Польза книги для всестороннего развития детей не подлежит сомнению. Художественная литература с самого раннего возраста помогает правильно сформировать характер ребенка, становится для него нравственно-эстетическим ориентиром, другом и советчиком, дает возможность домыслить, дофантазировать и, конечно же, открыть двери в мир воображения, где царит красота гармонии.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать как содержание, так и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой. Формировать у детей способность активно слушать и вслушиваться в художественную речь необходимо с самого раннего возраста.
Реализовывая задачу приобщения детей к книге, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, педагоги школы №113 активно применяют принцип комплексного воздействия и взаимодействия различных видов искусства. Вовлечение всех органов чувств ребенка в процесс восприятия художественного произведения позволяет усилить впечатление и эмоциональный отклик на литературное произведение.
Чтение басни Ивана Крылова с визуальным сопровождением в виде теневого театра не только заинтересовало детей, но и вызвало бурные эмоции. Динамичный сюжет, необычная подача, юмор в стихотворной форме привлекли детей к слушанию. Размышляя и делая элементарные выводы о прослушанной басне, дошкольники начали задавать вопросы и проявлять интерес к данному литературному жанру. Поиску ответов на заданные вопросы был посвящен созданный нами по инициативе детей проект «Басни – мудрый нам урок».
На первом этапе осуществлялось знакомство детей с баснями как одним из литературных жанров. Педагоги вводили детей в сюжетные ситуации произведений, разбирали их, и только потом сами дети определили, как мы в дальнейшем будем реализовывать проект и, полностью вжившись в ситуацию, активно включились в процесс.
На втором этапе усиленное внимание уделялось обогащению речи детей. Изучение лексического строя слов, употребление афоризмов позволило дошкольникам глубже осознать и осмыслить прочитанное, активнее включиться в мыслительные процессы. Уделялось внимание интонационным и диалогическим правилам в общении друг с другом. Дошкольники «примеряли на себе» тех или иных героев, давали оценку поступкам басенных персонажей, параллельно под руководством педагогов проводили сравнительный анализ поведения героев, эпохи, когда были написаны басни, и современной, в которой мы живем. На этом этапе подключились и родители воспитанников. Отметив детскую заинтересованность, они признались, что дома ребята просят их читать все новые и новые басни. Многие родители приобрели книги басен Крылова. Именно на этом этапе дети начали объединяться в так называемые рабочие группы и самостоятельно распределять роли. По некоторым басням сформировались даже два состава, как в настоящих театрах.
К концу второго этапа реализации проекта стали видны результаты: речь дошкольников стала заметно богаче и содержательнее, ребята следили за своей речью, интонационное выделение прослеживалось и в игровых, и в повседневных режимных моментах.
Самым продуктивным и запомнившимся для всех участников проекта был третий этап. Регулярно оформлялись выставки детских рисунков и поделок по сюжетам басен, пополнялся атрибутикой и костюмами мини-театр, разучивались и показывались малышам новые театрализованные постановки.
И, конечно же, самым ответственным и волнительным моментом стало итоговое мероприятие – показ театрализованной постановки по басням Крылова «Басня – мудрый нам урок», на которое были приглашены как родители воспитанников, так и педагоги других дошкольных отделений школы. После показа спектакля дети, как настоящие артисты, устроили брифинг. Гости задавали вопросы, на которые дошкольники с удовольствием отвечали. Некоторые ответы детей даже смущали. Например, одна девочка сказала, что муравей жадный и недобрый, ведь стрекоза – девочка, а девочкам надо помогать. Услышав такой ответ, мы, педагоги, поняли, что задачи по реализации проекта выполнены и дети показали это наглядно.
Джамиля КАРТАКАЕВА, воспитатель школы №113
Комментарии