search
Топ 10

Белые кошки на зеленой траве

От раннего возраста до первых шагов настоящего профессионализма. Из маленького ребенка педагог делает начинающего мастера. Вместе они проходят этапы проб и ошибок, поиска и находок, этап становления. Они идут к цели рука об руку и общаются как коллеги. В музыкальной системе такой подход дает максимальный эффект.

Надежда Солдатикова, завуч Ивановского музыкального училища, не участник конкурса. Она коллега и, как сама определила, “поклонница дарования” землячки и тезки Надежды БУРЦЕВОЙ, преподавателя детской музыкальной школы ╧ 3.

Последние годы в музыкальном училище значительно увеличился приток абитуриентов. И, как оказалось, во многом за счет учеников Бурцевой. “У нас в городе 7 музыкальных школ, – рассказывает Надежда Солдатикова, – но хоровым искусством занимаются немногие. Смысл работы – не в создании нового хорового коллектива, а в ранней профессионализации, вхождении в мир профессионала-хоровика”.

Хоровое пение – наиболее естественный путь познания музыкального мира. Сначала от ребенка требуется минимальное мастерство, но очень быстро он начинает разбираться в нотном тексте, учится его анализировать. В старой русской музыкальной школе существовал именно этот прием первичного музыкального образования. Хоровое пение – это выход к массовой аудитории. Проблема со слухом ведь во многом надуманна. Конечно, есть в этом смысле уникальные дети. Но их во много раз меньше тех, что не умеют пользоваться своим слухом, голосом. Вынося пятилетнему ребенку приговор, что он дурно поет, неверно интонирует, не может правильно прохлопать ритмическую фигуру и обладает плохим слухом, взрослые ошибаются. Малыш просто еще не научился. Не совпали эмоциональная, интеллектуальная подготовки и доверие к педагогу. Слух, память, ритм проявляются в ребенке после участия в нем, его развития, курса занятий. “Я не отбираю детей, – рассказывает Надежда Бурцева. – И практика показывает, что уже после годичного курса (2 раза в неделю по 35 минут) дети прекрасно себя чувствуют. Для маленьких детей пение – оздоровительный процесс. Его основа – дыхание, гимнастика для внутренних органов. А попутно устраняются дефекты речи, обогащается словарь”.

Надежда Бурцева – педагог с 18-летним стажем. Она защитила авторскую программу “Человек. Душа. Духовность”. Через эмоциональное воздействие ребенок идет к творческим навыкам, теоретическим знаниям. К авторской программе приложен большой репертуарный план. В него включены и произведения современных авторов, и фольклорный материал, и элементы классической музыки.

Иной путь музыкального образования выбрала другая участница конкурса – Ольга Савинцева из Кирова. 8-й год занимается она с детьми музыкальной композицией. Началось с того, что стала писать музыку на свои стихи и задумалась, почему то же самое не могут делать дети? “В системе дополнительного образования, – нашла Ольга ответ на собственный вопрос, – детей учат в основном по написанным нотам. Часто теряется интерес. Другое дело, когда ребенок сам играет то, что хочет. Не надо смотреть в ноты, думать, какие сыграть аккорды. Ему подсказывает душа. А это раскрепощает владение клавиатурой. Я расту вместе с детьми. Мы сочиняем и импровизируем. Это действительно возможно. Просто не нужно бояться искать и открывать талант в себе и детях. Ребята ощущают себя композиторами. Представляете, с какой гордостью они исполняют произведения друзей? И хормейстеры рады. В репертуаре у нас всегда что-то новое. Мы пишем для домры и скрипки. Некоторые наши песенки уже поют в Вологде и Москве. А сейчас готовится сборник произведений “Дети – детям”.

Любимая работа всегда дает силы. Так и получилось у Натальи МЕРКУРЬЕВОЙ. В дополнительном образовании она 32 года. Сейчас работает хормейстером владикавказского центра “Ацамаз” Республики Северная Осетия-Алания. Созданный ею хор “Дарьял”, лауреат многих конкурсов, коллектив с 15-летним стажем, она передала в руки молодых педагогов. А сама снова взялась поднимать целину.

Новое направление в работе Натальи Валентиновны – курс музыкотерапии в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов. Детям очень помогают специальная дыхательная гимнастика, певческие упражнения, музыкальные игры. Ее методическая разработка “Музыкально-эстетические занятия как часть оздоровительного цикла” раскрывает приемы работы педагога.

Заслуги Натальи Валентиновны в деле развития хорового искусства по достоинству оценены. Она “Отличник народного просвещения РСФСР”, член совета по культуре при президенте РСО-Алания.

Виктория Путиловская из Волгограда – педагог очень молодой. Стаж всего 4 года. Но это не помешало ей победить. У ее таланта глубокие корни. Они уходят в традиции отцов и дедов, родного края. “Покидая детство, человек берет с собой самое важное. В моем детстве всегда звучала старинная казачья песня. Со временем я поняла – песня будет смыслом моей жизни. Считаю, что фольклорное творчество надо передавать в оригинале, не обрабатывая. Край у нас богатый. Успеть бы изучить, записать песни, которые хранят наши бабушки. Поэтому с детьми мы часто ездим в экспедиции”.

Вика занимается с ребятами по индивидуальной программе “Народное хоровое пение”, рассчитанной на 4 года. Она руководитель фольклорно-этнографического объединения “Скоморошина”. А еще Вика-солистка государственного ансамбля старинной казачьей песни “Станица”. С прошлого года коллективы выступают вместе. Они делают большие обрядовые и тематические программы.

Вадим ПЧЕЛКИН из Санкт-Петербурга тоже занимается хоровым пением. Он руководитель и дирижер хоровой студии мальчиков при Центре внешкольной работы Калининского района. Работает 10-й год. За это время студия здорово выросла. Теперь в ней не 20 (как было вначале), а 400 человек, огромное количество групп самых разных возрастов от 4 до 18 лет.

Концерты хоровой студии мальчиков можно услышать не только в крупнейших залах Петербурга, России, но и за рубежом. На фестивале “Славянский базар” студию в этом году представлял солист Дмитрий Бойченко. Специалисты говорят, что записанный с ним компакт-диск войдет в сокровищницу исполнительского искусства Санкт-Петербурга. Успехи ребят – заслуга педагога. Но сколько надо терпения и труда, чтобы добиться таких результатов!

Терпение и кропотливая работа – главное и для Татьяны ТИХОНОВОЙ из Нижневартовска. Татьяна Арсентьевна преподает хореографию в средней 31-й школе у детей 1-3-х классов. Оказывается, хореографией можно лечить заболевания опорно-двигательного аппарата. Исправлять и не давать прогрессировать сколиозу, продольному плоскостопию. Прыжковые, пружинистые упражнения способствуют увеличению свода стопы. Дети, которым ортопед поначалу запретил занятия на пуантах, через 2 года встают на них к станку. В кружке “Радуга” она занимается с ребятами танцевальной и сценической импровизацией с элементами музыкального воспитания Карла Орфа.

Всей семьей приехал на конкурс Айрат ГАРИПОВ из Уфы. Он педагог объединения “Народные танцы”, руководитель ансамбля “Шатлык”. Сын Руслан – солист ансамбля, танцевала там и дочь Луиза. Жена Римма – коллега Айрата – работает зав.методическим отделом в том же Центре досуга и творчества.

“Шатлык” для многих детей – это досуг, спасение от улицы. “Район у нас пролетарский. Безработица, пьянство. У детей должна быть другая дорога”, – считает Айрат.

“Нельзя работать с детьми, не отдавая им себя полностью. Они отдаляются тем дальше, чем больше педагог занимается собственной карьерой”, – это уже слова другого участника конкурса, Александра МЕЛЬНИКОВА из Оренбурга. Он, как и Айрат, танцор. Но его призвание – спортивные бальные танцы. Благодаря им он нашел свою вторую половину (их роковой номер так и назывался “Танго разбитых сердец”). Из-за танцев Саша круто изменил свою первую профессию: “Поступая на отделение “гибкие производственные системы и станки с числовым и программным управлением”, я нисколько не сомневался, что буду трудиться по этой специальности. Заводы тогда работали во всю мощь, и я мечтал связать жизнь с любимыми математикой, физикой, геометрией. Но все сложилось по-другому. Стипендии не хватало. Пошел работать с детьми. Учить можно только тому, что сам любишь. Для меня это танцы. А потом совпало 2 процесса: промышленность стала давать сбои, а в моем коллективе, наоборот, были серьезные результаты, талантливые ученики. И я ушел из техники, потому что понял: хочу остаться с ребятами и продолжать свое дело”. Сейчас Александру Мельникову 26. Танцует он уже 15-й год. Вместе с ним работают его воспитанники – пять молодых педагогов. Его “Школа спортивного бального танца” – не просто форма обучения. Это образ жизни, тип взаимоотношений, который учит чувствовать и понимать другого. Александр – неоднократный призер Оренбургской области по спортивному бальному танцу, входит в сборную Урала.

В детстве занималась бальными танцами и Татьяна КАЗАЧКОВА из Астрахани. Она прошла через многие жанры дополнительного образования: музыкальная школа, театральный кружок, хор. Тот же путь прошли ее дети. А став педагогом, Татьяна Николаевна создала детскую студию комплексного эстетического воспитания “Колокольчики”. 22-летний опыт оформился в авторской модифицированной программе для детей от 4 до 14 лет. Студия объединяет разножанровые направления. Здесь работают 4 педагога по вокалу, хореографии, иностранному языку, музыкально-теоретическим дисциплинам, два концертмейстера. А все вместе – это глубокое и разностороннее развитие ребенка.

Четыре участницы представляли на конкурс театральное искусство. Наталия ЖУКОВА руководит в Орле театром-студией “Млечный путь” и отделением школы театрального искусства при Дворце творчества. “Семь лет работы привели меня к главному принципу педагога: нужны индивидуальный подход к каждому и гибкость. Отталкиваться надо только от детей, от того, что интересно. Тогда они будут развиваться. Бывает, что дети “перепрыгивают” педагога, развиваются быстрее. Поэтому важно не останавливаться самому, всегда идти впереди”.

“Нужно уметь выбрать жанр для своей жизни. Ведь она и есть театр. Сплошные роли и игра. Поэтому жизнь можно моделировать, – считает Лариса ГОРБУНОВА из Железногорска Красноярского края. – Кто-то выбирает мелодраму и в ней живет, кто-то трагедии. А мой жанр – драма. Преодолевая проблемы, я иду к своей истине”. Восемь лет назад Лариса начинала работать с литературных композиций для малышей, теперь занимается со старшеклассниками. Конечно, не все воспитанники Ларисы придут к профессиональной сцене, но в жизни занятия театром им наверняка пригодятся.

Для Татьяны НЕДОЗРЕЛОВОЙ из Краснодара увлечение театром переросло в педагогическую профессию. Она руководит творческой мастерской “Эстрадная миниатюра” в том же Центре творческого развития, что когда-то закончила сама.

“После института я вернулась в родные стены. Этот коллектив меня вырастил. И теперь мои учителя стали коллегами”. Программа, по которой работает Татьяна Недозрелова, – своеобразный взгляд “изнутри”, преломление теории и практики. Она развивает у ребят наблюдательность, память, чувство ритма, координацию движений, объемно-пространственное видение. Стаж у Татьяны небольшой. Но к делу она относится серьезно, а к себе немножко с юмором: “У меня все впереди. Об этом говорит даже фамилия. Главное, горит зеленый свет”.

То, чем занимается Елена ПРИСИЧ из Ноябрьска (Ямало-Ненецкий А.О.), тоже можно назвать театром. Дети создают его своими руками. Это театр моды. “По профессии я техник-технолог производственного обучения. Но выбрала педагогику. От пошива бытовой одежды мы пришли к созданию коллекций высокой моды. Прежде чем сделать костюм, его надо придумать, а значит, почитать литературу, переработать, стилизовать”. Теперь в студии костюма Присич “Сияние Севера” уже много экспонатов: костюмы начала века, 50-60-х годов. Девочки все делают сами: шьют, украшают, конструируют и демонстрируют модели. В апреле этого года мастерицы показывали свое искусство в Санкт-Петербурге.

Еще четыре участника представляли на конкурсе изобразительное искусство.

Елена ЛИСЬКО из поселка Веселый (Ростовская область) работает с разновозрастными группами детей по программе “Ты в мире искусства”. “Главное для меня – развитие воображения, интерес к национальным корням, традициям. Поселок наш многонационален. На земле казачества теперь много беженцев. Я пытаюсь привить детям любовь к месту, где они живут”.

Сергей ГАГАУЗОВ возглавляет в Воркуте детскую художественную школу. В этом качестве он работает 12 лет, а раньше профессионально занимался акварелью, выставлялся в Болгарии, Венгрии, Германии, руководил художественной мастерской. Судьба забросила Сергея Владимировича за Полярный круг. И теперь уже ребячьи работы путешествуют по миру и даже хранятся в фонде музеев Берлина, Парижа, Вашингтона. Его дети часто рисуют то, что видят редко. Жгучее солнце, цветочные поля дольше живут в их фантазии, чем рядом, в реальной жизни. Но у творчества высокий полет. И даже 50-градусный мороз за окном выливается на лист сочной зеленой травой и пушистыми белыми кошками. Таким нарисовала свой мир 12-летняя ученица Сергея Владимировича.

– Когда настоящий мастер рядом, трудно удержаться от копирования. И все-таки каждый должен искать свой путь, – считает Ольга ЮДИНСКИХ, профессиональный музыкант и художник из Дмитровграда (Ульяновская область). Ольга Геннадьевна работает в жанре живописного рельефа. У работ, которые она создает, нет аналогов. “Я занимаюсь синтезом искусств, леплю музыку. Пластические объекты синтезируют в форме образ, строение и направление. Все застывает в одной точке. Дети видят процесс моего творчества и учатся работать сами. Я не стремлюсь, чтобы ребенок был имитатором. Главное – не ломать личность, а развивать ее. Я беру всех детей, работаю с любым возрастом. Потому что боюсь кого-то проглядеть, потерять. А потом происходит естественный отбор. Даже если мои ученики не станут художниками, прикоснувшись к настоящему, они будут любить красоту”.

Все, что создается в мастерской “Мастер” Ольги Юдинских, самобытно и неповторимо. Много коллективных работ: “Сосуды-замки”, “Вазы-аквариумы”. У Ольги Геннадьевны свои приемы обучения: “урок-прорыв”, “урок-открытие”, “урок-встряска”. В мастерской соблюдают законы (человек должен быть здоровым, трудолюбивым, веселым) и следуют девизу “Дело мастера боится”. Во всем стремятся к гармонии. Потому что только так можно достичь многого.

Из села Белоево приехал на конкурс Иван КАНЮКОВ (Кудымкарский район, Коми-Пермяцкий А.О.). Село это большое. Есть школа, дома культуры и творчества. Там и проводят большинство ребятишек свой досуг.

Иван Иванович в педагогике 25 лет. За эти годы его изостудия “Семицветик” чем только не занималась: живописью, пермской деревянной скульптурой и глиняной игрушкой; художественной керамикой. “Меня всегда притягивала глина: из бесформенного куска рождается красота. В наших местах много месторождений красной глины. Ее и используем в работе. Мы освоили даже технологию изготовления глазури и эмали. Сделали специальную шаровую мельницу, где перемалываем все нужные компоненты – бой стекла, хрусталь. В общем, работаем и химиками, и электротехниками, когда горит печь. Работы наши охотно покупаются. Это позволяет развиваться нашему делу”.

Жена Ольга Васильевна тоже педагог изо. Работает в школе. Есть сын и дочка. Дом с мастерской, который Иван Иванович построил своими руками. В нем огромная библиотека – 600 альбомов по искусству. В свободное время хозяин за гончарным кругом делает сложные вазы. Только вот до сада руки не доходят. Хотя для завершения логической цепочки (дом, сын…) ему достаточно посадить одно дерево.

Ольга МАКСИМОВИЧ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте