Каждую осень по уже установившейся традиции Рособразование и Профсоюз работников народного образования и науки РФ проводят в Сочи семинар-совещание, в котором принимают участие руководители региональных органов управления образованием и лидеры региональных профсоюзных организаций. Так было и в этом году. Одним из наиболее существенных документов, представленных на семинаре-совещании, стал проект под названием «Порядок аттестации педагогических и руководящих работников». Авторы предупреждают, что пока документ сырой и нуждается в доработке. И все же, что они считают важным и нужным для аттестации педагогических и управленческих работников в будущем?
Комментарий «Уû проекте документа «Порядок аттестации педагогических и руководящих работников» есть спорные, ставящие педагога в весьма сложное положение моменты. Первого ноября Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России вынес эти предложения для широкого обсуждения педагогической, родительской общественности, а также специалистов различных уровней управления образованием, разместив на сайте http://www.mon.gov.ru. Мы ждем ваших замечаний по адресу www.ug.ru. Высказать свои предложения можно до 31 декабря 2008 года.
роходить аттестацию будут, как и прежде, педагогические и руководящие работники государственных, муниципальных, негосударственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования детей, начального профессионального и среднего профессионального образования независимо от ведомственной принадлежности. Аттестация на подтверждение права занятия соответствующей должности для педагогических и руководящих работников будет обязательной и проводиться не реже чем раз в пять лет.
В ходе аттестации аттестуемые, конечно, должны будут подтвердить свое соответствие занимаемой должности, ведь цель этой процедуры для каждого – подтвердить свой уровень профессионального мастерства, доказать то, что распространение инновационного опыта ему свойственно, что аттестация сможет стимулировать его профессиональный рост.
По итогам аттестации, считают авторы проекта, могут быть установлены следующие квалификационные категории. Для руководящих работников – базовая квалификационная категория (присваивается педагогическим и руководящим работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности), для педагогических работников – базовая, первая и высшая квалификационные категории. Аттестация на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников останется добровольной, а вот базовую категорию педагогические работники должны получить обязательно. Очень интересно, как авторы предлагают проводить аттестации на квалификационные категории. На базовую категорию аттестацию нужно проводить в форме квалификационного экзамена (не исключено, что учителям придется сдавать пресловутый ЕГЭ – об этом в последнее время чиновники говорят особенно активно). Формы же аттестации на первую и высшую категории авторы предлагают устанавливать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
Соответствие занимаемой должности педагогического или руководящего работника, вероятно, будет определяться посредством оценки уровня их профессиональной (теоретической, предметной, психолого-педагогической, методической) подготовленности с учетом современных достижений в области профессиональной деятельности. Для вновь принимаемых на должность педагогических работников – молодых специалистов – базовая категория присваивается на срок не более 1 года.
На основе чего будут присваиваться квалификационные категории? Первая будет присваиваться педагогическим работникам, владеющим и эффективно применяющим в практической профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии. Высшая – педагогам, владеющим инновационными образовательными методиками и технологиями, а также активно распространяющим их в профессиональном сообществе. То есть разница небольшая: видимо, достаточно будет доказать, что ты общаешься с коллегами, распространяешь свой опыт, и готово – претендуй на высшую категорию. Срок действия первой и высшей квалификационных категорий – 5 лет, но педагогические работники могут досрочно пройти аттестацию на высшую категорию – до истечения срока действия первой. Совместители тоже получат право на аттестацию в тех образовательных учреждениях, в которых они работают. Если по каким-то причинам педагог захочет перейти в другое учебное заведение или переехать в другой регион, то базовая, первая и высшая квалификационные категории сохраняются за ним до истечения пятилетнего срока действия.
Авторы проекта предлагают присваивать педагогическому работнику в межаттестационный период еще и статусные звания – учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель-воспитатель – на основе того, какие стимулирующие выплаты были произведены ему за три предшествующих года. Авторы считают, что именно эти выплаты, определяемые самим образовательным учреждением, отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работ, включая педагогический портфолио.
Пожалуй, впервые в проекте прописывается аннулирование квалификационных категорий за ненадлежащее исполнение педагогическим или руководящим работником должностных обязанностей по критериям, по которым присваивается квалификационная категория. Порядок аннулирования, по мнению авторов проекта, может определяться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и закрепляться в его соответствующих нормативных актах. Для того чтобы запустить процедуру аннулирования, достаточно будет, чтобы аттестационная комиссия субъекта РФ получила обращение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан с рекламацией на ненадлежащее качество образовательных услуг, предоставляемых педагогическим или руководящим работником. Можно себе представить, сколько нервов потратят педагоги и управленцы на то, чтобы доказать, что они работают надлежащим образом. Сегодня уже некуда деваться педагогам от писем недобросовестных граждан, сводящих с ними счеты, а что будет, когда их еще будут переаттестовывать в результате таких жалоб, трудно сказать. Во всяком случае каждый педагог почувствует себя под дамокловым мечом, а каждый директор, которого ныне в соответствии с 278-й статьей Трудового кодекса РФ могут уволить без объяснения причин увольнения, почувствует себя висящим над пропастью.
Проведение аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, ее организационное и научно-методическое обеспечение будет осуществлять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. Аттестация будет проводиться на территории того субъекта Российской Федерации, где расположено образовательное учреждение, на основании договора между этим образовательным учреждением и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. Педагогические и руководящие работники образовательных учреждений, расположенных за пределами Российской Федерации, могут проходить аттестацию на территории субъекта Российской Федерации по их выбору на тех же условиях.
Для проведения аттестации будет создаваться региональная аттестационная комиссия, при которой могут быть образованы экспертные группы. В комиссию и экспертные группы будут приглашать работников образовательных учреждений, в том числе и дополнительного профессионального образования, специалистов научных организаций, представителей профсоюзных органов, общественных объединений педагогических и научных работников, органов государственной власти, местного самоуправления и самоуправления образовательных учреждений (попечительских, управляющих и иных советов).
Председатели и персональный состав соответствующих аттестационной комиссии и экспертных групп, регламент их работы определит орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.
Аттестация осуществляется за счет средств образовательного учреждения, предусматриваемых на эти цели, в соответствии с нормативами, установленными субъектами Российской Федерации.
Аттестационная комиссия субъекта Российской Федерации будет, по замыслу авторов проекта, решать: соответствует ли работник занимаемой должности с присвоением базовой категории; соответствует ли он заявленной квалификационной категории.
За аттестуемым, признанным по результатам аттестации не соответствующим заявленной (первой или высшей) квалификационной категории, прежняя квалификационная категория (в случае ее наличия) не сохраняется. Если все в порядке, то руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории со дня принятия комиссией решения.
Споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников будут рассматривать комиссии по трудовым спорам, а также суды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.
Для прохождения аттестации на базовую квалификационную категорию руководящим или педагогическим работником учредитель образовательного учреждения (в отношении руководителей ОУ и педагогов, претендующих на должности руководителей ОУ) и руководитель образовательного учреждения (в отношении своих заместителей, руководителей филиалов и других руководителей структурных подразделений, а также педагогических работников) должны будут в период с 1 сентября по 30 октября направить в аттестационную комиссию представления по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
Для прохождения аттестации на первую и высшую квалификационные категории педагогические работники в период с 1 сентября по 30 октября должны будут подать в аттестационную комиссию:
– заявление по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования;
– представление, подписанное руководителем образовательного учреждения и согласованное с органом самоуправления (советом образовательного учреждения, попечительским, управляющим или иным советом), обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, а также профессиональной педагогической ассоциацией или объединением, созданными в установленном порядке (предметные методические объединения, ассоциации по образовательным технологиям, профессиональные союзы и так далее);
– аттестационное дело, в которое входят материалы мониторинга профессиональной деятельности, результаты общественной оценки и самооценки аттестуемого, профессиональный портфолио, а также документы, подтверждающие повышение квалификации в межаттестационный период.
Педагогические и руководящие работники, которые не успели подать необходимые материалы к аттестации в установленные сроки по уважительным причинам, имеют право ее прохождения в период с 1 ноября по 30 марта на общих основаниях.
Аттестация педагогических и руководящих работников будет носить цикличный характер и осуществляться в единые для всех субъектов Российской Федерации сроки с 1 ноября по 30 мая. Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического и руководящего работника будут устанавливаться индивидуально в соответствии с графиком, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, о чем работника будут извещать не позднее чем за две недели до начала аттестации.
Продолжительность аттестации на первую и высшую квалификационные категории для каждого аттестуемого не должна будет превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения аттестационной комиссией.
Комментарии