search
main
0

Без бумажки,. или Как бороться с засилием ненужной писанины

«Учительская газета» регулярно затрагивает проблему чрезмерной бюрократизации школы, которая в последние годы стала угрожающе острой. Поэтому мы с огромным удовлетворением восприняли слова премьера Владимира Путина, который на VI съезде Всероссийского педагогического собрания наконец произнес: «Я прошу Минобрнауки и субъекты Федерации, а также муниципальные образования пересмотреть перечень представляемой общеобразовательными учреждениями отчетности, освободить школьные коллективы от подчас абсолютно бессмысленной работы». Это значит, что мы дошли до последней черты, когда проблема стала очевидна всем, включая руководство страны.

Чужая культура…Как мы знаем с детства, «социализм – это учет и контроль». Но, если судить по нынешнему состоянию дел, либо мы достигли пика социализма, либо капитализм представляет собой глобальный учет и тотальный контроль. Эта мысль прозвучала на одной из секций ВПС, посвященной борьбе с бумаготворчеством в образовании.- Внезапно свалившийся на нас вал требований в любой момент предоставить любые документы по первому требованию вышестоящих лиц, вполне возможно, есть признак определенной культуры, – считает профессор Константин Ушаков, главный редактор журнала «Директор школы». – Незнакомой, чуждой, враждебной, но все-таки культуры, которую в систему образования принесли те, кто долгое время вращался совершенно в иных кругах и системах. Не исключено, что «в иных мирах» люди действительно придают огромное значение бумагам, в то время как мы всегда на первое место ставили образовательно-воспитательный процесс и, главное, его результат, а вовсе не документальное подтверждение каждого нашего шага.Действительно, никогда раньше учителю и директору в голову не приходило, что каждое свое действие следует сначала прописать в соответствующем плане, а затем отразить в целом ряде отчетов. Но, оказывается, именно это и есть «рациональная организация труда в свете модернизации образования»! Другие структуры уже давно так существуют и вроде бы даже не жалуются. Что же нам не нравится?А вот что. Любой документ, любая бумага имеют право на существование только тогда, когда они кому-то действительно нужны и значительно облегчают жизнь их обладателю. Спрашивается, кому же нужны бесчисленные отчеты, планы, анкеты, таблицы и прочее? Кому угодно, только не тем, кто на самом деле занят их составлением. В школу постоянно приходят требования предоставить те или иные данные в органы управления образованием, военкомат, сельскую и городскую администрацию, полицию, поликлинику, прокуратуру… Что же взамен получает сама школа? Ничего, кроме головной боли и нервотрепки.Буферная зонаМежду тем, по утверждению директора гимназии №56 Санкт-Петербурга Майи Пильдес, требования многих сторонних организаций директор может спокойно игнорировать, поскольку они не имеют права от него чего-либо требовать. Ну вот с какой стати нам бросать все и срочно составлять списки на учащихся в военкомат с указанием вредных привычек каждого и частоты употребления им алкоголя? C чего бы это мы должны давать данные в ГИБДД по учащимся, у которых есть велосипеды? То, насколько директор подкован юридически, во многом гарантирует его способность защищаться самому и защищать своих подчиненных от бюрократического монстра.Впрочем, бумага бумаге рознь, считает Майя Борисовна. В ее учреждении, например, для педагогов и администрации регулярно издают большое количество самых разных и полезных материалов, начиная от плана работы учреждения до методических рекомендаций по отдельным предметам. Нужны ли учителям эти документы? Разумеется, нужны, поскольку люди по ним работают! А вот чтобы все остальные бумажки не мешали им творить, в гимназии создана специальная служба, которая берет на себя заботу о составлении отчетов и планов.Те же подходы реализованы и в московском центре образования «Царицыно», где работа организована таким образом, чтобы максимально освободить рядовых учителей от бумаготворчества. С этой целью здесь функционирует мощная локальная компьютерная сеть, в которой содержится большинство необходимых документов, доступных всем. Нужен план воспитательной работы – достаточно открыть файл, посмотреть, при необходимости внести поправки, при желании – скачать и распечатать. По словам заместителя директора по информационным технологиям Елены Шимутиной, в пяти зданиях школы установлено более 600 компьютеров и более 20 серверов, которые обслуживает целый штат инженеров.А зачем?..Опыт организации работы с документами в этих двух учреждениях, конечно же, имеет смысл изучать и использовать. Однако есть несколько очень серьезных моментов. Во-первых, позволить себе максимально оградить рядового учителя от бумажных домогательств «сверху» и «сбоку» с помощью специально созданных структур может только очень крупное учреждение. Малые и даже средние школы в этом смысле совершенно беззащитны. А во-вторых, остается принципиально не решенным вопрос: зачем вообще необходимо заполнять и отсылать те или иные документы, пусть даже и делает это не учитель, а особый отдел? Получается, мы не боремся с бумагами как таковыми, а всего лишь оптимизируем процесс их заполнения и передачи по инстанции, чтобы утолить капризы чиновников.Увы, фактически дело обстоит именно так. Как заметили некоторые присутствующие на секции педагоги, создается впечатление, что большинство бумаг, которые мы пишем, не нужны вообще никому, а их обилие свидетельствует о политической импотенции руководителей, которые старательно скрывают за обилием документов свою полную несостоятельность и несоответствие занимаемой должности. Ибо если ты просто сидишь в кресле и получаешь зарплату, никакой пользы от тебя школа никогда не увидит, но если ты будешь с нее постоянно что-то требовать, возможно, это создаст иллюзию бурной деятельности. А если еще и от тебя будет зависеть судьба какого-либо отчета, то ты тут же вырастешь до уровня солидной шишки.Фальшивые капризыФиктивный характер отчетности зачастую виден невооруженным глазом. Порой достаточно написать в плане что угодно, чтобы документ приняли, даже не посмотрев на реальное положение дел. Истинную же картину с их помощью увидеть вообще невозможно, но она и не нужна, ведь истина зачастую бывает так неудобна!- Раньше нам казалось, что с введением электронного документооборота проблемы разом уйдут, – поделился впечатлениями директор одной из школ Сибири. – Но оказалось, что все наоборот, теперь приходится заполнять и бумажный журнал, и электронный, все отчеты, планы, схемы, таблицы, презентации и прочее записывать на CD и везти его лично в управление, потому что надеяться на e-mail нельзя.К сожалению, это далеко не единственная из бед. Мало того что приходится дублировать документы в бумажном и электронном видах, очень часто выясняется, что в управлении требуют предоставить отчет по иной форме, которая отличается от ранее принятых. И хотя различие может быть мизерным, документ легко могут отправить обратно на доработку. Проблема усугубляется и недостаточно высоким уровнем используемого в школах и управлениях программного обеспечения, с которым бывает просто неудобно работать.Никаких «срочно»!- Лично для меня самое неприятное в существующей отчетности – ее иррациональный и крайне непредсказуемый характер, – сказал директор школы №1151 Зеленограда Игорь Агапов. – Очень часто бывает так, что с тебя срочно требуют прислать список, который, оказывается, был нужен еще вчера. Или в 14.00 становится известно, что в 15.00 в управление необходимо прислать какой-нибудь развернутый анализ, на составление которого все мои завучи потратят сутки. Недаром говорят, что школа – это место, где ученики мешают учителям писать отчеты!Как же бороться со всем этим безобразием? Агапов убежден: необходимо предельно четко регламентировать отчетность, чтобы и директор, и учитель загодя знали, когда, что, кому в каком объеме и количестве они должны предоставить. Не должно быть в принципе ситуаций, когда что-либо нужно делать срочно и для этого приходилось бы прерывать образовательный процесс и бросаться затыкать созданную кем-то амбразуру.Но до тех пор пока согласно статье 278 Трудового кодекса любого директора руководство может уволить без объяснения причин, с него можно требовать любой отчетности в любое время, убежден Игорь Агапов. Подобные отношения никоим образом не способствуют укреплению отношений между «верхами» и «низами».А это уже, согласитесь, затрагивает проблему совершенно иного рода, связанную с доверием людей друг к другу.Недоверие губитИменно отсутствие доверия в системе и губит ее на корню, убежден Константин Ушаков. Учитель не доверяет ученику, а потому требует постоянных доказательств, что тот не валял дурака на уроке и дома, не списывал на контрольной и не воспользовался подсказкой при ответе. Директор не доверяет учителю и требует с него планов (гарантий и обязательств), а также отчетов (объяснений и оправданий), чтобы педагог постоянно доказывал, что он не зря получает свою зарплату. Чиновники самого разного калибра не доверяют директору, и тому приходится убеждать их, что у него работают квалифицированные педагоги, что школа имеет право обучать детей и здесь им ничего не грозит. Министерство не доверяет всей системе, поэтому с помощью массовых проверок и вороха отчетов пытается выяснить, куда уходят его средства и верно ли на местах понимают политику образования на современном этапе. А общество не доверяет ни учителям, ни директорам, ни тем более министерству, поскольку людей постоянно пичкают страшилками о творимом в школе беспределе.Но можно ли добиться доверия посредством бумаг? И нужны ли вообще какие-либо бумаги, если это доверие есть?Это и является главным вопросом, который следовало бы задать премьер-министру.Из резолюции дискуссионной площадки «Без бумажки…», или Как снизить бюрократическую нагрузку на школу»1. Необходимо создать открытый реестр документов, которые должен готовить преподаватель.2. В обязательный перечень документов учителя школы должны войти следующие:- рабочая программа отдельных учебных предметов, курсов, включая календарно-тематическое планирование;- план учебно-воспитательной работы класса (при наличии классного руководства);- классный журнал;- перечень документов, предусмотренных должностной инструкцией педагогического работника школы, локальными актами конкретного учреждения.3. Необходимо провести «круглый стол» на уровне министерств РФ на тему «Регламентирование предоставления отчетности образовательными учреждениями смежным ведомствам».4. Требуется создать эффективные и простые в обращении электронные базы, единые электронные формы отчетности, использовать в образовательных учреждениях электронные журналы, которые имеют возможность генерации отчетов.5. В качестве основных источников экономии бюджетных средств, выделяемых на образование, следует перейти от практики сокращения числа работников в образовательных учреждениях к сокращению численности работников управленческого аппарата и методических служб всех уровней.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте