search
main
0

Бей боевиков, спасай Россию. И главное – не задумывайся

Говорят, беды мира художник воспринимает своей собственной болью и трещина мироздания проходит через его сознание. Похоже, так оно и есть, но плохо, когда сам художник настойчиво загоняет клин в эту трещину… Я смотрю фильм «Война» Алексея Балабанова и не верю, что человек, которого я хорошо знал когда-то, способен снимать весь этот бред по собственной воле…

Низко-низко, чуть не срезая вершины гор, и с неземным страшенным ревом проносятся над Чечней штурмовики… На земле рвутся ракеты и бомбы. Дятлом долбит крупнокалиберный пулемет. Стучат затворы, рвутся гранаты, падают люди. Увешанный оружием мальчишка одаривает пинками и пулями ненавистных чеченских сепаратистов…

Сидят у костра стриженые сибирские парни с девчонками, пьют из стаканов водку. Этак по-дедовски затверженно поминают погибших на чеченской войне друзей. Ничего не знают ни про какие битвы цивилизаций…

Крепкие эсэсовцеподобные боевики в камуфляжной форме режут глотки захваченным в плен русским солдатам. Режут с кошмарной достоверностью. Кадр чудовищный! Я сам в деревне рос и не раз участвовал в заклании телят, но тут такого страху натерпелся…

Смерть не может не потрясти. Насильственная смерть, для которой, кажется, уже и созданы киноэкраны, давно не потрясает никого. Смерть, которую изобразил Алексей Балабанов, потрясает до основания.

Стоп-кадр! Снято. Это стержневой момент. Без него не было бы «Войны» и ему не присудили бы главного приза на 13-м «Кинотавре».

Все остальное в балабановском фильме «Война» вторично, неубедительно, навязано прихотливой фабулой. Все остальное – производное от этого кадра. Беготня по чеченским горам, лежание в смрадном зиндане, русский капитан с перебитой спиной, истерзанная англичанка – все сверстано на скорую руку. Сценарий про ВОЙНУ сочинил сам Балабанов. Сам и снял. Про войну кто и как только не снимал. Про войну допустимо все. Война – это вообще бред по определению, вали все до кучи – не ошибешься.

Молодежь воспринимает происходящее на экране как приключение. Хоть и страшное, но все же приключение. Тонкорукий солдатик сначала сам спасается из плена чудом, потом подряжается вызволить из плена англичанку, за которую бандиты требуют выкуп в чертову кучу стерлингов. Попутно мстит им за издевательства.

Вот вам и сюжет, а остальное у всех давно уже на слуху, да просто в воздухе висит. По всему фильму – водка, курево, стрельба и трупный пафос… И ни единой попытки анализа.

Какого анализа? Нет, упаси Бог, ни в коем случае… Я художник, я изобразил, а вы вот смотрите и думайте сами. А я снял простое кино для простых людей, а в следующий раз сниму что-нибудь по Кафке – с подтекстами, метафорами, иносказаниями и еще кое с чем, вот тогда и рядите…

Самое невероятное – это как собравшаяся в Доме кино публика (киноведы и околокиношное разномастье) просматривала фильм режиссера Балабанова. Пинки под зад очередному экстремисту на экране встречались то там, то здесь по залу гулом одобрения и смешками, хотя детей в зале не было. После просмотра – пресс-конференция. Говорили обычные вещи: что люди не виноваты, что во всем виноваты политики…

А в общем, снято размашисто, круто, архетиписто. Широкий зритель просто обречен на сопереживание главному герою, «замочившему» немало боевиков. Во-первых, уже потому, что вопреки геройствам оказался в КПЗ на дознании. Как там у него дальше сложится – неизвестно. Да и как же не сопереживать, ведь с бандитами воевал.

Для массового зрителя все узнаваемо. Вот герой домой вернулся. Отец лежит с надорванным сердцем в нищей провинциальной больнице. Водка по картине пьется чуть ли не через кадр. Парни все стриженые и напряженные – растущая в суровом краю раса кшатриев младшего звена. Ни на одном из лиц нет даже ожидания лучшей судьбы.

Центральный вопрос к фильму «Война» – раз это реализм, свое или заказное кино снял режиссер Балабанов? Вся эта игра на декультуризации и без того уже остриженных под ноль российских пацанов – ну не балабановская она… Пусть конъюнктура такая, пусть ковать ряды «мочителей» актуальнее, чем воспитывать мыслителей, пусть за это деньги дают и награды, только все равно это не балабановское… Борьба с терроризмом – это чужая риторика, и у Балабанова она все равно будет звучать как полное вранье.

Надо ли делать трагедию Чечни объектом натуралистического любования? Это ведь все равно что вперить объектив кинокамеры в незаживающую гнойную рану на теле и два часа только ее и снимать с разных ракурсов. Это безумие. На солнце, как и на смерть, нельзя смотреть открыто, сказал мудрец. Недопустимо создавать приключенческий эпос, который пошлет следующее поколение молодых резать глотки друг другу. Это было нужно только тем, кто придумал эту войну, чтобы оправдать, а теперь вот зачем-то еще нужно и Балабанову…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте