search
main
0

Базовый центр. Даешь университет – национальный, педагогический

Качество подготовки учителя начинает волновать широкую общественность в основном только тогда, когда сын или внук идет в первый класс, когда ребенку пора оканчивать школу и сдавать единый госэкзамен. На самом деле проблема гораздо сложнее, масштабнее и значимее для всей нашей страны, ибо основа основ – учитель. От качества подготовки учителя зависит все – и система высшего образования, и решение проблем модернизации и развития экономики, и… можно продолжать до бесконечности.

К моему великому сожалению, очень часто учителя отрывают от системы его подготовки, даже в замечательном документе «Наша новая школа» раздел называется «Совершенствование учительского корпуса» – не подготовка и совершенствование, а просто совершенствование, как будто они уже с Марса готовенькие к нам прибывают. А теперь факт из жизни нашего университета. В 2010 году учителем года в Год учителя стал Андрей Гарифзянов, выпускник нашего вуза 2009 года. С ним работала наша кафедра педагогики, он наш аспирант, недавно защитил диссертацию, все замечательно, но когда федеральные СМИ посвящали ему огромное количество материалов, нигде ни разу не было сказано, где его подготовили. Между тем 20 лет назад первым учителем года, который получил Хрустального пеликана из рук президента СССР Михаила Горбачева, был также выпускник Тульского педагогического университета. Наверное, эту систему тоже можно было бы оценить, описать, что, кстати, в местных СМИ и делали, но конкретно о работе Тульского педагогического снова никто не упоминал.На Год учителя, как нарочно, пришлось, наверное, максимальное количество критики в адрес системы подготовки педагогических кадров. Причем эта критика звучала на самом высоком уровне. Я цитирую «Нашу новую школу», где про подготовку учителя есть всего одна фраза: «Предстоит серьезно модернизировать систему педобразования. Педвузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов». Я не представляю, как вуз, в котором более 9 тысяч студентов, в том числе более 300 иностранных граждан, может вдруг где-то стать факультетом. И надо ли это делать? Не все мы задумываемся над тем, что сегодня из 200 вузов, которые готовят педагогические кадры, только 61 – педагогический, остальные – это вузы других типов, в том числе классические университеты.Если мы реформируем только педагогические, если мы их присоединяем к классическим или, как сказано, преобразуем в базовые центры, что, от этого все проблемы нашего образования будут решены? Совершенно очевидно, что это не так. Поэтому мы бы ставили вопрос совершенно по-другому: это проблема, которая должна найти отражение в законодательных документах. Нам сегодня необходима новая модель педагогического образования, причем в университетах разных типов. Я ни в коей мере не принадлежу к тем апологетам педагогического образования, которые говорят: только педвуз может готовить учителей. Нет, это может быть и классический университет, и другие вузы, но должны быть определены очень четкие пути и критерии подготовки педагогов в разных типах образовательных учреждений.Что нам для этого надо? Не так много. Ректорский педагогический корпус уверен, что необходима программа подготовки учителей в масштабах страны. Примерно в 2000 году такую программу группа ректоров разработала, но дальше федеральной программы она не пошла. Сегодня же ситуация такова, что эта программа должна стать общероссийской с учетом потребностей в кадрах, иначе эта проблема в ближайшее время станет страшной бедой нашего образования.Мы все столкнулись с проблемой дошкольного образования, а вот теперь эти детки уже переходят в начальную школу. Например, мы на своей большой территории в этом году выпускаем только 18 педагогов начальной школы, ко мне с просьбой идут городские директора: «Дайте, пожалуйста, учителя – у нас классы-комплекты увеличились». Физиков на будущий год мы выпустим 12. Это все результат уменьшения плана приема в прошлом году, результат отсутствия подсчета того, сколько и кого нам нужно. Председатель Правительства РФ Владимир Путин на VI съезде Всероссийского педагогического собрания сказал, что в ближайшее время количество детей увеличится на миллион. Почему же мы заранее не думаем о том, что надо увеличивать количество учителей? Сегодня меняется не только сама система высшего педагогического образования. Дело в том, что очень редко говорят и пишут о том, что нынче помимо учителя в школе появляются совершенно новые педагогические профессии. Мы говорим о тьюторе, о помощнике воспитателя, о психологе, который должен быть, но которого стали убирать, к сожалению, из наших школ. Каждый новый профессиональный тип надо готовить по-разному.Система подготовки учителя модернизируется. Педвузы переходят на четырехлетнюю подготовку плюс магистратура. Мы должны выпустить ИКТ-грамотного учителя, причем по любому предмету, педагога, который знает особенности современных детей. Тут наша ответственность в том, что к нам приходят уже совершенно другие студенты. Я 19 лет руковожу вузом, специально читаю лекции на первом курсе, чтобы увидеть, какие туда пришли студенты. Они совершенно другие, профессионально не ориентированные. Это страшная беда, которая происходит также из-за единого госэкзамена. В чем причина? Дети подают документы в любой вуз, куда пройдут. В этом году во все педвузы страны нужны результаты ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию. У нас впервые будут первокурсники на факультете иностранных языков, которые не сдавали язык, на физическом факультете те, кто не сдавал физику, на химическом факультете – кто не сдавал химию. Это кошмар. Я выступала против этого в Министерстве образования и науки РФ, когда еще зам. министра был Исаак Калина, говорила, что это недопустимо, на что мне ответили: «Обществознание для учителя гораздо важнее, ведь мы готовим не химика, а педагога». Но ведь все дело в том, что учитель-предметник должен прекрасно знать свой предмет, а потом быть и психологом, и всем кем угодно.Нам необходим национальный педагогический университет. Им бы могли быть Московский педагогический государственный университет, Российский имени Герцена в Санкт-Петербурге. Неоднократно эти вузы подавали заявки на конкурсы исследовательских университетов, но технократический подход к реализации приоритетов и стратегии модернизации, к сожалению, исключает такой базовый фактор, как педобразование.Если уже дважды президент повторял слова «базовый или крупный центр подготовки учителя», значит, мы и законодатели должны разработать типовое положение об этом центре – что понимается под этим термином, прописать его в законе как новый тип образовательного учреждения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте