Май в Санкт-Петербурге, белые ночи… Мечта отпускника! Только вот редко когда у педагогов май – месяц отдыха. Тем более не до отдыха было 17-20 мая участникам финала VIII Всероссийского профессионального конкурса «Арктур», который организует Общероссийский Профсоюз образования при поддержке Минпросвещения России. Участники пяти номинаций конкурса для педагогов, методистов, руководителей, наставников, организаций системы дополнительного образования детей приехали в город на Неве показать лучшие личные и профессиональные качества.
И еще участники «Арктура» посетили уникальный, полезнейший, ставший таким же традиционным, как и состязание, форум по вопросам дополнительного образования «Человек как предмет воспитания» (цитата Константина Ушинского). О форуме мы обязательно расскажем в следующих номерах. А пока – о конкурсе.
Началось все, конечно, с торжественной церемонии открытия, которая состоялась в старинном Колонном зале Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Здесь собрались 100 лауреатов из 78 регионов страны, их команды поддержки, 40 членов профессионального жюри, 120 общественных экспертов, студенты-волонтеры и гости. Вели церемонию лидер молодежного педагогического движения Северной столицы Екатерина Герус и наставник Совета молодых педагогов Красносельского района Санкт-Петербурга Антон Левцов.
Приветствовали присутствующих ректор РГПУ имени А.И.Герцена Сергей Тарасов, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова, главный специалист Комитета по образованию Санкт-Петербурга Владимир Журавлев.
Татьяна Викторовна отметила, что за семь лет проведения конкурса «Арктур» в нем приняли участие 1020 конкурсантов, названы 210 лауреатов и 41 победитель, и рассказала о дне сегодняшнем:
– В этом году в заочном этапе приняли участие 585 человек. Мы включили в конкурсную программу новую номинацию – «Педагог-наставник, реализующий программу наставничества». В «Арктуре»-2023 участвуют представители Донецкой Народной Республики.
Уже на следующий день каждый участник прошел два испытания под внимательном оком жюри, в состав которого входят теоретики и практики, руководители организаций и ученые, методисты и представители Общероссийского Профсоюза образования.
В первой половине дня жюри знакомилось с образовательными организациями, реализующими программы дополнительного образования детей, педагогическими биографиями, подходами к профессиональной деятельности, идеями конкурсантов.
Затем представители учреждений дополнительного образования защищали программы развития, наставники – программы наставничества, педагоги – дополнительные общеобразовательные программы, руководители решали управленческие задачи, методисты участвовали в испытании «Методический практикум». Все конкурсанты на этом этапе также отвечали на вопросы жюри.
Бегая по аудиториям Герценовского университета, я смогла увидеть методом случайной выборки многие выступления. И в каждом был «изюм»!
Педагог-наставник московского Дворца творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова» Галина Панкратенко вышла перед жюри с моделью маяка и призналась, что наставничество для нее – это свет маяка. За 10 лет работы во дворце она стала наставником для 25 педагогов. 22 педагога продолжают работать в стенах учреждения. 100% педагогов – члены профсоюза. Галина представила своего нынешнего подопечного и даже показала видео, где молодой педагог рассказывает, как и в чем помог ему наставник. «Приоритетные направления в моей деятельности как наставника: успешная адаптация, профессиональное развитие, личностный рост, самореализация».
Виктория Башкирова, директор Центра внешкольной работы «Поиск» Самары, – лауреат номинации «Руководитель организации». И, между прочим, член Союза писателей. «Приоритетная задача, которую я как руководитель ставлю перед коллективом педагогов, – прокладывание индивидуальной траектории успеха каждого ребенка. Проанализировала деятельность центра и сформулировала приоритетные задачи для себя и коллектива на ближайшее время».
Вам, должно быть, любопытно, какие управленческие кейсы давали участникам этой номинации во втором испытании? Вот одна из ситуаций: «Ваша образовательная организация получила задание от учредителя, которое необходимо выполнить в очень короткий срок, причем это создание совершенно нового продукта. Вы понимаете, что ограниченное время повлияет на качество результата, но не выполнить задание нельзя. Ваши действия?».
«Программы развития организации» – когда-то единственная номинация «Арктура», тут особенно трудно удивить жюри. Факты надо подбирать тщательно, как это сделали представители экологического центра «ЭкоСфера» Липецка: «Мы автоматизировали 60% документооборота и отчетности, провели цифровизацию процесса обучения с выходом на индивидуальные траектории и обеспечили непрерывное обучение педагогов в формате онлайн. Каждый разработал персонифицированный план профессионального и карьерного роста. Проблему с кадрами решаем за счет привлечения выпускников непедагогических образовательных организаций».
Какие яркие выступления в номинации «Педагогический работник»! Певица и педагог по вокалу из Ленинградской области Наталья Рочева рассказала о своем наставнике Елене Образцовой и восхитительно исполнила романс Рахманинова. А педагог эколого-биологического центра из Краснодарского края Нина Кобзарь призналась, что одного ученика называла по имени-отчеству, а все потому что «одни дети предпочитают неформальный стиль общения, другие – более деловой стиль, задача педагога дополнительного образования – быть разным персонажем для каждого ребенка».
Методисты, во всяком случае те, которые участвуют в конкурсе «Арктур», – интереснейшие люди. Анастасия Тайманова из центра детского творчества №5 Ульяновска – абсолютный победитель соревнований по тайскому боксу, боксу и кикбоксингу. «В спорте дисциплина и постоянство усилий на длительном промежутке времени дают результат. В моей деятельности с педагогами это тоже работает». А Мария Сотник из Дворца творчества детей и молодежи Оренбурга считает, что методист – ключевая фигура в становлении педагога-мастера. В работе ей помогает цитата Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». У молодых педагогов Мария формирует позицию «Я как педагогический бренд».
Теперь вы понимаете, как непросто было жюри и общественным экспертам выбирать лучших? Только конкурсные правила и выручали.
Оксана РОДИОНОВА. Фото Петра ЛЕТУ
Победители VIII Всероссийского профессионального конкурса «Арктур»
Номинация «Программа развития образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей»
Абсолютный победитель – Дворец детского творчества им. Ф.И.Авдеевой Якутска (https://ddt.yaguo.ru).
Победители: Центр внешкольной работы Приволжского района Казани (https://edu.tatar.ru/priv/page2404.htm), Дворец детского (юношеского) творчества Кургана (https://dt45.ru).
Победитель по версии общественных экспертов: Белгородский Дворец детского творчества (http://bddt.beluo31.ru).
Номинация «Руководитель (заместитель руководителя) образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей»
Абсолютный победитель – Татьяна Ханеня, директор центра развития творчества «Левобережный» Липецка (https://levber48.ru).
Победители – Виктория Башкирова, директор центра внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара (https://cvr-poisk.ru), Наталья Рахматуллина, директор детско-юношеского центра №14 города Набережные Челны, Республика Татарстан (https://edu.tatar.ru/n_chelny/dyc14).
Победитель по версии общественных экспертов: Ксения Бурьян, директор детско-юношеской спортивной школы №10 города Сочи, Краснодарский край (http://sport10.sochi-schools.ru).
Номинация «Методист, сотрудник методической службы образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей»
Абсолютный победитель – Анастасия Тайманова, методист центра детского творчества №5 Ульяновска (https://www.cdt5.ru).
Победители: Людмила Алексеева, методист центра детского творчества города Нижневартовска, Ханты-Мансийский АО – Югра (https://cdt.edu-nv.ru/home-dop), Диана Валишина, завотделом центра детского творчества «Детская академия» Советского района Казани, Республика Татарстан (https://edu.tatar.ru/sovetcki/page523688.htm).
Победитель по версии общественных экспертов: Мария Сотник, методист Дворца творчества детей и молодежи Оренбурга (https://dtdm-oren.ru).
Номинация «Педагогический работник, реализующий дополнительные общеобразовательные общеразвивающие и предпрофессиональные программы»
Абсолютный победитель – Светлана Владимирова, педагог Борисоглебского центра внешкольной работы, Воронежская область (https://vk.com/bcvrbgo).
Победители – Светлана Вецель, педагог Металлургического центра детского творчества Челябинска (https://met-cdt.ru), Оксана Овчинникова, педагог Дворца творчества детей и молодежи Твери (https://dtdm69.ru).
Победитель по версии общественных экспертов: Виталий Фролов, педагог центра детского творчества «Детская академия» Советского района Казани, Республика Татарстан (https://edu.tatar.ru/sovetcki/page523688.htm).
Номинация «Педагог-наставник, реализующий программу наставничества»
Абсолютный победитель – Галина Панкратенко, педагог Дворца творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова», Москва (https://dtdim.mskobr.ru).
Победители – Елена Сторожук, педагог дворца творчества детей и молодежи №1 города Набережные Челны, Республика Татарстан (http://gdtdim.ru), Анна Куля, педагог средней школы №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза П.И.Ганюшина, село Сергиевск, структурное подразделение «Поиск», Самарская область (http://sergievsk1.minobr63.ru).
Победитель по версии общественных экспертов: Елена Орликова, педагог Дворца детского (юношеского) творчества города Новомосковска, Тульская область (http://ddut-nmsk.ru).
Комментарии