Художественная литература дает много возможностей для достижения правил безопасного поведения. На конкретных примерах дети учатся распознавать опасные ситуации дома и на улице.
Например, очень интересная дискуссия получилась в 5‑м классе при изучении рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Дети увидели, что в экстремальной ситуации требуется не только самообладание, но и знания и умения. Именно это помогло герою выжить.
После изучения рассказа я предложила детям написать отзыв «Чему научил меня рассказ «Васюткино озеро?». Ответы были разные, но в одном дети были солидарны, что кроме силы воли и смелости нужны практические знания и умения, выстраивание алгоритма восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
Эмоционально-образное выражение материала тоже способствует распознаванию опасности. После прочтения художественных текстов дети получают задание нарисовать эпизоды, в которые попадают герои. Безусловно, это воспитывает ответственность, внимательность, самостоятельность. Ну а пословицы, поговорки, стихи о бережном отношении к здоровью, о поведении в опасных местах (на воде, при пожаре) – бесценный вклад в формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Литература помогает школьникам достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения.
В 2017 году решила получить второе высшее образование, прошла курсы переподготовки и получила диплом с присвоением специальности «учитель основ безопасной жизнедеятельности». Полученные знания помогают мне в работе классного руководителя. Выстраивая программу работы с детьми, я учу ребят правильно оценивать ситуацию в системе следующих понятий: опасность – причина опасности – последствие опасности – действие.
В нашей школе вопросы безопасности детей стоят на главном месте. Классные часы, квесты, тематические общешкольные мероприятия, участие в городских конкурсах направлены на обеспечение охраны и укрепление физического и эмоционального благополучия детей. Наша задача – уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В этом нужном процессе должны быть солидарны все.
Фатима ИМАНТАЕВА, учитель русского языка и литературы Школы имени дважды Героя Советского Союза И.С.Полбина
Комментарии