search
main
0

Бастарда и другие игры престолов. Загадки VI Международной выставки каллиграфии

В московском парке «Сокольники» с большим успехом прошла VI Международная выставка каллиграфии. Впервые проведенный в 2008 году, форум успел покорить сердца жителей Великого Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы.

О ДНК и кошках-мышкахИнициатором и организатором выставки выступил Современный музей каллиграфии. За все время существования проекта свои работы продемонстрировали более 400 мастеров из 60 с лишним стран мира. На сей раз в специально возведенном павильоне были выставлены отобранные по конкурсу работы 150 каллиграфов, и, поверьте, воспоминаний о них хватит аж до седьмого вернисажа!Каллиграфия – это не просто красивый и понятный почерк. Не для красного словца работы названы шедеврами. Обывателя, пишущего как курица лапой, не может не поразить виртуозное переплетение арабских, старославянских и китайских символов в последовательности цепочек ДНК в работе русского мастера Юлии Ивановой «ДНК (Эмоции)». «Иерусалим» Александры Кронфельд из США, рискнувшей добавить объемные элементы, гипнотизирует и обескураживает «двигающейся» оптической иллюзией. Полька Барбара Галиньска покоряет… котом – запись стихотворения Сергея Михалкова «Кошки-мышки» выполнена в виде фигуры этого домашнего любимца. Еще одно экстраординарное переложение стиха подарила публике Арина Лаури – 38‑й сонет великого Шекспира влился, кто бы мог подумать, в искусно выполненные объемные цифры 38. А всемирно известный каллиграф Дональд Джексон удивил ни много ни мало… Библией (официальное название – Библия Св. Иоанна). По примеру средневековых предшественников в течение 11 лет мастер вместе со своей артелью вручную гусиными и лебедиными перьями переписывал священную книгу в 7 томах на пергамент из телячьей кожи, украсив его рисунками, выполненными позолотой и изготовленными вручную красками на основе полудрагоценных камней.Римские капиталы – это не о деньгахВ рамках выставки известнейшие каллиграфы планеты провели увлекательные лекции и мастер-классы. Например, в день открытия китайский мастер Ло Лэй рассказал (и наглядно показал) историю развития китайской письменности. Публика была в восторге.Много желающих нашлось и послушать Дмитрия Петровского, известного теоретика и практика каллиграфии, автора популярных изданий по истории мировой письменности. У Дмитрия Ильича даже просили автограф. И внимали ему с неподдельным вниманием, хотя лекция была не из легких, ведь каллиграфия – это целая история.Лектор рассказывает о римских капиталах, а ты, неподготовленный, думаешь: о чем идет речь? О капиталах из области экономики? Ан нет. Оказывается, древнегреческий алфавит, ставший первоосновой для большинства современных азбук, писался только прописными буквами (строчных еще не придумали), и недаром: греки считали письменность даром богов (точнее, полубожественного финикийского царевича Кадма), а как их почитать, как не большими буквами? Римляне переняли у греков письмо прописными буквами, усовершенствовали его, такие надписи и стали называться капиталами… Упустишь хотя бы одно звено в цепи лекции – и потеряешься. Зато, будучи внимательным, откроешь для себя удивительный мир настоящей «игры престолов». Для непосвященных в лекции мастеров звучат сплошные загадки – текстура, ротунда, бастарда… Нет, последняя – это не юная незаконнорожденная дочь европейского короля, а, как и другие, разновидность готического шрифта.Еще об одном фантастическом создании человека – унциалах – можно было узнать из мастер-класса Барбары Галиньски. Под руководством каллиграфа гости изучили унциальное письмо (переходное к письму строчными буквами), которое характеризуется крупными округлыми буквами, лишенными острых углов и ломаных линий. Взять в руки специальное перо и попробовать себя в роли средневекового писца смог каждый желающий. Ох и нелегкое это искусство, скажу я вам!..Каллиграф Ее ВеличестваНо главной звездой выставки, конечно, стал англичанин Тимоти Ноуд, и это понятно: как никак официальный каллиграф Ее Величества королевы Елизаветы II. Мастер геральдики и иллюминирования, он известен своими искусно выполненными грамотами для королевской семьи, а также обновленным дизайном монет номиналом 1 фунт стерлингов.На вернисаже Тимоти Ноуд рассказал о своей каллиграфической карьере. Вот уже 30 лет он служит в Геральдической палате Великобритании. Работа над каждым проектом тяжелая, кропотливая, занимает, как правило, от 6 недель до двух месяцев. Мастеру нравится совмещать разные мотивы. Когда он создавал, к примеру, жалованную королевой грамоту арабскому центру, то добавил к классическому английскому стилю, известному еще со Средних веков, традиционные для исламского художественного направления сине-золотые элементы. Работает каллиграф в основном металлическими перьями, а пишет, применяя итальянский курсив.Публика с интересом узнавала подробности каллиграфической кухни. За столь искреннее внимание Тимоти мог побороться разве что со своим… галстуком, представляющим собой репродукцию английской торговой грамоты XVI века.Мы решили узнать и другие секреты творчества Тимоти Ноуда. Нам как информационным партнерам выставки удалось побеседовать с выдающимся каллиграфом лично.- Что вас вдохновляет на новые каллиграфические работы?- Совершенно разные вещи, например, природа, история, животные, цветы, старинные шедевры искусства, дизайн. А еще работы прерафаэлита Уильяма Морриса, знаменитого художника XIX века, который прославился благодаря своему роскошному дизайну обоев. Также он занимался оформлением книг и манускриптов. Он потрясающий!- Ваша работа невероятно сложна и требует огромной усидчивости. Что не позволяет вам бросить начатое?- Да, нелегко создавать что-то действительно прекрасное, что-то, что отсылает нас к прошлым векам. Однако я люблю свою работу. Мне нравится то, что я делаю. Я всегда выкладываюсь по полной.- Есть мнение, что за последние десятилетия почерк людей, в особенности школьников, значительно ухудшился. На ваш взгляд, как каллиграфия может помочь детям и даже взрослым людям исправить свой почерк?- То, как люди пишут, действительно очень важно. И не менее важно обучать детей красивому написанию. На мой взгляд, каллиграфия способна привить школьникам чувство прекрасного, креативность и показать, что они сами способны на создание чего-то по-настоящему красивого. А начать они могут с усовершенствования своего почерка. В этом им могут помочь современные технологии, например специальные обучающие программы по правильному написанию.- Что такое, по вашему мнению, красота?- Интересный вопрос. Слишком многие вещи для меня олицетворяют красоту. Я люблю смотреть на небо. Люблю деревья, красивые здания, искусство, особенно старинное. С другой стороны, это креативность. Я думаю, красота – это то, что в первую очередь идет изнутри.Лучше и не скажешь!P.S. О других интересных событиях выставки читайте на www.ug.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте