания не известны родителям, которые ведут малышей не в школу, а «на учителя». Это волнительный момент, признается Гаюна Роландовна. Когда она набирала свой первый класс, то заметила среди родителей много знакомых лиц. Город Нарьян-Мар небольшой. Его особенность такова, что все друг друга знают. Если в школе набор, то родителям известно имя учителя, многие его помнят по отзывам знакомых, некоторые знают близко. Учитель в Нарьян-Маре фигура популярная и, конечно, уважаемая. И все же Гаюна Роландовна боялась, что хорошие знакомые не будут соблюдать дистанцию, перей­дут на «ты». Однако надо отдать дань родителям учеников, они оказались людьми воспитанными и деликатными и безукоснительно делят отношения на неформальные и рабочие.

Сам родительский принцип вести «на учителя» она понимает и принимает. Хотя кто-то из родителей выбирает школу, а не конкретного педагога. Были в ее практике и такие родители, кто привел ребенка просто потому, что тот указал пальцем на фото учителя. Некоторые родители рассказывали, что, решая, в какую школу отправить ребенка, ориентировались на рекомендации воспитателей в детском саду, которые советовали подвижному ребенку подбирать темпераментного учителя, а ребенку-меланхолику искать неторопливого, спокойного педагога. В любом случае выбор всегда за родителем, считает Гаюна Роландовна. На ее взгляд, нет сомнения в том, что индивидуальность учителя играет большую роль, его личностные качества, его предметные знания. Но в этом можно разобраться, походив на подготовительные курсы к школе. Такое «до-знакомство» позволяет детям увидеть нескольких учителей начальных классов, а родителям пообщаться с педагогами, посоветоваться с ними, понять, комфортно ли будет ребенку обучаться под наставничеством этого учителя.

– Вести детей четыре года, прикипеть к ним, привыкнуть, а потом… передать в пятый класс. Тяжело? – спрашиваю я.

Грустный вздох, который раздается в ответ, говорит сам за себя. Гаюна Роландовна признается – очень тяжело.

– На детей разлука тоже оказывает действие: страдает успеваемость, падает дисциплина, – поясняет она. – Все четыре года мы обучаемся в одном кабинете, и дети всегда в поле зрения учителя, а в пятом классе все три этажа в их распоряжении. Свобода! Чтобы минимизировать трудности перехода в среднее звено, мы с коллегами устраиваем неформальные классные встречи, чаепития. Я приглашаю будущего классного руководителя, детей, родителей, и мы общаемся за чашечкой чая. В доверительной атмосфере легче узнать друг друга. Дети, разумеется, не уходят в никуда и, понятное дело, часто прибегают, советуются, рассказывают что-то. Это очень приятно. Например, мои семиклассники знают всех моих третьеклассников, потому что постоянно приходят пообщаться. Старшие ребята всегда помогают, если нужно что-то сделать в классе: раздать тетрадки, переставить столы. Я хочу также попробовать реализовать с ними совместные проекты, мне кажется, это будет интересно и полезно как малышам, так и детям постарше. Главное – увлечь и по возможности отвлечь от гаджетов.

– А что, проблема острая?

– Не скажу, что острая, но она есть. Просто мы стараемся не довести до того состояния, чтобы ребенок вообще не представлял жизни без телефона. Малыши ведь приходят с такими мобильными устройствами, что только диву даешься. А зачем им такие аппараты? На этапе начальной школы телефон нужен, чтобы просто позвонить и сообщить, когда ребенок идет домой. Все. Сегодняшние дети и так очень рассеянные. Говоришь: «Готовимся к уроку», но ребенок не слышит, потому что играет в телефоне. И такая же ситуация у него дома. Родители дали ему гаджет, и он не общается с друзьями, не мастерит руками, не разгадывает кроссворд, не гуляет. Кроме телефона, ребенок просто не знает, чем и как себя занять. Поэтому мы в школе стараемся ограничивать пользование телефонами, и родители соглашаются. Очень радует, что в этом вопросе они доверяют нам, педагогам.

Вообще, доверие для маленького города – это основа основ. Здесь практически все друг друга знают (если не по именам, то в лицо). В небольшом городе меньше условностей. Как рассказывает Гаюна Роландовна, это позволяет свободно общаться с коллегами из других школ, например, кого-то из них попросить прийти или самому получить приглашение на урок. Посмотреть на работу коллеги и взять на вооружение чей-то ценный опыт. Главное при этом – никаких бумажных историй! Как в семье – позвонили, пригласили, пришли.

Эта атмосфера семейственности, уюта, доброго отношения помогает примириться с негостеприимным климатом Севера. Здесь ведь 9 месяцев зима и 3 месяца лето. Но, как восклицает Гаюна Роландовна, природа края потрясающая! Близость Северного Ледовитого океана, река Печора, тундра, летом преобража­ющая местность до неузнаваемости. Даже название города – Нарьян-Мар – означает «красный город», то есть красивый город. Притом что проживают в столице НАО порядка 30 тысяч человек, здесь много школ и детских садов. Как смеется Гаюна Роландовна, всегда есть кого учить. Оттока населения нет.

Героиня нашего очерка любит свой край. Тепло и увлеченно о нем рассказывает. Например, о том, что Нарьян-Мар задумывался как столица коренного ненецкого народа, в нем проживали ненцы и коми. Сейчас в городе много приезжих, в том числе русских, белорусов, азербайджанцев. Это, к слову, очень интересно. Когда у Гаюны Роландовны была в классе девочка-азербайджанка по имени Нурай, контраст между национальностями был особенно заметен. Север и юг – два полюса традиций и культуры. Дети с удовольствием слушали рассказы Нурай об обычаях ее народа.

Гаюна Роландовна коренная ненка. Но, к сожалению, на ненецком языке в городе уже не говорят. Только в Этнокультурном центре НАО еще можно встретить человека, который помнит национальный язык. На этот Этнокультурный центр вся надежда в плане сохранения истоков. Здесь проводят очень много мероприятий, связанных с традициями ненецкого народа, организуют выставки ненецких художников, знакомят с произведениями ненецких писателей. Также в учебную программу школ НАО включен национально-региональный компонент, и дети знакомятся с творчеством Алексея Пичкова, Прокопия Явтысого и др. Национальные корни нужно знать, ведь это знание можно передать.

Между прочим, изучая традиции и обычаи собственного народа, всегда можно наткнуться на что-то новое. К примеру, Гаюна Роландовна недавно узнала, что во время свадьбы невеста и жених, чтобы жили ладно, а семья их была крепкая и дружная, должны были съесть сердце оленя. Такой вот обычай. Ведь для ненцев олень – это святое животное. Он одежда, жилище, постель, еда, транспорт. Все традиции, обычаи, праздники, мысли так или иначе у ненцев связаны именно с оленем. Поэтому крепость семьи призвано хранить его сердце. Еще Гаюне Роландовне очень нравится традиция северных народов никогда не брать лишнего у природы. Она сама жила в поселке Усть-Кара, где занимаются охотой и рыболовством, и часто слышала из уст односельчан, что тот или иной из них взял улов «в меру». Эта истина четко доносится до детей, которых тоже учат охоте и рыбалке.

Этого же принципа придерживается и она сама, когда рыбачит. Ловятся в основном маленькие ершики, но ей хватает. Тем более что Гаюна Роландовна любит готовить не столько рыбу, сколько… блинчики. Ее родные очень любят и ждут, когда наступят выходные, потому что по дому разносится густой и непередаваемо аппетитный запах блинчиков. Да с вареньем, да со сметаной, да с медом, да с маслом! Ведь не важно, в самом деле, что мама – учительница. Важно, что она мама и она дома.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ненецкий автономный округ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте