Многие пединституты сменили вывески и стали классическими университетами. На российской школе это отразилось по-разному.
Как готовят будущих педагогов в Белгородском госуниверситете? Об этом нам рассказал первый проректор Евгений ДВОРЕЦКИЙ.
Изменение нашего статуса заключается прежде всего в том, что вуз вышел за рамки подготовки только педагогов. Раньше в нашей области не было большой необходимости в выпуске других специалистов, они к нам приезжали из разных мест. Однако с регионализацией образования такая потребность возникла. Областное руководство стало думать о том, чтобы обеспечить другие отрасли хозяйства высококвалифицированными специалистами. За основу взяли наш пединститут. Но дело не только в этом. Снизился жизненный уровень населения. Выпускники наших школ уже не могут уезжать учиться слишком далеко. Чтобы дать как можно большему числу ребят возможность учиться недалеко от дома, мы открыли наш филиал в Старом Осколе. Теперь, кроме школьных учителей, мы готовим юристов, врачей, социальных работников. Помимо педагогической специальности можно получить еще дополнительную. Например, филолог будет работать литсотрудником в средствах массовой информации.
– Получается, что у будущих учителей теперь меньше времени для подготовки именно к работе в школе…
– Первоначально были такие опасения, и прежде всего у Комитета образования. Руководители его считали, что, получив новый статус, вуз свернет подготовку учителей.
В других регионах России пединституты, став университетами, подготовку педагогических кадров переложили на сохранившиеся районные пединституты. Мы по такому пути не пошли и сохранили параллельную подготовку учителей по стандартному педагогическому образованию. Именно на него ориентируется наш заказчик – Белгородский областной комитет образования. И тем не менее чиновники опасаются, что человек, получивший университетский диплом, не готов к работе в школе. Причина в том, что в университетах объем педагогического содержания обучения намного меньше: 680 часов вместо 3400. Вероятно, на первых порах у таких преподавателей есть сложности. И все-таки для гимназий и лицеев, школ с углубленным изучением предметов нужны учителя с навыками исследовательской работы, с более фундаментальными знаниями. Поэтому я считаю, что целесообразно выпускать учителей именно с университетским образованием.
– Удается ли вашим выпускникам получить работу сразу после окончания университета?
– Проблем с трудоустройством бывших студентов нет, потому что количество приема на каждое отделение мы согласуем с комитетом. В конечном итоге мы всем без исключения предлагаем место работы, в том числе и договорникам, которых мы не обязаны трудоустраивать.
– А как с подготовкой учителей начальных классов? Насколько мне известно, их в университетах не готовят?
– Мы выпускаем и учителей начальных классов. В начале 90-х годов у нас появился такой факультет. Студенты учатся три года после колледжа. Так обеспечивается непрерывность педагогического образования.
По желанию студенты колледжа осваивают двухлетний объем вузовской программы с нашими преподавателями. После колледжа им выдается диплом о среднем профобразовании. А когда они поступают к нам на первый курс, их сразу переводят на третий, поскольку многие предметы уже давно изучены и удостоверены подписями наших преподавателей.
То же самое с дошкольным образованием и с подготовкой учителей физкультуры и спорта.
– Каких еще специалистов вы готовите для школы?
– На филфаке готовим по специальности “русский язык и литература” с квалификацией “учитель”. Нарасхват ребята, которые обучались по специальности “математика и информатика”. Теперь к информатике добавим английский язык. Это тоже педагогическая специальность.
На школу работает наш истфак и отчасти юридический факультет, где выпускают юристов, которые могут вести основы права.
Кроме того, студенты с юридического факультета занимаются правовым воспитанием населения. У нас появились лаборатория скорой правовой помощи, а также юридические консультации. Студенты 3-4-го курса, которые уже освоили уголовный, гражданский кодексы и имеют опыт работы с различного рода процессуальными документами, дают консультации всем желающим. Сегодня юридическая консультация – довольно дорогостоящее дело. Здесь оплата мизерная, а услуги профессиональные. Конечно, преподаватели контролируют юных юристов.
Так что большая часть выпускников разных факультетов напрямую или косвенно связана со школой, с воспитанием и обучением детей и взрослых.
Маргарита КУРГАНОВА
Белгород
Комментарии