Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Бедствие или спасение. Тема «Война бывает полезна главным образом побежденным…». 10-й класс

Учительская газета, №24 от 12 июня 2007. Читать номер
Автор:

В ходе проведения занятия участники смогут: определить цели сторон в Крымской и Русско-японской войнах, сравнить соотношение сил и ход военных действий, итоги войн; проанализировать различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить альтернативные варианты решения поставленных проблем; работать с картой, правильно распределять время работы над заданиями, оценивать свою работу на уроке и работу товарищей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Мотивация: Содержательная часть

«Изучая историю, я все больше убеждаюсь, что война бывает полезна главным образом побежденным, если только в них есть довольно силы, чтобы воспользоваться своим поражением для внутреннего обновления…» (Б.Чичерин)

«В то самое время, когда Россия стала терпеть непривычный позор военных неудач, мы находились в тяжком положении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой – мы были убеждены, что только бедствие, именно несчастная война, могло произвести спасительный переворот…» (С.Соловьев)

Организационная часть: обсуждение цитат, определение предварительной позиции по вопросу «Война – бедствие или спасительный переворот?» (проведение возможно в виде «живой линии» или «шкалы мнений»).

Рассмотрение проблемы. Работа в малых группах. Раздаточные материалы и сопроводительные материалы: рекомендации для работы с документами. В ходе работы есть необходимость обращения к учебникам, поскольку данный урок планируется как обобщающий и повторительный. Итогом работы групп станет заполнение таблицы.

В ходе обсуждения внутри группы заполняется часть таблицы, соответствующая раздаточным материалам, в процессе выступления всех групп участники полностью заполняют таблицу. (См. таблицу).

Обсуждение. Выступление представителей групп, представление подготовленных работ, заполнение общей таблицы по итогам работы групп.

Каждая группа выступает с итоговым анализом. Все остальные заполняют таблицу, а затем на ее основе делают вывод об общих тенденциях в ходе войн, а также особенностях в каждой войне.

Подведение итогов

Определение позиции по вопросу «Война – бедствие или спасительный переворот?». Можно выяснить, у кого из учеников поменялось мнение и почему. Необходимо определить общие тенденции в развитии исторической ситуации в России, какие именно привели к значительным политическим и социальным изменениям.

Приложение. Раздаточный материал:

Группа 1. Международная ситуация накануне войны

Пользуясь материалом учебника и раздаточными материалами, определите особенности положения России накануне войн, причины и характер войны со стороны воюющих государств и России. Назовите общие черты.

Крымская война:

1. Обострение международных противоречий в середине XIX в. имело следствием начавшуюся в 1853 г. Восточную (Крымскую) войну. Главной причиной конфликта было столкновение интересов России и Англии, России и Франции и в какой-то степени России и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Позиция Турции определялась надеждами на возвращение Крыма и Кавказа и восстановление ее влияния на Балканах, которые активно поддерживались Англией и Францией. Николай I и его дипломатическое ведомство во главе с К.В.Нессельроде совершили крупный просчет, неверно оценив расстановку сил на международной арене. Стремясь покончить с Турцией, которую Николай I называл «больным человеком» Европы, он рассчитывал на дружественный нейтралитет Австрии и Пруссии, международную изоляцию Франции и надеялся достичь договоренности с Англией (Кипр). Однако переговоры с английским правительством имели обратный эффект, они способствовали англо-французскому сближению в восточном вопросе. «Это война кретинов с негодяями». (Из писем. Ф.И. Тютчев – Тютчевой)

2. «…Мы приближаемся к одной из тех исторических катастроф, которые запоминаются навеки… Ах, как печально бессилие!» (Ф.И. Тютчев – Тютчевой)

3. «…Лорд Пальмерстон выдвинул проект перекройки карты Европы: Аландские острова и Финляндию передать Швеции, восстановить Польское государство как барьер между германскими государствами и Россией, отобрать у последней Крым и Грузию и вручить их Турции. Его записка получила широкое распространение, а в России появились незатейливые стишки:

Вот в воинственном азарте

воевода Пальмерстон

Поражает Русь на карте

указательным перстом…

4. Но и реальные британские стремления выглядели для России мрачно – одним ударом покончить с русским влиянием и соперничеством на Балканах и Ближнем Востоке, установить здесь свою гегемонию, а запертую в Черном море соперницу вдобавок и разоружить». (В.Виноградов. Головокружение без успехов// Родина. – 1995. – №3-4)

Русско-японская война:

Летом 1903 г. по инициативе Японии начались ее переговоры с Россией. Царское правительство было готово уступить Японии Корею и предоставить Японии права в южной части Маньчжурии. При этом Россия не отказывалась от своих притязаний на Северную Маньчжурию и вопреки обещаниям правительства продолжала держать там войска, введенные в ходе подавления боксерского восстания 1899-1902 гг. Японское правительство рассчитывало добиться больших прав и, делая ставку на военную силу, начало военные действия. Манифест японского императора об объявлении войны России был опубликован через три дня после начала боевых действий.

Япония вела войну, опираясь на финансовую поддержку английского и американского капитала. Президент США Рузвельт был в высшей степени удовлетворен, когда узнал, что Япония напала на Россию. Россия представлялась ему в тот момент главной опасностью на Дальнем Востоке, а Японию он с большой благожелательностью и самым лестным образом охарактеризовал как «хорошую сторожевую собаку». (История дипломатии. М.,1983. Т.2. с.550-552)

Из письма Вильгельма II Николаю II: «Россия, подчиняясь законам экспансии, должна стремиться выйти к морю и иметь незамерзающую гавань для своей торговли. В силу этого закона она вправе претендовать на полосу берега, где находятся такие гавани (Владивосток, Порт-Артур). Лежащие за ними земли должны быть в твоих руках для того, чтобы можно было построить железные дороги, необходимые для подвоза товаров к портам (Маньчжурия). Между двумя портами есть полоса земли, которая, попади она в руки противника, может сделаться чем-то вроде новых Дарданелл. Этого ты не можешь допустить. Эти «Дарданеллы» (Корея) не должны быть угрозой для твоих путей сообщения и помехой твоей торговле. Так обстоит дело на Черном море, но на Дальнем Востоке ты не можешь примириться с подобным положением. Поэтому для всякого непредубежденного человека ясно, что Корея должна быть и будет русской. Когда и как – до этого никому нет дела и касается только тебя и твоей страны».

Япония получала экономическую и военную помощь США, Англии и Германии. В 1904 г. Россия фактически оказалась в политической изоляции. Ее союзница Франция заявила о своем нейтралитете в дальневосточном конфликте.

Группа 2. Соотношение сил

Пользуясь материалом учебника и раздаточными материалами, определите уровень подготовки России и воюющих государств накануне войн. Назовите общие черты.

1. Война обнажила отсталость России, слабость ее промышленности, косность высшего военного командования. 96% русских пехотинцев были вооружены устаревшими гладкоствольными кремниевыми ружьями (дальность боя 300 м), в то время как во французской армии 33%, а в английской 50% солдат имели нарезные дальнобойные винтовки (дальность боя 1300 м). Из-за отсутствия железных дорог воинские пополнения и боеприпасы прибывали крайне медленно. Паровой флот союзников превышал русский в 10 раз. У России было115 судов, включая 24 парохода, а у союзников – 454 корабля, включая 258 пароходов.

2. «До выхода на зимние квартиры продовольствие людей и лошадей было весьма жалкое. Зачастую приходилось дня по три не иметь ни сена, ни овса; сухари и крупа выдавались людям неаккуратно» (Арбузов Е. «Воспоминания о кампании на Крымском полуострове»).

3. «…На каждый наш выстрел они отвечали десятью. Наши заводы не успевают делать такое количество зарядов, какое нужно выпускать, чтобы нести хоть какой вред неприятелю» (из письма капитан-лейтенанта П.И. Лесли).

4. «Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены – и солдаты, и офицеры – сравнительно с иностранными солдатами и офицерами… Солдату нашему, в одной изорванной шинелишке, зимой в траншее едва ли веселее англичанина в теплой фуфайке, закутанного в байковое одеяло, употребляемое вместо бурки» (Алабин П.В. «Погодные записки»).

5. «Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье после двух или трех выстрелов не входили в дупло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по нарезам» (Заробаев В. «Воспоминания о Севастополе»).

Русско-японская война: Война была начата Японией раньше, чем Сибирская дорога и КВЖД достигли полной провозоспособности. Россия, несмотря на подавляющее общее превосходство сил над Японией, на дальнем театре войны была значительно слабее ее вследствие недостаточности коммуникаций. Несмотря на очевидную неизбежность войны, крайне медленно шло сосредоточение воинских контингентов на Дальнем Востоке, не была завершена программа постройки кораблей для Тихоокеанской эскадры, уровень оснащения армии и флота новейшими видами вооружений был очень низким. В целом к январю 1904 г. русские войска на Тихом океане уступали японским по численности личного состава более чем в три раза, по артиллерийскому обеспечению – в 8 раз, по количеству боевых кораблей – в 1,3 раза.

Группа 3. Ход войны. Основные сражения

1. Вам необходимо проследить ход военных действий и установить хронологические рамки периодов войны.

2. Оборона Севастополя и Порт-Артура связана с известными соотечественниками, ярко проявившими себя в тех событиях. Назовите их имена. Какие их личные и профессиональные качества вы можете отметить?

3. Работая с текстом учебника и картой, составьте в тетрадях краткую хронологическую запись основных событий Крымской войны и Русско-японской войны. Определите, почему именно эти события вам представляются основными.

4. Прокомментируйте следующие факты:

1) В ночь на 28 августа 1855 г. русская армия оставила Севастополь. В том же году было принято решение учредить медаль не «За победу» или «За взятие», а впервые в истории России – «За защиту Севастополя».

2) Несмотря на шедшую Русско-японскую войну, в России было отмечено 50-летие обороны Севастополя. Во всех учебных заведениях России были учреждены севастопольские стипендии, в 1905 г. в Севастополе открыта панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.».

3) 5 октября 1904 г. впервые в истории России была учреждена медаль «В память 50-летия обороны Севастополя».

1. Героическая оборона Севастополя продолжалась 11 месяцев. 35 тыс. защитников, в основном матросов, вывели из строя свыше 70 тыс. солдат и офицеров противника. Не решаясь штурмовать город, союзники подвергли его массированным многодневным бомбардировкам. Погибли руководившие обороной адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин.

2. «Пленные в восторге от того, как их русские содержат, и уже несколько писем писали в свой лагерь, говоря, что за ними ухаживают добрые сестры милосердия» (фрагмент из письма сестры милосердия Крестовоздвиженской общины).

3. «С 10-го на 11-е число марта у нас была сильная пальба; в ночь принесли 45 раненых. Сестра Г., мать Серафима и еще три сестры были на дежурстве с полуночи до 11 часов утра; они помогали докторам и были облиты кровью от многих и трудных ампутаций» (фрагмент из письма сестры милосердия Крестовоздвиженской общины).

Русско-японская война: В конце февраля в Порт-Артур прибыл новый командующий флотом – вице-адмирал С.О.Макаров, с которым связывались надежды на успешное ведение морских сражений. Но в марте 1904 г. флагманский корабль броненосец «Петропавловск» вместе с адмиралом подорвался на мине и затонул.

В мае 1904 г. японцы отрезали Порт-Артур от Маньчжурии. В течение 5 месяцев продолжалась оборона Порт-Артура под командованием генерала Р.И.Кондратенко. Но в декабре 1905 г. положение крепости ухудшилось. Кондратенко погиб во время очередного штурма, что оказалось роковым для защитников крепости, тихоокеанский флот был уничтожен, А.М.Стессель предательски сдал Порт-Артур противнику. Падение крепости стало переломным моментом в Русско-японской войне.

15 мая 1905 г. в сражении у острова Цусимы японцы потопили артиллерией и торпедами 21 русский корабль, в том числе 3 новейших броненосца. 5 кораблей сдалось, 6 ушли в нейтральные порты, и только крейсер «Алмаз» с двумя миноносцами пришли во Владивосток. Потери японцев исчислялись всего тремя миноносцами… История отечественного флота еще не знала столь тяжелого поражения.

Группа 4. Человек на войне

Пользуясь материалом учебника и раздаточными материалами, сравните положение русской армии и армии воюющих стран во время войны. Назовите общие черты.

Проанализируйте следующие факты:

1) «Дня почти не проходит, чтобы не было несчастного случая с кем-нибудь из жителей, а между тем остальные не обращают на это никакого внимания – совершенно привыкли к близости смерти, не замечают ее». (П.Алабин, писатель)

2) «…Вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом…» (Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце»)

3) Зимой 1854-1855 гг. в ходе осады Севастополя тяжелые условия окопной жизни заставили английских солдат изобрести новые предметы мужской одежды: кардиган – вязаный жакет на пуговицах, названный в честь его изобретателя генерал-майора лорда Кардигана, реглан – фасон рукава, используемый при пошиве пальто, изобретен главнокомандующим английскими войсками в Крыму лордом Регланом.

4) Н.И.Пирогов: «Огромные вонючие раны, заражающие вредными для здоровья испарениями, вопли и страдания при продолжительных перевязках, стоны умирающих, смерть на каждом шагу в разнообразных ее видах: отвратительном, страшном и умилительном – все это тревожит душу даже самых опытных врачей, поседевших в исполнении своих обязанностей».

5) Л.М. Жемчужников, художник, защитник Севастополя: «Севастополь все так же тверд и крепок, как был и прежде, все та же невозможность взять его. Отстоим или умрем! – общий девиз всех здесь находящихся. Войска наши и офицеры с геройским духом русских выносят все. Да продлит Бог в них эти доблестные чувства!»

ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ

Извлечение из записок П.Алабина. Севастополь, 15 марта (1855 г.)

Способы ведения войны при защите Севастополя до чрезвычайности разнообразны. Мы боремся с врагами на воде, в поле, посредством земляных работ на поверхности и под землей. Дня почти не проходит, чтобы не было несчастного случая с кем-нибудь из жителей, а между тем остальные не обращают на это никакого внимания, – совершенно привыкли к близости смерти, сдружились с нею… «здесь, говорят, родились мы, здесь и умрем, здесь погибают наши мужья и братья; с ними, если будет угодно богу, погибнем и мы!» Вся северная и западная стороны Малахова кургана покрыты домиками (мазанками) матросов, наполненными их семействами… Матроска носит мужу пищу на бастион, сидит с ним у орудия, пока не поест, чтобы взять назад посуду, проводит с мужем по два, по три часа, несмотря на беспрерывный полет неприятельских снарядов… Бывает иногда: ударят тревогу. Что ж женщины?

Кричат, бегают? Ничуть не бывало: ныне привыкли – стоят у своих калиток, подгорюнясь и провожая полными слез глазами бегущие по своим местам отряды солдат, молятся и тихо плачут, передавая судьбу свою в руки господни. Своим присутствием в Севастополе женщины не уменьшают мужества его защитников, нет! Видя твердость женщин в самые опасные мгновенья, укрепляется даже слабейший духом. Мысль, что шаг назад перед неприятелем его шаг к погибели любимой семьи, одушевляет солдата и приковывает его к месту, ему указанному начальством, к месту, которое он не покинет до смерти. Рассказывая о севастопольских женщинах, нельзя умолчать об их детях. Севастополь сделался рассадником героев. Все, что живет в его окопах, воспиталось войною, повито опасностью, вскормлено нуждою, взлелеяно лишениями. Всмотритесь в жизнь в здешних ребят. Тот к батьке на батарею, под градом вражеских снарядов, по нескольку раз в день сбегает, снесет то поесть, то выпить, то чистую рубашку, то тулуп или починенные сапоги. Иной мальчик, лет двенадцати, день-деньской работает веслом на вольном ялике, шмыгая от одного берега бухты к другому, на пространстве, где весьма часто вспенивает воду осколок лопнувшей над бухтой бомбы или самая бомба, захлебнувшаяся морскою водой… после первого бомбардирования Севастополя морское начальство велело собрать неприятельские снаряды и снести их в назначенное место, обещая за каждый по копейке серебром. Снарядов везде валялось множество; в иных местах совершенно был чугунный помост. Сначала было стали солдаты таскать снаряды, но когда увидели, что этим делом с любовью занимаются ребятишки, то солдаты предоставили им этот заработок.

Из дневника дивизионного врача В.Кравкова. Июль-август 1904 года.

«Я замечаю почти у всех утомление этой войной, почти все стремятся поскорее быть дома. А ведь война обещает принять еще большие размеры. Неподготовленность же наша к войне становится все очевидней».

Из записок В.Вересаева: «В промежутках между извещениями о крупных успехах японцев телеграммы сообщали о лихих разведках сотника X. или поручика У., молодецки переколотивших японскую заставу в 10 человек. Но впечатление не уравновешивалось. Доверие падало… А утомление войною у нас было полное. Не хотелось крови, не хотелось ненужных смертей».

Из статьи боевого офицера, помещенной в «Русском инвалиде»: «Шестнадцать месяцев тревог, волнений, страшных лишений, бесконечно ужасных, потрясающих картин войны, способных свести человека с ума; ряд военных неудач; щемящее чувство боли от незаслуженных обид, оскорблений, потоков грязи, вылитых частью прессы на нашу армию, безропотно погибавшую на полях Маньчжурии».

Группа 5. Итоги войны

Пользуясь материалом учебника и раздаточными материалами, определите основные итоги войн для России. Назовите общие черты, заполните таблицу.

Потери: С сентября 1854 г. английская армия потеряла в боях и умершими от ран 239 офицеров и 3323 солдата, а от холеры и других болезней за тот же период – 61 офицера и 15669 солдат; русская армия с 1 ноября 1854 г. по 1 ноября 1855 г. потеряла умершими от различных болезней 36400 человек, т.е. целый корпус. Через год после окончания Крымской кампании стали известны потери: 100 тыс. – в сражении и 400 тыс. – от ран и тифа.

Договор: 18.03.1856 г., умело используя противоречия между Англией и Францией, руководитель русской делегацией граф А.Орлов добился существенных изменений в условиях договора в пользу России.

Условия Парижского трактата.

1. Все завоеванные области и города возвращаются обратно Турции и России (т.е. Севастополь «меняется» на Каре).

2. Независимость и целостность Оттоманской империи обеспечивается совокупным ручательством всех держав.

3. Черное море объявлено нейтральным, то есть открытым для торговых судов всех наций и недоступным для военного флота как прибрежных, так и прочих держав.

4. Россия не имеет права держать на Черном море военный флот и прибрежные военно-морские арсеналы.

5. Южная часть Бессарабии отходит к Молдавии.

6. Сербия, Молдавия и Валахия ставятся под верховную власть турецкого султана и ручательство договаривающихся держав.

7. Покровительство турецким христианам переходит в руки всех великих держав.

Особая конвенция: проливы Дарданеллы и Босфор закрыты для прохода судов всех иностранных государств.

После длительной дипломатической борьбы российской делегации во главе с Витте С.Ю. удалось отклонить требования японской делегации о выплате огромной контрибуции, выдаче русских военных судов, укрывшихся в нейтральных портах, ограничении российских вооруженных сил на Дальнем Востоке. Не удалось Японии добиться отторжения Сахалина, оккупированного ею в июне 1905 г. К Японии отошла лишь южная часть Сахалина…Есть ли в тексте Портсмутского договора какие-либо положения, выгодные России? Чем объяснить их наличие (или их отсутствие)?

5. Портсмутский мирный договор (фрагменты)

Задание: Современники и историки по-разному оценивали и оценивают Портсмутский мирный договор. Одни видели в нем национальный позор, другие – успех русской дипломатии, третьи – закономерный результат развития событий.

Перечислите основные итоги войны. Сформулируйте собственное суждение об итогах войны и Портсмутском мире.

Ст. 1. Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.

Ст. 2. Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее.

Ст. 3. Россия и Япония взаимно обязуются:

1) Эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям 1 ст., приложенной к сему договору.

2) Возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Ст. 5. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия Китайского правительства, аренду Порт-Артура, Тампона и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендою или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому Японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда.

Ст. 6. Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому Японскому правительству без вознаграждения, с согласия Китайского правительства, железную дорогу между Чан-Чун (Куань-Чэн-Цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления.

Ст.9. Российское императорское правительство уступает императорскому Японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней стороне, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступленной территории».

Группа 6. Уроки войны

Задание: Пользуясь материалом учебника и раздаточными материалами, сделайте вывод, какие уроки (опыт) возможно было извлечь из Крымской войны и Русско-японской войны?

Россия потерпела поражение, которое возможно рассматривать в качестве катализатора великих реформ 60-70-х годов ХIХ в. Поражение России в войне подорвало престиж страны. Абсолютному большинству российского общества, в том числе и правящей элите, стало ясно, что военно-техническая отсталость и экономическая слабость России коренятся в архаической феодально-крепостнической системе и ортодоксальном самодержавно-бюрократическом режиме, который страдал великодержавными амбициями и долгое время стремился сохранять роль «вершителя судеб» и «жандарма» на международной арене.

Опираясь на известные вам факты истории международных отношений второй половины XIX века, прокомментируйте следующее высказывание: «С каждым днем я все больше убеждаюсь, что Крымская война была достойной сожаления глупостью» (заявил в 1877 году министр по делам Индии, будущий премьер-министр Великобритании Лорд Солсбери) (В.Виноградов. Головокружение без успехов// Родина. – 1995. – №3-4)

Русско-японская война: Из статьи В.И. Ленина «Падение Порт-Артура»

«Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма. Война далеко еше не кончена, но всякий шаг в ее продолжении расширяет необъятно брожение и возмущение в русском народе, приближает момент новой великой войны, войны народа против самодержавия, войны пролетариата за свободу».

Из социал-демократической брошюры «Кто должен победить?» Женева, 1904 год

Пролетариату есть чему радоваться. Катастрофа нашего злейшего врага означает не только приближение русской свободы. Она предвещает также новый революционный подъем европейского пролетариата».

«Если по всей России сотни тысяч рабочих громко поднимут свой голос с требованием прекращения войны – русскому самодержавию будет нанесен смертельный удар».

Из мемуаров С.Ю. Витте «И не Россию разбили Японцы, не русскую армию, а наши порядки или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы».

Большинство деятелей царского правительства видели в окончании войны необходимые условия скоростного подавления революции и воссоздания военной мощи для реванша. С.Ю. Витте не ограничивался задачей «покончить со смутою», но считал нужным «начать новую, деятельную жизнь разумного строительства», решительно двинуться по пути реформ. Он признавал необходимость «вновь организовать наши военные силы»», но «не для того, чтобы заниматься постоянными захватами, а для того, чтобы у нас не захватывали».

Вопросы для контроля по теме:

«Крымская и Русско-японская война – роль в истории».

1. Какие имена лишние в перечне: П.С. Нахимов, Н.И. Пирогов, З.П. Рождественский, Л.Н. Толстой? Ответ обоснуй.

2. Выберите правильный ответ. Схемы оборонительных сооружений Севастополя в ходе Крымской войны разрабатывал: а) В.С. Завойко; б) Э.И. Тотлебен;

в) В.И. Истомин

3. В придворных кругах мнения по поводу проведения активных действий в отношении Японии разошлись. Из перечисленных ниже факторов выберите (и выпишите номера) те, которые могли привлекать в качестве аргументов:

а) противники; б) сторонники агрессивной политики в отношении Японии.

1. Японская армия была отлично вооружена, мобильна.

2. Сибирская железная дорога обладала малой пропускной способностью.

3. Население России в начале века было в три раза больше, чем Японии.

4. Россия – крупнейшая территориальная и военная держава.

5. Численность российской армии достигала 1 млн. чел.

6. Японский флот и Тихоокеанский флот были равны по количеству броненосных сил.

7. Японский флот имел в два раза больше крейсеров и в три раза – миноносцев.

8. Япония превосходила Россию в два раза по сухопутным войскам и в три раза – по артиллерии.

9. Российской миллионной армии Япония могла противопоставить 150-тысячную армию.

Н.КРИЦКАЯ, М.ПЕТУХОВА, учителя истории и обществознания школы №37, Киров


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту