search
main
0

Базы данных – основа всего. Создание единого информационного пространства образовательного учреждения

В последние несколько лет обсуждение вопросов, связанных с внедрением информационных технологий в деятельность школы, свелось, по сути, к обсуждению путей решения одной основополагающей задачи – построения единого информационного пространства образовательного учреждения. При этом присутствует не только множество различных мнений о том, что собственно представляет собой единое информационное пространство, но как и какими путями его строить.

Эту проблему невозможно решить без создания трех информационных систем:

• планирования, организации и управления учебным процессом;

• администрирования деятельности образовательного учреждения;

• обеспечения содержания учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами.

В качестве подобных систем выступают как программные оболочки, позволяющие конструировать содержание цифровых образовательных ресурсов любых учебных предметов, так и конкретные предметные разработки, входящие в состав школьной медиатеки.

Разберем их более подробно.

Информационная система планирования, организации и управления учебным процессом

Планирование и управление учебным процессом осуществляет заместитель директора, который оперирует общими для всех общеобразовательных учреждений базовыми данными и информационными потоками. К ним относятся:

• определение структуры деятельности учреждения (временных регламентов деятельности, количества и учебных объединений, обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами, наличие производственных площадей);

• планирование учебной деятельности учреждения (разработка учебных планов для всех ранее определенных учебных объединений и распределение педагогической нагрузки с учетом имеющихся кадровых возможностей);

• проецирование сформированных учебных планов на временную ось (расписание учебных занятий) с учетом всевозможных ограничивающих факторов (временных регламентов деятельности учебных объединений и педагогических кадров, ограничений по «производственным» площадям» и тому подобное);

• обеспечение возможности динамического реагирования на запланированные и спонтанные изменения в процессе реализации учебной деятельности (болезни учителей, незапланированные мероприятия и так далее).

Информационная система администрирования деятельности

Административное управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса осуществляется директором образовательного учреждения (а также секретарем). Отдельные информационные модули могут готовиться другими администраторами школы в соответствии с распределением функциональных обязанностей. Важнейшая часть административного управления – издание приказов, подготовка финансовых и других документов. К основным информационным блокам административного управления можно отнести следующие:

1. Базовая информация:

• детализированная информация об учреждении как в редактируемой форме, так и в стандартах ЕГЭ (наименование, нумерация, тип, вид, организационно-правовая форма, ведомственная принадлежность, адресные и контактные данные и так далее);

• структура учреждения, с детализацией по специализации и численности классов, групп продленного дня и других объединений;

• учебная периодизация с указанием учебных годов, дат начала и окончания учебных периодов, обмена данными между учебными периодами;

• информация об аудиторном фонде с указанием вместимости и месторасположения кабинетов, закрепления за каждым из них перечня материальных ценностей и учебно-методических пособий, включая полиграфические и электронные издания;

• план работы образовательного учреждения и его структурных подразделений;

• штатное расписание с учетом месячного и годового фондов заработной платы.

2. Кадры:

• личные дела сотрудников в стандартах форм кадрового учета;

• сформированные, отредактированные и сохраненные данные по использованию преподавательского состава, включая специализацию, преподавательскую нагрузку, классное руководство, заведование кабинетом и так далее;

• книга приказов по сотрудникам учреждения, систематизация приказов по типам, а также оформление приказов на базе соответствующих шаблонов.

3. Учащиеся:

• личные дела учеников;

• журнал, сводные ведомости успеваемости и посещаемости;

• сведения для организации участия учеников старших классов в ЕГЭ;

• книга приказов по учащимся, систематизация приказов по типам, а также оформление приказов на базе соответствующих шаблонов;

• документы, на основании которых происходит распределение учеников по классам и перевод из класса в класс;

• архивные карточки выпускников 9-х,

11-х (12-х) классов и выбывших учеников.

4. Финансы:

• средства всестороннего учета и контроля за соблюдением финансовых нормативов, на основе проведения полного комплекса работ по тарифицированию сотрудников, учета распределенной педагогической нагрузки, информации о материальных ценностях и подготовки инвентарных списков.

5. Учебно-воспитательный процесс:

• учебная плановая документация с учетом положений базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов, норм финансирования и требований к максимальной нагрузке учащихся, а также специфики конкретного общеобразовательного учреждения;

• организационно-методическая и справочная информация, обеспечивающая деятельность классных руководителей и преподавателей-предметников по организации и контролю за качеством учебно-воспитательного процесса;

• электронные классные журналы;

• сводные и аналитические отчеты по успеваемости и посещаемости учеников.

Информационная система обеспечения содержания учебного процесса

Система, обеспечивающая учебный процесс, содержательную работу педагогов и школьников цифровыми образовательными ресурсами, учебными материалами и результатами учебной деятельности, должна предполагать возможность масштабирования и настраивания на различные уровни оснащения и формы организации образовательных учреждений.

Такая информационная система должна содержать основные программные средства, которые помогут:

• создавать и хранить в образовательном учреждении востребованные преподавателями и учениками ЦОР и их описаний;

• обеспечить работу учеников и учителей с ЦОР: редактирование, в том числе с использованием внешних приложений, создание индивидуальных творческих работ, демонстрацию в ходе урока;

• организовать автоматизированное построение материалов для проведения занятий по конкретным темам в виде стандартизованных html-документов из элементарных цифровых ресурсов, имеющих стандартизованные xml-описания;

• согласовать ЦОР с тематическими учебными планами и планами-конспектами уроков, иерархическое построение учебных материалов;

• организовать индивидуальную и групповую работу, в том числе с использованием внешних приложений, обеспечением совместной работы над одним ресурсом через создание общего портфеля результатов работы группы школьников, возможности общения с использованием внутренней электронной почты;

• организовать тестирование знаний учеников с фиксацией результатов в едином журнале результатов автоматического тестирования;

• фиксировать качество обучения, использовать не только традиционные отметочные технологии, но и многокритериальные, хранить данные об успеваемости и критерии оценивания (оценочные шкалы);

• автоматически отмечать активность учеников и учителей;

• сохранять результаты учебной деятельности школьников (формировать портфель работ детей), представлять их в локальной школьной сети и Интернете;

• демонстрировать учебные материалы на экране с помощью проектора с использованием возможностей разделения изображений на экране компьютера и на экране проектора;

• вести администрирование, позволяющее составлять списки пользователей (завучей, преподавателей, учеников), управлять правами доступа к различным разделам системы, ресурсам учебного заведения и Интернету на основе списка классов и расписания занятий;

• осуществлять обмен данными с другими системами, используемыми в школе.

Данная система должна обеспечивать поддержку различных видов учебной деятельности не только на уроке, но и при выполнении учениками домашнего задания (в том числе на домашних компьютерах).

До окончательного формирования структуры единого информационного пространства основные системы должны быть дополнены информационными модулями обеспечения образовательного процесса.

Состав информационных модулей в различных учреждениях может различаться, но, как правило, в него должны входить блоки обеспечения деятельности следующих специалистов: библиотекаря, психолога, логопеда, медицинского работника, бухгалтера (при наличии собственной бухгалтерии), завхоза, ответственного за организацию питания и других.

Перечисленные информационные системы и информационные модули дополнительного обеспечения представляют собой конкретные программные приложения, каждое из которых решает свои специфические задачи. В зависимости от этих решаемых задач конкретные приложения могут представлять собой автоматизированные рабочие места пользователей, к которым относятся все участники информационного пространства.

При этом любое из конкретных приложений работает с определенным набором информации – базой данных. Для того чтобы воспользоваться обобщенными данными этих баз, получить возможность анализировать процессы, происходящие на конкретных участках деятельности, и принимать обоснованные управленческие решения, необходимо эти данные свести воедино. Поэтому процесс формирования единого информационного пространства включает в себя также решение задачи интеграции баз данных информационных систем и модулей и компоновки на их основе единой базы данных.

Из всего этого логично вытекает вывод: компоновка единой базы данных – компьютерного отображения соответствующего информационного поля и организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса через информационные системы и модули – это и есть, по сути своей, решение задачи построения компьютерной реализации единого информационного пространства образовательного учреждения.

Василий УРНОВ, президент ООО «Хронобус»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте