search
main
0

Бескомпромиссный критик образовательной политики

Идеал просвещенного человека-гражданина Владимира Стоюнина

Владимир Яковлевич Стоюнин (16 (28) декабря 1826 – 4 (16) ноября 1888) – видный педагог-просветитель, самобытный педагогический мыслитель, яркий деятель общественно-педагогического движения, крупнейший методист русского языка и литературы, теоретик и практик женского образования, оригинальный публицист, литературный и театральный критик.

Стойкий характер

По своему происхождению Владимир Стоюнин – выходец из разночинцев, сын разорившегося купца «старого закала», который доверил свои капиталы обманувшему его товарищу. В семье сохранилось предание о том, что их предок – костромской крестьянин – во время эпидемии чумы один выжил из всей своей большой семьи и получил прозвище Стоюнин, потому что устоял. Позднее это прозвище стало фамилией. Подчеркнем, что фамилия органично соответствовала личности Владимира Яковлевича, всегда отличавшегося очень стойким характером.

Детские годы Володи прошли в довольно строгой и суровой обстановке, что отразилось на характере, сообщив ему некоторую замкнутость и сдержанность в словах и в обращении, сохранившуюся в нем на всю жизнь. Он не был любимым ребенком в семье и рано привык полагаться только на себя. По свидетельству близко знавших его людей, Владимир Яковлевич внешне отличался «наружной холодностью и суровостью, сухостью и необщительностью».

Суровая действительность, окружавшая его с юных лет, закалила характер в борьбе с обстоятельствами, выработала в нем серьезный взгляд на жизнь и приучила к упорному труду и точному исполнению своих обязанностей. Хотя Владимир Яковлевич и принимал активное участие в различных общественно-педагогических организациях и акциях, он по своей психологии пожизненно оставался ярко выраженным индивидуалистом, «одиноким волком» российской педагогики.

Несмотря на жизненные трудности, В.Я.Стоюнин смог получить очень солидное базовое образование в лучших тогда средних учебных заведениях Петербурга – в частном немецком училище при церкви Святой Анны (Анненское училище), а затем, со второго класса, в 3‑й гимназии, где готовили будущих учителей для учебных заведений Петербургского учебного округа.

Вместе с тем за время обучения в гимназиях у него сформировалось абсолютное неприятие авторитарного стиля педагогической деятельности, базирующегося на насилии и физических наказаниях, подавлении личности и ученика, и учителя.

Он рано начал писать стихи, в которых отражались искренние чувства и зрелая мысль. В популярном среди гимназистов стихотворении «Колокольчик» 15‑летний Володя Стоюнин прозорливо написал:

Как желал бы я на воле
Без звонка жить хоть годок,
Но, увы! Не только в школе,
В жизни также есть звонок.

Так, постепенно происходило становление личности В.Я.Стоюнина, формирование демократических ценностей и смыслов общественного и педагогического мировоззрения.

Любимый учитель

Во время обучения по специальности «восточная словесность» на историко-филологическом факультете в Петербургском университете у Владимира Яковлевича рельефно обозначились склонности к гуманитарным наукам – литературе, истории, древним и новым языкам; проявились незаурядные способности к литературному творчеству, прежде всего поэзии.

В 1850 году он успешно окончил университет и по представлении диссертации был утвержден в звании кандидата историко-филологического факультета по разряду восточной словесности. Юноша планировал оказаться сотрудником русского посольства в Персии или Турции, то есть как можно дальше от чиновного Петербурга, да и вообще от николаевской России.

Однако восточная сказка не состоялась, посольства накрепко закрыли перед молодым человеком из разночинцев свои двери. И ему пришлось искать приложения своих сил и талантов на педагогическом поприще в Петербурге. К счастью, еще в университете у Владимира Яковлевича ярко проявилась направленность его основного дара – преподавание русской словесности и особенно истории.

После окончания университета молодой педагог преподавал в 3‑й петербургской гимназии (1852-1870) и московском Николаевском сиротском институте (1871-1874), а также в других образовательных учреждениях. С радостью вступив на педагогическое поприще, молодой преподаватель сразу же обращается к разработке инновационных методов обучения и преподавания словесности, соответствующих убеждениям о необходимости новых целей воспитания. По выражению его биографов, «Стоюнин, получив воспитание и образование в эпоху 40‑х годов, усвоил все лучшее и чистое, что выработала передовая русская мысль того времени».

Личность В.Я.Стоюнина всегда оказывала сильное и глубокое впечатление на его воспитанников. Хорошо об этом написал его биограф: «Не только основательно знающий те науки, к области которых относились его уроки, но и глубоко любящий искусство и науку, он уже поэтому одному должен был сделаться выдающимся преподавателем. Но этого мало. Идеалист в душе, проникнутый благородными принципами, готовый твердо отстаивать их, неспособный ни в коем случае поступаться своими убеждениями, он представлял такую определенную, характерную личность, которая уже сама по себе должна была облагораживать молодых людей, находящихся под его влиянием».

По воспоминаниям его питомцев, в гимназии «нам суждено было встретить только одну благородную, светлую, честную, искренне нас любившую и действительно о нас заботящуюся личность – нашего дорогого и незабвенного Владимира Яковлевича – проповедника высоких облагораживающих идей, которыми была проникнута вся его личность».

Симптоматично, что среди его воспитанников в 3‑й петербургской гимназии были такие яркие личности, как выдающийся критик и публицист Д.И.Писарев, известный юрист А.Ф.Кони, видные педагоги Л.Н.Модзалевский и В.П.Острогорский, всегда очень тепло отзывавшийся о своем наставнике и написавший о нем прекрасные воспоминания. Он характеризовал В.Я.Стоюнина как «настоящего педагога, любившего свое дело и сознательно стремившегося подействовать на нас, юношей, своим преподаванием и отношением к нам не только образовательно, но и воспитательно. Его светлая личность окончательно решила мое педагогическое и литературное призвание и во всю мою педагогическую деятельность служила мне идеалом учителя и человека».

Просветитель и общественный деятель

В процессе преподавания в гимназии В.Я.Стоюнин утвердился в ценностях педагогической деятельности, в подвижническом служении Отечеству, российскому обществу и русскому народу. В 1860‑е годы Владимир Яковлевич становится видным деятелем общественно-педагогического движения. Выступает учредителем Санкт-Петербургского педагогического общества, работает в Комитете грамотности, выступает организатором Комиссии по упрощению орфографии русского языка. Председательствует в ученом отделе Общества распространения технических знаний в Москве, избирается почетным членом Российского общества словесности, работает в Комиссии по русскому и иностранному языкам в Педагогическом музее. По свидетельству современников, в В.Я.Стоюнине «сливались в одно нераздельное целое частный человек и общественный деятель, иначе говоря, слово его всегда было и его делом, что он думал и говорил, то он и творил».

Понятно, что насыщенная и плодотворная деятельность В.Я.Стою­нина была порождена уникальной атмосферой свободы и гласности, характерной для послереформенной России, где принципиальная общественно-гражданская позиция, ярко выраженный патриотизм Владимира Яковлевича оказались востребованными и реализованными. Он органично впитал и воплотил в своем мировоззрении новые идеи и высокие нравственно-этические ценности общественного самоуправления, свободного труда, подлинной науки, гласности.

Метафорично можно отметить, что время финиша для классиков педагогики К.Д.Ушинского и Н.И.Пирогова стало периодом мощного педагогического старта для В.Я.Стоюнина.
После весны 1861 года именно В.Я.Стоюнину с его немногими современниками доведется осуществлять развитие педагогической науки и общественно-педагогической мысли на протяжении 1860-1870‑х годов, пока не появилась новая генерация деятелей российского образования. Добавим, что на конец 1850‑х – первую половину 1860‑х годов приходится и публикация В.Я.Стоюниным цикла общепедагогических статей, носивших принципиальный, даже установочный, общественно-патриотический характер.

По свидетельству современников, литературно-педагогические труды В.Я.Стоюнина – это «крупное наследство для всех мыслящих педагогов, заслуживающее большого внимания. Они отличаются самостоятельностью и оригинальностью, серьезным вникновением в сущности дела. Во всех трудах Стоюнина вы увидите богатое содержание, самую добросовестную работу и оригинальную точку зрения. Все это свидетельствует о силе ума, о таланте».
Его педагогическая деятельность и статьи получили высокую и достойную оценку. В 1860‑е годы В.Я.Стоюнин был приглашен преподавать русский язык и словесность детям из самых аристократических семей: великим князьям Романовым – Владимиру Александровичу (будущему президенту Академии наук и члену Государственного совета) и Николаю Николаевичу (младшему), великим князьям Лейхтенбергским – Сергею, Евгению, Юрию Максимилиановичам, великой княжне Евгении Максимилиановне (позже принцессе Ольденбургской), принцессе Елене Георгиевне Мекленбургской и др. Придет тяжелое время, и эти влиятельные связи ему очень пригодятся…

Новый педагогический идеал

Стремление смотреть на педагогические вопросы очень широко с общественно-патриотической позиции, формировать содержание образования и продуцировать педагогические технологии сверху – из ценностной проблематики – навсегда станет для Владимира Яковлевича генеральной линией, главным методологическим подходом, рельефно выделит среди современных деятелей образования и придаст его идеям и взглядам вневременное значение.

В.Я.Стоюнин первым в отечественной педагогике осуществил плодотворный синтез двух стратегий общественно-педагогической мысли 1860‑х гг. – общечеловеческой Н.И.Пирогова и национально-патриотической К.Д.Ушинского, причем в фарватере общественной деятельности.

В основе его педагогической системы укоренены любовь к человеку и уважение личности, индивидуальный подход в воспитании. Эти принципы он считал главными для школы, если она ставит своей целью образование и воспитание человека-гражданина, полезного обществу и своей стране.

По сути, на протяжении всей своей подвижнической деятельности В.Я.Стоюнин разрабатывал главную и оригинальную педагогическую концепцию воспитания просвещенного человека-гражданина, которая выступала логичным развитием общечеловеческого подхода Н.И.Пирогова к «воспитанию Человека», представлявшегося Владимиру Яковлевичу стратегически, безусловно правильным, но тактически нереализуемым.

Являясь убежденным сторонником, выразителем и продолжателем педагогических идей и взглядов Н.И.Пирогова по вопросам приоритета общегражданской направленности воспитания, В.Я.Стоюнин сформировал собственную значимую позицию о целях и ценностях воспитания. Прозорливо выдвигал на первый план именно общественный идеал образования и осознанно стремился к созданию в России бессословной национальной школы, ратовал за широкое общее образование и воспитание молодого поколения в духе передовых гражданских идеалов.

Главным достижением В.Я.Стою­нина как ученого-педагога является выработка им подходов к воспитанию просвещенного человека-гражданина, имеющего «высшие понятия, которые возвышают человеческую жизнь, расширяя и освещая умственный и нравственный горизонт». Можно констатировать, что педагог-гуманист выделил следующие черты просвещенного человека-гражданина: гармонизация общественных и личных целей; нравственное отношение к людям и обществу; историзм сознания; деятельность на общее благо.
В.Я.Стоюнин стремился укоренить общечеловеческие задачи просвещения на русской национальной почве, во всей сложившейся образовательной инфраструктуре российского общества. Его подходы к русскому национальному воспитанию базировались на двух основах. Во-первых, на православной вере, в связи с чем он предлагал гуманизировать преподавание в гимназии Закона Божьего, перенеся все сюжеты, связанные с процедурой богослужения, в духовные семинарии, и сосредоточить внимание учащихся на понятном и интересном им материале. Вторым устоем выступало обязательное преподавание родиноведения как интегративного предмета, вбиравшего в себя такие дисциплины, как «Русский язык», «Русская история» и «Русская литература.

Школа без формализма, схоластики и рутины

В.Я.Стоюнин на протяжении 1860-1870‑х годов последовательно занимал рельефно выраженную «перпендикулярную» творчески-критическую позицию по отношению ко всем действиям Министерства народного просвещения под руководством Д.А.Толстого.

Он был убежден, что «главный недостаток школы, из которого развивались и все другие», – именно то, что школа «гонялась за точным исполнением программ и за экзаменами до истощения сил умственных учащихся, жила без идеала».

Назначение школы, по В.Я.Стою­нину, – воспитание прежде всего человека, а «не подготовление лиц, которые могли бы занять одну из ступеней табели о рангах». Поэтому педагог-гуманист последовательно выступал против школы, установившейся в России в 1870‑е годы, дрессирующей детей для экзаменов, против формализма, схоластики и рутины в обучении и воспитании, против палочной дисциплины.

В результате такой принципиальной позиции В.Я.Стоюнин был последовательно уволен из всех учебных заведений, где он преподавал, так как всей своей деятельностью противостоял курсу Министерства народного просвещения. Как отмечалось в данной связи, «прямая натура его, не допускающая никаких сделок с совестью, никакой угодливости и приспособления к людям и обстоятельствам, неизбежно должна была создавать недоброжелателей. И столкновения начались. В житейской борьбе чаще победу одерживают не люди сильные духом, а люди, неразборчивые в оружии, победу, правда, не почетную, но все же победу».

Остро переживая свое отлучение от живого педагогического труда, Владимир Яковлевич даже собирался покинуть Родину и переехать в Париж, где хотел основать учебное заведение для детей многочисленной русской колонии.

Где гнездилось наше зло

Принципиальная гражданская позиция В.Я.Стоюнина выражалась им в 1870‑е годы в талантливых статьях яркой публицистической направленности.
Особенно рельефно его принципиальная позиция проявилась в программной статье с многозначительным названием «Педагогические вопросы. Где же гнездилось наше зло» (1875).

По политическому и социальному мировоззрению Владимир Яковлевич был монархистом и глубоко верующим православным человеком. Он являлся сторонником прогрессивного эволюционного социально-общественного развития, решительно отвергал народнические, тем более радикальные революционные идеи, широко распространявшиеся в 1870‑е годы среди молодежи, считая их «политическим злом». По определению философа Н.О.Лосского, «Стоюнин отличался строгим и нравственным характером. Он принадлежал к прогрессивному течению русской мысли и общества, но был далек от нигилизма и всяких крайностей».

В.Я.Стоюнин смотрел на проблему движения народников комплексно, связывая выступления молодежи с кардинальными недостатками системы образования, с банкротством образовательной политики Министерства просвещения. В данном аспекте Владимир Яковлевич подчеркивал, что «идеал педагога, принятый сердцем, должен непременно возвысить и расширить деятельность каждого на педагогическом поприще. Надо сказать правду, что в русской педагогической сфере уже давно этот идеал слишком суживался, мельчал, унижался. Он ограничивал педагогическую деятельность одним учительством в самом узком значении этого слова – учить по данной программе с тем, чтобы ученик мог удовлетворительно выдержать обычный экзамен. Идеал педагога был заменен идеалом дидакта».

Утрату педагогами идеала В.Я.Стою­­нин связывал с ослаблением в учебных заведениях «воспитательного дела». Поэтому большую роль в воспитании просвещенного человека-гражданина он отводил народным учителям, много делал для вовлечения их в работу педагогических съездов, открытия при школах библиотек с необходимой художественной и педагогической литературой.

Подвижник женского образования

В завершающие 1881-1888 годы педагог-просветитель преподавал в Стоюнинской частной женской гимназии в Санкт-Петербурге, занимаясь реализацией в сфере женского образования идеала и ценностей воспитания просвещенного человека-гражданина. В созданной его женой Марией Николаевной гимназии В.Я.Стоюнин работал инспектором и преподавателем русского языка, словесности и истории.

В.Я.Стоюнин с огромным вдохновением взялся за живое педагогическое дело, ведь теперь он имел полную возможность проводить здесь свои принципы женского образования, выработанные им в 1860-1870‑е годы. В женское образование он вложил все свои заветные педагогические идеалы и горячо служил ему всем сердцем и умом до последних минут жизни.

Подчеркнем, что педагог-гуманист был убежденным сторонником гармоничного женского образования и многое сделал для разработки его теории и практики. Более того, был оригинальным философом женского образования.

Владимир Яковлевич ратовал за преодоление любой дискриминации женщин в сфере образования, высоко ценил всесословную женскую гимназию за то, что она снимала вопрос о существенном отличии образования женщины и мужчины, преодолевала нравственное и умственное превосходство одного пола над другим. В целом В.Я.Стоюнин в сфере женского образования развивал и осуществлял свои планы развития учащихся не только в умственном, но и в нравственном, и в физическом отношении. Он восставал и против того поверхностного образования, которое создает так называемых благовоспитанных барышень, и обращался к матерям с горячим словом, убеждая их отказаться от мысли, что блестящее образование женщины заключается только в знании новых языков.

Гимназия Стоюниной, безусловно, стала наиболее целостным воплощением концепции педагогического мыслителя о воспитании просвещенного человека и гражданина. А сама гимназия, просуществовавшая до 1919 года, была признана лучшей среди женских учебных заведений страны и оставила животворный след в истории отечественного образования.

От педагогов своему учителю

…Владимир Яковлевич Стоюнин скончался 4 ноября 1888 года от рака печени и был погребен на Волковом православном кладбище у северной стены Спасской церкви. Среди множества венков, положенных на его гроб, был один серебряный с надписью: «От учителей своему учителю».

Действительно, сам педагог ярко выражал свои личностно значимые черты человека-гражданина: прямоту характера, твердость убеждений, нравственную неподатливость и неспособность поступаться своими принципами ради каких-то житейских благ.

Эти твердость и благородство души, неуклонно стремящейся к той высокой, идеальной цели, которая ярким светом озарила его крестный жизненный путь, он сам определил в следующих строках:
Борись и мучься, и страдай,
И просвещай, и утешай,
И совершишь свое призванье.

Борясь и мучаясь, страдая, он и просвещал, и утешал целые поколения русских людей, с неослабной энергией и неугасимым энтузиазмом рисуя перед ними светлый идеал человека и гражданина, призывая их к энергичному труду на общую пользу, к самостоятельной умственной деятельности и к неослабной нравственной работе над самим собой. И всему этому он давал пример своей личной жизнью и личной деятельностью.

Характерно, что для осуществления этих задач Владимир Яковлевич лично работал на всех уровнях отечественного образования – от элитного – обучения членов царской семьи – до образования народа в воскресных школах. С этим и сопряжена его конструктивная критика всех министерских проектов реформирования гимназического образования. В.Я.Стоюнин искренне, но, конечно, безуспешно пытался придать всей реформаторской деятельности Министерства народного просвещения ценностный смысл, развернуть работу лицеев и гимназий на задачи просвещения.

Подводя итоги, отметим, что большая заслуга В.Я.Стоюнина состоит в том, что он не ограничился выдвижением своей высокой цели, а обосновал совокупность взаимосвязанных факторов, которые могут обеспечить воспитание в школе просвещенного человека-гражданина. Для этого школа должна быть действительно просвещенной, современной и общественной, свободной от политической конъюнктуры, общенародной, национальной и трудовой.

Приведем развернутую эпитафию В.Я.Стоюнину его биографа: «Как практик-педагог, как общественный деятель, он не входил никогда в компромисс со своею совестью, не поступался своими убеждениями и громко подымал голос там, где слышал ложь и узкое своекорыстие. Эта цельность нравственного облика, стойкость убеждений и просвещенный взгляд на жизнь и ее требования причиняли покойному немало неприятностей с точки зрения материальных выгод, но зато снискали ему уважение всего русского образованного общества».

Михаил Богуславский, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, почетный работник науки и высоких технологий РФ, лауреат знака «Золотое перо «Учительской газеты»-2020

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте