search
main
0

Бережно память храня

Проекты в музее - стремление узнать больше

Делай великое, пока оно еще мало, потому что все великое начинается с малого.

Китайская мудрость

 

Ни для кого не секрет, что стремление к новым знаниям, повышение результативности и успешности ученика напрямую связаны с его заинтересованностью. А интерес всегда появляется либо перед чем-то новым и неизведанным, либо в ходе правильно поставленных задач. Именно школа увлекает ребенка, позволяет раскрыть потенциал, воспитывает гражданина и личность. Инструментов много, один из них – школьный музей.

Школьный музей – это место, где можно увидеть своими глазами связь прошлого и настоящего. Это источник ценных знаний, вдохновения и восхищения. Любопытно, как музей может вовлечь школьников в масштабные проекты и конкурсы, проводимые в Москве и России. Учреждения такого типа становятся площадкой «первого шага» ученика.

Военно-историческому музею «Бережно память храня» школы №1467 в 2021 году исполняется пятнадцать лет, а значит, пришло время подвести промежуточные итоги работы. В прошлом учебном году музей стал победителем городского смотра-конкурса музейных комплексов «Помним героев войны и Победы», награжден памятной медалью «75‑летие Великой Победы».

Подобных результатов удалось добиться благодаря серьезной работе по четырем основным направлениям: во-первых, привлечение учащихся школы к небольшим по объему проектам, не требующим много времени и сил; во-вторых, погружение в тему через эмоциональное сопереживание, которое достигается путем знакомства с реальными людьми; в-третьих, наиболее заинтересованным школьникам дать возможность примерить роль профессионального историка, попрактиковаться в сборе и анализе источников; в-четвертых, предоставить возможность постоянным участникам актива музея делиться знаниями и получать опыт проведения экскурсий. Рассмотрим каждое из направлений подробнее, уделив внимание роли музея в вовлечении учеников в проекты города и страны.

Более пяти лет в Москве проходит метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений», целью которой является «мотивация обучающихся к проявлению социальной активности, приобщение к базовым национальным ценностям российского общества». Ребята пишут сочинение о своих предках или истории страны. При этом пространство музея школы задействовано ежегодно: участники олимпиады получают возможность публичного выступления с рассказом о своем родственнике на мероприятиях, а созданная инфографика становится частью временной экспозиции. Включение в деятельность активных форм работы (игры, квизы, театрализация) приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым мероприятиям в музее, с большим удовольствием посещают занятия. Причем это отражается и на посещении других музеев: на экскурсиях дети становятся более внимательными, сосредоточенными.

Деятельность Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» выполняет одну из важнейших задач по сохранению памяти о прошлом: она занимается сбором информации об участниках Великой Отечественной войны, на основании данных публикуются Книги Памяти. Это одно из важнейших направлений школьного музея, так как много лет идет сбор материалов о жизни участников войны. Ученики школы передали много писем, фотографий, документов, медалей, связанных с жизнью предков. Каждый третий школьник внес вклад в формирование экспозиций музея. В 2021 году издана очередная книга с биографиями участников войны. А тесное сотрудничество с Советом ветеранов Ново-Переделкина в формате творческих вечеров и уроков Мужества не только выполняет важную коммуникативную функцию объединения поколений, но и пробуждает стремление узнать больше о своей семье.

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Отечество» дает возможность проведения глубочайшего исследования на историческую тематику. В данном случае школьный музей выступает информационным порталом, ведь музейный предмет способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности. А литература, собранная в музее, позволяет проводить довольно широкие исследования с опорой на исторические источники. В данном случае музей сочетает образовательную функцию и функцию документирования, которой взрослые и дети занимаются совместно. В итоге у детей формируется навык документалиста, а проектные работы высокого качества направляются на конкурс, где претендуют на звания призеров и победителей.

Еще один крупный городской конкурс – «Судьба семьи в судьбе страны», который позволяет пристально взглянуть на семейные ценности. Известно, что уважение к прошлому начинается с уважения семейных реликвий, малых семейных коллекций. Важнейшая задача музея – совместить семью и историю. Основной способ достижения цели – экскурсионная деятельность, которая имеет два направления: конкурсанты сами становятся экскурсоводами или пополняют постоянные экспозиции музея и временных выставок. Перспектива стать экскурсоводом особенно интересна детям. Музейная экскурсия сочетает в себе показ и рассказ при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Так, ученица 9‑го класса, ранее ставшая победительницей конкурса, в данный момент проводит обзорные экскурсии, рассказывая о сложном периоде российской истории.

Таким образом, в музее «Бережно память храня» выстроена своеобразная система по привлечению школьников к участию в конкурсах, а также подготовка квалифицированного актива музея. Как и в эпиграфе в начале статьи, ребенок при желании может начать с малого – написать сочинение, а закончить крупным проектом и делиться своим опытом с другими. И главным помощником выступает школьный музей с его историей, людьми и событиями.

Татьяна ХОРОШИЛОВА, учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея школы №1467

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте