search
main
0

Береги бюджет смолоду. Конкурс «Учительской газеты» выявил 30 лучших уроков по основам финансовой грамотности

Сегодняшние школьники скорее разберутся с тем, как функционирует новый гаджет, нежели по заданию родителей смогут без труда списать показания счетчиков и оплатить коммунальные услуги. По крайней мере так считают их педагоги, утверждая, что уровень финансовой грамотности молодежи, несмотря на то что сегодня гораздо больше общедоступной информации по этой теме, пока не растет. Что ж, значит, на плечи школы ложится решение и этой жизненно важной задачи… Впрочем, многие учителя, не дожидаясь подсказки, уже с успехом ее решают. Об этом свидетельствуют результаты первого конкурса лучших учебно-методических разработок учителей по преподаванию основ финансовой грамотности, проведенного «Учительской газетой».

Как отметил главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, для того чтобы сориентировать подрастающее поколение в современной экономике и научить разумно распоряжаться финансами, совсем не обязательно вводить в программу новые предметы. Именно поэтому жюри конкурса «Учительской газеты» обращало самое пристальное внимание на то, как педагоги находят в своих предметных областях, порой совершенно не связанных с экономикой, потенциал для разговора о финансово-экономических проблемах. И если это удалось учителю, значит, он понимает, что такое настоящий междисциплинарный подход к подаче учебного материала.Естественно, наибольший интерес конкурс вызвал у учителей обществознания, ведь часто экономические вопросы затрагиваются именно в этом школьном курсе. Так, в числе 30 победителей оказались 9 обществоведов, причем двоим удалось показать себя и в рамках учебно-методических разработок по истории, а работа Ляйсан Шагабиевой из гимназии села Большой Сардек Республики Татарстан даже заняла в «исторической» номинации первое место.Причем именно Республика Татарстан стала рекордсменом по количеству учителей – лауреатов конкурса: 8 победителей и два первых места! И это не случайно, ведь, как отмечают конкурсанты из этого региона, система образования в республике нацелена не только на подготовку конкурентоспособной молодежи, но и на поддержку и развитие заинтересованных в профессиональном росте педагогов.Всего же в редакцию «Учительской газеты» из 25 регионов страны пришло более 200 работ учителей как начинающих, так и уже умудренных опытом. Авторов лучших из них пригласили на церемонию награждения победителей в Министерство образования и науки РФ.Грамотность и добросовестностьЧествуя победителей конкурса, первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк поблагодарила педагогов за их смелость и желание помочь молодежи не повторить ошибок, которые часто совершались во времена широкого распространения финансовых пирамид и общей нестабильности 90-х, ведь все действия людей тогда диктовались доверчивостью на фоне тотальной финансовой неграмотности…Но для того чтобы решить эту важную задачу, педагогам самим нужно обладать весьма обширными знаниями. Об этом задумывались и разработчики заданий конкурса, намеренно широко очерчивая круг подходящих для изучения проблем: от простого на первый взгляд понятия доходов и расходов до инвестиционного климата страны, от кредитов и вкладов до набирающей вес темы электронных денег… Но на самом деле – и крупные проблемы, и узконаправленные вопросы – все имеет значение, когда речь идет о воспитании молодого поколения в традициях обдуманного и взвешенного отношения к ресурсам. И основа отношения к ним, которую стоит воспитывать у современной молодежи, – это бережливость и ответственность. И конкурсанты уловили эту идею…- На мой взгляд, очень важно не отделять от понятия «финансовая грамотность» понятие «добросовестность», – поделилась своими соображениями молодой учитель литературы школы №3 Мясниковского района Ростовской области, но уже победитель конкурса в номинации «Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-11) на уроках литературы» Анна-Розалия Чепикова. – Мне было важно, чтобы дети после урока вынесли для себя пусть какие-то бытовые, обиходные, но важные суждения о добросовестном поведении в сфере экономики.На победу Анна-Розалия Вячеславовна, честно признается, едва ли рассчитывала: всего второй год в школе, до высот методической мысли умудренных опытом коллег еще далеко, поэтому просто описала то, что делает на одном из уроков по гоголевским «Мертвым душам», ведь там у многих персонажей своя стратегия экономического поведения. И этого хватило, чтобы на материале одного литературного произведения показать связь нескольких дисциплин. Но молодой педагог уже задумывается: а вот если бы и коллег-математиков позвать, получилось бы еще интереснее!Междисциплинарный подход, которым пронизана идеология конкурса, действительно может потребовать работы слаженного педагогического тандема. Так, обществоведы пензенского финансово-экономического лицея №29 Екатерина Черкасова и Константин Уланов, не раздумывая, вместе взялись за один проект. Профиль школы и наличие углубленного курса в старшем звене обусловили его чисто экономическую направленность, а прошлогодний опыт совместной работы в рамках городской акции «Бюджет города» предопределил успех: Екатерина Сергеевна как начинающий педагог подготовила содержательный базис, а методологическое совершенствование легло на плечи многоопытного Константина Николаевича, который к тому же еще и директор школы. В итоге заслуженное «серебро»!Не менее успешное «серебряное» выступление оказалось у учителя математики «Независимой школы» города Петрозаводска Ирины Соболевой и ее ученика, а теперь тоже учителя математики Алексея Доронина. Правда, Алексей Владимирович учит столичных школьников в гимназии №1520 им. Капцовых, но от Москвы до Карелии рукой подать, если с родными местами остались прочные связи.- У нас так сложилось, что мы все время друг другу помогаем, – рассказала Ирина Владимировна. – Когда-то я ему помогала, а теперь он мне: рассказал о конкурсе, решила принять участие…Пусть этот конкурс «Учительской газеты» еще очень молод, но он уже начинает обрастать своими традициями и легендами. Пока конкурсанты беседовали, выяснилось, что в нем участвовали и побеждали даже учителя года! А трое победителей конкурса, причем все из разных мест, вдруг как один вспомнили, что сначала и не поверили в свою победу… И вдруг такая удача и высокая оценка от «Учительской газеты»! А ведь это так важно, чтобы среди привычного хода школьной жизни педагог, не важно, молодой специалист или тот, кто уже не один десяток лет у доски, мог услышать, что все делает правильно.NB! В ближайшее время работы победителей конкурса лучших учебно-методических разработок учителей по преподаванию основ финансовой грамотности будут опубликованы и доступны для ознакомления.Только на сайте «УГ»!Первые впечатления участников конкурса и полный список победителей по адресу: http://ug.ru/news/17871/.В числе победителей конкурса педагоги из 13 регионов страны, включая Архангельскую, Волгоградскую, Кемеровскую, Липецкую, Московскую, Оренбургскую, Орловскую, Пензенскую, Ростовскую и Тюменскую области, Ставропольский край, республики Карелия и Татарстан, Москву и Санкт-Петербург.Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте