search
Топ 10

Белые начинают и выигрывают

Отличие методики «Школьные шахматы» от традиционной системы обучения

Примерно в середине девяностых годов, когда начался шахматный бум под названием «Шахматный всеобуч», у меня возник протест против тотального стремления непременно всех младших школьников научить шахматной игре. И связано это с тем, что не всякий шахматист является успешным профессионалом в той или иной сфере человеческой деятельности. Да и профессионал в своей области не всегда умеет играть в шахматы.

Я подразделяю шахматы на три категории: любительские, спортивные и профессиональные. При этом спортивная квалификация у представителей этих категорий может быть различной. Свою точку зрения я изложил в учебном издании «Шахматы. Сборник примеров, задач и упражнений»[1].

Так, например, шахматист-любитель, изредка играя для себя, может иметь довольно высокую спортивную квалификацию и принимать участие в шахматных турнирах соответствующей категории. Всего существует 23 международные категории турниров ФИДЕ (Международная шахматная федерация). В турнире самой низшей (первой) категории могут играть гроссмейстеры с рейтингом от 2501 до 2025.

Примечание

Рейтинг игрока определяется по итогам турнира, в котором он участвовал. Правила подсчета рейтинга выходят за рамки настоящей статьи. Национальные федерации шахмат имеют свою градацию турниров, обсуждение которой также выходит за рамки настоящей статьи.

Шахматист-спортсмен – представитель массового спорта, и он, как правило, старается как можно чаще играть в турнирах с надеждой повысить свой рейтинг. К шахматистам-профессионалам относятся мастера спорта и гроссмейстеры, для которых участие в турнирах – основной вид заработка.

Из сказанного становится очевидным, что методика обучения младших школьников шахматной игре резко отличается от технологии подготовки шахматистов-спортсменов. Поэтому-то и существуют спортивные секции, кружки, специализированные спортивные школы. И нет никакого смысла превращать общеобразовательные школы в специализированные шахматные школы.

Но тем не менее игра в шахматы относится к спортивным играм. Участие в ней строго регламентировано правилами и порядком проведения соревнований – турниров разных уровней. Ее основу, как и других спортивных игр, составляет соревновательная (игровая) деятельность участников, а вся стратегия и тактика игры направлены на победу над соперником (в отдельных случаях – на достижение равенства сил – ничьей).

В настоящее время широкое распространение получили два направления внедрения в общеобразовательные школы шахмат: «Шахматы – школе» и «Шахматный всеобуч».

Сторонники первого направления считают, что для младших школьников игра в шахматы должна иметь только развивающую направленность, без какого-либо противоборства с соперником. Но, если пойти по пути обучения игре в шахматы только с целью развития когнитивных способностей младших школьников, без ее спортивной составляющей, возможен риск потери эмоционального компонента игры, без которого невозможны совершенствование необходимых школьнику качеств и развитие интереса к шахматному творчеству. Для определенности такого специалиста, работающего по технологии «Шахматы – школе», назовем учителем шахмат.

Тем не менее целью игры или изучения комбинаций является именно достижение преимущества над соперником (в отдельных случаях – достижения равновесия), и избежать этого невозможно. Поэтому-то шахматы и являются видом спорта, а главными характеристиками спорта являются соревнование (турнир) и подготовка к нему. Поэтому практически невозможно разделить занятия шахматами на два различных направления – развитие интеллектуальное и спортивное, то есть воспитание качеств волевых (воля к победе, целеустремленность, дисциплинированность и др.) отдельно от психофизических (чувство времени, эмоциональный настрой и др.). И апологеты такого подхода к обучению шахматной игре объединились под лозунгом «Шахматный всеобуч». Такого специалиста назовем тренером шахмат.

Мы же предлагаем компромиссный вариант, который мы назвали «Школьные шахматы». Основная задача обучения и совершенствования игры в шахматы младших школьников должна быть комплексной. В процессе школьного шахматного образования младших школьников развиваются как определенные когнитивные способности (внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение), так и психофизические, волевые качества младших школьников, необходимые для становления спортивного мастерства. И такого специалиста назовем наставником шахмат.

Из сказанного следует вывод: мы рассматриваем школьное шахматное образование как комплексное обучение по пяти направлениям: образовательному, развивающему, спортивному, а также социализации и воспитания младших школьников. Рассмотрим подробнее цели и задачи шахматного образования младших школьников.

В число наиболее важных социальных функций шахмат, несомненно, входит и педагогический компонент. Доказательством тому являются сама жизнь, массовая практика широкого использования шахмат в общеобразовательной школе, опыт шахматных педагогов и тренеров в зарубежных странах.

Еще более повышают роль шахмат как одного из эффективных средств педагогической деятельности реформа общеобразовательной школы и воссоздание Министерства просвещения. Они ориентируют учителей и воспитателей на поиск действенных методов формирования творческих способностей личности учащегося, то есть на развитие у младшего школьника познавательной активности и самостоятельности, способности принимать оптимальные решения в самых различных (в том числе и экстремальных) ситуациях. А это требует повышенного внимания, хорошей памяти, избирательности в оценке разнообразных факторов, высокой ответственности, культуры и дисциплины мыслительной деятельности.

Необыкновенно усиливают способности младшего школьника разнообразные средства компьютерной техники. Не случайно компьютеризация школьного обучения, применение в практике обучения ИКТ и ЭОР является актуальнейшей задачей развития школьного образования.

И здесь следует отметить, что в настоящее время популярен симбиоз шахмат и компьютера. Широкое распространение получили так называемые шахматные программы, одной из которых является Chess Titans.

Ограниченность целей обучения по программе «Шахматы – школе» выносит эту технологию за рамки настоящего обсуждения. Поэтому сравнительный анализ ограничим сравнением технологии «Шахматный всеобуч» и методики «Школьные шахматы».

При традиционном методе обучения (технология «Шахматы – школе») во главу угла ставятся интуитивный поиск нескольких ходов-кандидатов и последующий расчет вариантов по каждому из них. Затем следует сравнение полученных результатов. После чего выбирается и делается ход, приводящий к наилучшему результату. Глубина расчета варианта зависит от квалификации шахматиста.

По методике школьных шахмат выбор хода происходит в несколько этапов. Сначала оценивается материальное положение. Затем – расположение фигур на доске. После чего оцениваются слабые пункты в позиции противника и наличие угроз противника. Определяется, что в данный момент актуальнее – защита своих фигур или нападение на фигуры противника. В зависимости от этой оценки генерируется предпочтительная схема расположения фигур (план игры). И только затем определяется тактика реализации сгенерированного плана.

Различие подходов к обучению игре в шахматы продемонстрируем на следующем примере. Для наглядности рассмотрим пример (см. рис. 1) традиционного обучения шахматной игре (решение задачи) и альтернативную точку зрения по методике школьных шахмат.

Рис. 1. Задача Дамиано (1512 год)

 

На рисунке 1 приведены фрагменты из книги И.Г.Сухина «1000 самых знаменитых шахматных комбинаций». (Москва : Астрель, 2001 год (диаграмма – с. 24, решение – с. 27).

Графические изображения фигур обозначены на рисунке 2.

 

В противовес рассмотрим решение этой же задачи по методике школьных шахмат.

Оценка позиции. У черных материальный перевес – ладья за пешку. Оба короля находятся в стесненной позиции. Но белый король закрыт от возможного нападения черных фигур. Поэтому его позиция предпочтительнее. Очередь хода у белых. Так что инициатива находится у игрока белыми фигурами. И выбирается вариант нападения на черного короля.

Задание:

  1. Решить, что надо сделать, чтобы, не меняя количества фигур на доске, устранить имеющееся материальное преимущество черных фигур.
  2. Построить (описать словами) предпочтительную для белых схему расположения фигур на доске.
  3. Составить словесный план трансформации имеющейся позиции в предпочтительную для белых схему.
  4. Описать алгоритм (протокол партии) реализации плана.

Возможные варианты ответов:

  1. Пешку с поля a2 (b2) поменять на ладью.
  2. Надо не допустить выхода черного короля на линию «c». Тогда ему остается два поля для маневрирования: a8 и b8. Конечно, при условии, что поля a7 и b7 остаются занятыми черными фигурами. Для этого белым надо играть с темпом, форсированно. В данном случае объявить шах черному королю. И такая возможность есть.
  3. Объявить ферзем шах черному королю. Если он уйдет на поле c8, то последует мат ферзем с поля c7, которое находится под контролем коня с поля b5. Поэтому черный король вынужден перейти на поле a8. Напрашивается шах конем с поля c7, после чего король вынужден вернуться на поле b8. И здесь после хода конем на поле a6 черный король получает двойной шах: от ферзя и коня. Остается только запереть его на поле a8 и объявить мат конем.

Алгоритм (протокол партии) приведен на рисунке 3.

 

Примечание

Своим третьим ходом черный король мог перейти на поле c8, но тогда он сразу получал мат ферзем с поля c7. Знаком «+» отмечен шах королю, а знаком «++» – двойной шах королю.

Приведенный пример предопределяет возвращение к вопросу о стиле и методах работы учителя шахмат, тренера шахмат и наставника шахмат.

Разработка методики креативного шахматного образования (предшественника методики «Школьные шахматы») поставила перед автором задачу выявления имеющихся противоречий трех подходов в обучении игре в шахматы: с позиции спортивного тренера и с позиции наставника шахмат.

Спортивный тренер по шахматам и педагог дополнительного образования по шахматам общеобразовательной школы (в нашей терминологии – наставник шахмат) – это в принципе два различных специалиста. Но каждый из них обучает младших школьников одному и тому же – игре в шахматы. Главное различие в технологии обучения игре в шахматы со спортивным уклоном (работа тренера) и методике шахматного образования (работа наставника) заключается в следующем.

В работе тренера у начинающего шахматиста развиваются в первую очередь спортивные качества, такие как психическая выносливость, общая физическая подготовленность, теоретические знания шахматной игры.

В работе наставника превалирует образовательная составляющая шахмат, в том числе развитие интеллектуальных способностей учеников и содействие формированию гармонично развитой личности выступают на первый план и становятся, таким образом, основными показателями развития младших школьников.

В технологии обучения игре в шахматы со спортивным уклоном (в ДЮСШ, в шахматных кружках общеобразовательных школ или домов творчества) часто превалируют выделение, отбор и подготовка потенциально перспективных шахматистов. Поиск путей и способов их дальнейшей специализации и повышения спортивного мастерства является основной задачей.

При этом рост спортивной подготовленности учеников влияет на размер заработной платы тренера, что часто ведет к форсированию их подготовки. Такой подход к обучению (тренировке) обуславливает указанную ведущую тренерскую установку и определяет оценку эффективности его деятельности, предопределяет методику обучения игре в шахматы (тренировку).

При обучении игре в шахматы с образовательным уклоном методика обучения иная.

Во-первых, в рамках общеобразовательной школы игре в шахматы обучаются все желающие вне зависимости от потенциальных способностей.

Во-вторых, акцентируется внимание и делается упор в обучении игре в шахматы на демонстрацию их возможностей: что именно она дает всем детям безотносительно того, будут ли шахматы являться их профессиональной деятельностью на определенном жизненном этапе или нет.

Вопрос о профессионализме юных шахматистов, который подразумевается при спортивной тренировке, должен оставаться открытым по крайней мере до четырнадцатилетнего возраста, когда ребенок по действующему ныне законодательству получает паспорт, становится полноправным гражданином и достигает определенного классификационного уровня не ниже, чем кандидат в мастера спорта, по спортивной единой всероссийской классификации.

Не вдаваясь в обсуждение технологии обучения шахматной игре, рассмотрим основные положения авторской методики креативного шахматного образования младших школьников.

В системе дополнительного образования эта методика разрабатывалась с учетом требований, сформулированных в образовательном стандарте ФГОС: «…Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

– развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

– воспитание нравственных и эстетических качеств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

– освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

– сохранение и поддержка индивидуальности ребенка…»

Перечисленные цели являются стратегией новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы. Для реализации сформулированных выше требований необходимо решение тактических задач в процессе шахматного образования.

Ниже приводятся методы реализации положений федерального компонента образовательного стандарта для начальной школы в авторской методике шахматного образования.

Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Разработанный автором комплекс психологических тренингов и тестов предназначен для тренировки памяти, развития логики, абстрактного мышления и побуждения познавательного интереса у учеников начальных классов общеобразовательной школы, который в дальнейшем может быть применен и для спортивного совершенствования.

Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Для достижения этой цели разработана серия сказок, которая подразделена на следующие четыре группы:

народные сказки на шахматный лад;

придуманные сказки по игре в шахматы;

народные сказки на компьютерный лад;

придуманные сказки по информатике.

Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности.

Личностно ориентированный подход учитывает особенности психики разных категорий учащихся. Система базовых знаний соответствует требованиям образовательного стандарта и содержанию разработанного учебно-методического комплекта. Однако для развитых детей, усваивающих учебный материал быстрее других учеников, в методическом пособии для педагога шахматного образования предусмотрен набор дополнительных задач и упражнений. Например, поиск заданного поля шахматной доски. Или определение возможных ходов той или иной фигуры со случайно выбранного поля шахматной доски.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

В существующей практике обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий этому вопросу обычно не придается необходимого значения. В авторской программе шахматного образования младших школьников содержится специальный раздел, включенный в методическое пособие для педагога шахматного образования «Эргономика в обучении компьютерным технологиям обработки информации». Например, приводятся выдержки из соответствующих санитарных норм и правил, а также и другие правила.

Разработаны специальные упражнения для минуток релаксации, которые необходимо проводить во время занятий.

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

В программе обучения и дополнительно в методическом пособии для педагога шахматного образования имеется раздел, в котором обобщен опыт автора в воспитании и достижении развития у школьника положительных качеств характера. К таковым отнесены доброжелательность, уважение мнения одноклассника, любовь к родителям и одноклассникам, гражданский патриотизм и др. Нивелирование, а если удастся, то искоренение отрицательных черт характера рекомендуется проводить не только с помощью бесед, но и личным примером, который играет большую роль в воспитании младших школьников.

Главное место в шахматном образовании младших школьников с применением компьютерных технологий на начальной стадии занимает сама игра. Практически с самого начала при разработке методики шахматного образования младших школьников были учтены особенности игровой деятельности, уже имеющие элементы противоборства (то есть соревновательности).

В очном шахматном образовании младших школьников сложилась практика применения двух последовательных курсов, каждый из которых рассчитан на один учебный год: пропедевтический и базовый. Сначала преподаются основы шахматной игры, вводятся определения шахматных фигур и элементов шахматной доски, проводится первичное тестирование познавательных способностей младших школьников (как правило, это учащиеся первых-вторых классов).

Обычно школьники, обучающиеся шахматной игре с применением компьютерных технологий, не только опережали в своем развитии одноклассников, не занимавшихся шахматами, но у них повышалась сопротивляемость усталости (резистентность), накапливающейся в организме.

Поэтому проведение в конце учебного года кругового турнира для получения третьего детско-юношеского разряда не сказывалось на результатах игры у всех участников. Надо отметить, что тренировочный круговой турнир проводится в весенние каникулы, по его результатам проводится корректировка личных планов учащихся. Напомню, что шахматное образование осуществляется строго индивидуально.

К концу учебного года большинство учащихся выполняют норму третьего детско-юношеского спортивного разряда. Особо хочу отметить: получение спортивного разряда не самоцель. Спортивная составляющая в шахматном образовании является фоновой. Главная цель шахматного образования – развитие познавательных способностей младших школьников в процессе обучения шахматной игре с применением компьютерных технологий.

Важное условие: необходимо регулярно (например, в середине и в конце каждого триместра) проводить тестирование.

Как правило, полученные результаты шахматного образования подвигают директоров образовательных учреждений к увеличению нагрузки по пропедевтическому курсу до четырех часов в неделю.

Но программу с нагрузкой в четыре часа в неделю целесообразно разрабатывать при получении заказов, так как такой пропедевтический курс должен быть эксклюзивным для каждого образовательного учреждения.

Здесь необходимо учитывать условия, в которых проводится обучение шахматной игре по пропедевтическому курсу. Главную роль играет контингент учащихся. Большое значение имеют опыт, профессиональные знания, умение и навыки педагога. Так как четырехчасовая нагрузка в неделю должна реализовываться в виде двухчасовых занятий, необходимо создать соответствующие условия, чтобы младшие школьники не переутомлялись.

Важно, чтобы родители учеников дали согласие на такой режим обучения. Но этого при первой попытке шахматного образования добиться практически невозможно. Ведь занятия проводятся во внеурочное время, которое многие родители стараются использовать для всестороннего развития своего ребенка, записывают его в разнообразные кружки. Осуждать их не имеет смысла. К этому надо подстраиваться.

На втором году обучение проводится по базовому курсу шахматного образования. Но это следующий этап, и пока мы его рассматривать не будем. Отметим лишь, что программа шахматного образования здесь значительно сложнее, развитие познавательных способностей дополняется еще одним очень важным направлением – развитием творческих способностей.

Динамика успеваемости по общеобразовательным предметам по сравнению с пропедевтическим курсом несколько снижается. Но в целом она остается выше, чем у детей из контрольных групп.

В спортивном направлении учащиеся достигают квалификации уровня третьего спортивного разряда. На этом их шахматное образование заканчивается. Желающим совершенствоваться в спортивном мастерстве рекомендуется обращаться в спортивные секции, кружки, творческие объединения, в детские дома творчества и детско-юношеские спортивные школы.

И в заключение вернемся к приведенному выше примеру поиска решения задачи Дамиано. Он предопределяет необходимость более подробного рассмотрения отличий авторской методики «Школьные шахматы» от традиционного обучения, которые мы сформировали в виде таблицы.

Примечания к таблице:

  1. Под традиционной системой обучения понимается адаптированная к реалиям сегодняшнего дня ранее существовавшая система обучения. Основой как курса «Шахматы – школе», так и курса «Шахматный всеобуч» является именно традиционная система обучения с ее главным постулатом: «Запоминай, как было» или «Делай как я».
  2. Курс «Школьные шахматы», дальнейшее развитие курса «Креативное шахматное образование» (автор В.А.Полоудин), сформировался не единовременно. В течение более чем 25 лет (начиная с 1994 года) курс на различных этапах создания поочередно носил разные наименования и, соответственно, различное содержание, а именно:- «Информатика и шахматы» (1994-1997 годы);
    – «Алгоритмика на шахматной доске» (1997-2001 годы);
    – «Электронные шахматы» (2001-2008 годы);
    – «Креативное шахматное образование» (2008-2019 годы);
    – «Школьные шахматы» (2019 – настоящее время).
  1. В системе школьных шахмат используются различные формы урока:- лекция;
    – беседа;
    – фронтальная;
    – групповая;
    – индивидуальная;
    – индивидуализированно-групповая.

Виталий ПОЛОУДИН, руководитель Научно-методического центра «Школьные шахматы»

 

P.S. Автор с благодарностью примет замечания по существу с надеждой, что найдутся энтузиасты, желающие подключиться к дальнейшей разработке темы «Школьные шахматы».

[1]      Пособие можно скачать безвозмездно из облака по адресу: disk.yandex.ru/i/dOZOl8KiaOKemw.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту