search
main
0

Берег Вселенной

«С берега Вселенной, которым стала священная земля нашей Родины, не раз уйдут в еще не известные дали космические корабли, – писал главный конструктор ракетно-космических систем С.П. Королев. – Каждый их полет и возвращение будут великим праздником нашего народа, всего передового человечества, победой Разума и Прогресса».

Первым причалом берега Вселенной стал Байконур. В 1954 г. была создана Государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Ее председателем стал начальник испытательного полигона Капустин Яр генерал-лейтенант артиллерии В.И. Вознюк. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия предложила разместить космодром в пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконур. Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность в районе космодрома и по трассе запуска ракет, равнинная полупустынная местность, крупнейшая среднеазиатская река Сыр-Дарья, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автотрасса, более 300 солнечных дней в году и главное – близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков скорость вращения Земли.

12 февраля 1955 г. правительство приняло решение о строительстве космодрома. Руководителем строительства был назначен известный строитель генерал-майор Г.М. Шубников, который, к слову, в свое время руководил возведением монумента воину-освободителю по проекту Е.В. Вучетича в Трептов-парке в Берлине.

В январе 1955 г прибыл первый отряд военных строителей. Они начали создавать производственную базу – закладывать бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады, лесопильное и деревообрабатывающее производство.

Трудности были связаны с суровым климатом, неустроенностью быта, но главное – с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта создания подобных объектов. Не выдерживали машины, но люди выстояли.

Один из организаторов и участников создания космодрома М.Г. Григоренко вспоминал: «…Нигде в мире не было опыта проектирования и строительства столь сложных, по существу, уникальных сооружений и комплексов, как космодром. Требования к точности и долговечности конструкций были предельно высокими. Без повседневной изобретательности, творчества, инженерной смелости, без умения идти на риск успеха добиться было бы невозможно. И думаю, не случайно руководящий состав строительства составляли фронтовики – люди, прошедшие тяжкие испытания войны, закалившиеся в ее горниле, люди, которых никакие трудности не могли ни испугать, ни остановить».

2 июня 1955 г. директива Генштаба Вооруженных Сил СССР утвердила оргштатную структуру 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (НИИП). Родился космодром «Байконур».

В декабре 1956 г. было завершено строительство первоочередных объектов космической гавани. Началась отделка наземного оборудования, подготовка к испытаниям ракетных комплексов. К их началу численность военнослужащих на полигоне возросла до 3600. Большинство испытателей прошли обучение и стажировки на заводах, производящих ракетную технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне Капустин Яр.

15 мая 1957 г. со стартовой площадки полигона произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции С.П. Королева. Он оказался неудачным из-за пожара в хвостовом отсеке. 21 августа 1957 г. Р-7 успешно отработала активный участок траектории и доставила в заданный район головную часть. Испытания показали, что Р-7 может вывести на орбиту искусственный спутник Земли.

4 октября 1957 г. в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени со стартовой площадки №1 5-го НИИП ракета Р-7 вывела на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.

1959 г. принес очередные победы. 2 января к Луне стартовал первый в мире космический аппарат. Впервые была достигнута вторая космическая скорость и создан первый искусственный спутник Луны.

Осенью того же года космический аппарат впервые достиг поверхности спутника Земли. Станция «Луна-2», запущенная 12 сентября, доставила на Луну шаровой и ленточный вымпелы с изображением Герба Советского Союза и надписью «СССР. Сентябрь 1959».

В мае 1960 г. запуском ракетой-носителем «Восток» корабля-спутника началась подготовка полета человека в космос. Первыми живыми «испытателями» стали собаки Белка и Стрелка. Они нормально перенесли полет и приземление после 17 оборотов вокруг Земли.

Но не все шло гладко. 24 октября 1960 г. при испытании новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 конструкции М.К. Янгеля случилась катастрофа. При электрических испытаниях на заправленной ракете произошел несанкционированный запуск двигателей 2-й ступени. В результате пожара и отравления парами компонентов топлива погибли 76 военнослужащих и представителей промышленности. В их числе – главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения главный маршал артиллерии М.И. Неделин. Поэтому 24 октября ежегодно отмечается как День памяти погибших испытателей космодрома Байконур.

12 апреля 1961 г. – исторический прорыв во Вселенную. Выведен на орбиту космический корабль «Восток», пилотируемый Ю.А. Гагариным. Впервые в документах об этом запуске 5-й НИИП назван космодромом Байконур.

Старт «Востока», запуски следующих кораблей этой серии – хронология новой космической эры в истории человечества.

Байконур стал ее символом. Растущие масштабы освоения космоса, перспективы его использования в интересах науки и хозяйственной деятельности потребовали строительства новых космодромов.

За годы после полета в космос Ю.А. Гагарина на Байконуре испытаны новые поколения жидкостных межконтинентальных баллистических ракет легкого и тяжелого классов, ставшие основой военной мощи страны, прошли испытания новые ракеты-носители легкого, среднего и тяжелого классов и их модификации: «Циклон», «Союз», «Протон», Н-1, «Зенит», «Энергия». Из них только Н-1 не завершила испытания, не столько по техническим, сколько по чисто субъективным причинам – из-за борьбы конструкторов за ведущее место после смерти С.П. Королева.

С Байконура запущены спутники серии «Космос», «Метеор», спутники связи и телевидения «Экран», «Радуга», «Горизонт», «Молния», навигационный – «Глонасс», орбитальные станции «Салют», «Мир», модули «Квант», автоматические межпланетные станции «Марс», «Венера», «Зонд», «Вега».

Дело, начатое первыми испытателями Байконура, продолжают их дети и внуки из многочисленных военных династий. В разное время свыше 200 молодых лейтенантов – детей и внуков военнослужащих космодрома – возвращались служить на Байконур. Армейское лицо космодрома – не только мужчины. В рядах Вооруженных Сил России на Байконуре служат 40 женщин-офицеров, 396 женщин-прапорщиков, свыше 1500 женщин – солдат и сержантов контрактной службы.

Крупнейший космодром Евразии Байконур открыт для мирового сотрудничества в освоении космоса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте