search
main
0

Барышня XVIII века…

ЧЕРНОВА Галина Борисовна, родилась в 1955 году в городе Кунгуре Пермской области. Закончила Кунгурское педагогическое училище. Педагогический стаж 17 лет. В Чаунском районе Чукотского автономного округа работает с 1988 года. 11 лет – учитель начальных классов в средней школе поселка Бараниха, а сейчас работает в комплексе “Певекская средняя школа-колледж”.

Галина Борисовна находится в постоянном поиске новых форм, методов, приемов работы. Предпочтение отдает нестандартным формам обучения и воспитания, исходя из эффективности их результатов. Приложила много труда, чтобы изучить самобытную культуру, историю народов Чукотки. Собрала богатейший краеведческий материал, систематизировала его для активного внедрения в процесс обучения.

Учитель года-99 Чукотского АО.

Как вовремя я открыла для себя методику С.Н. Лысенковой, а е╙ книгу “Когда легко учиться” приняла всей душой! Название книги стало для меня чуть ли не девизом. Учить легко, в мо╙м понимании, – учить доступно, интересно, результативно. Вот тогда и оказалось, что дети любят учиться, но поправляю: дети любят хорошо учиться. Исхожу из слов Сухомлинского, что напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, каждый свой шаг направляю на то, чтобы обеспечить успех в уч╙бе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. подвести к осознанию смысла и результата своих усилий. Успех – первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Я стараюсь поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить – даже за незначительный шаг впер╙д. И если мои ребятишки работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольные и ждут с нетерпением завтрашнего дня – это один из результатов, показатель успешности моего учительского труда.

Вот они какие, мои ученики, вначале не владеющие даже чтением, даже простым сч╙том, не умеющие правильно и складно говорить, теперь уже повзрослевшие люди, которым предстоит творить и строить. О вас, мои хорошие, можно говорить бесконечно. Столько разных характеров, жизней, судеб прошло через мои руки, мо╙ сердце. Я старалась вести с вами непринужд╙нный разговор о стихах, рассказах, книгах, поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле. Мы размышляли с вами, что нам нравилось и не нравилось, почему. Размышляли так, чтобы вы могли поспорить со мной, обменивались мнениями. Общались с героями книг, преобразовывались в них, разыгрывая с их помощью роли нашей завтрашней жизни, взрослели и обретали уникальные черты своей неповторимой личности. Я видела вас своими единомышленниками в вашем же воспитании и обучении, вы сотрудничали со мной, вы доверились мне. Так мечтала, чтобы стали честными и благородными, чтобы стали мастерами своего любимого дела. Знаете ли вы о моих тревогах, заботах? Сколько душевных сил я отдала вам! Я так старалась, чтобы педагогический процесс помогал каждому из вас познавать себя как члена общества, живущего по нравственно-этическим нормам. Думаю, что вся моя воспитательная работа закладывала фундамент в становление личности каждого реб╙нка. Проходит день за дн╙м, год за годом. Мне небезразличны судьбы моих детей. Где вы? С кем вы? И я уверена, что именно вы, мои ученики, будете помогать искать ответы на трудные жизненные вопросы. Смогла ли я оставить свой след в вашей душе? Есть хоть капелька моей доли в ваших достижениях? Хоть что-нибудь?

Я обучаю детвору чтению, грамоте и счету. Но прежде всего стараюсь настроить самую тонкую струну в человеческой душе – человечность – это значит, учу маленького человечка творить радость для других. Никогда не забываю, что ко мне приходят дети, у которых есть свои заботы, мысли, переживания. Люблю по утрам наблюдать, как входят один за другим в класс мои ученики, ловить их приветливый взгляд. Глаза ребят молниеносно откликаются, их лица превращаются в сплошную улыбку, сопровождаемую веселым, животворящим щебетом. Тот шум, которым наполняется с утра класс, напоминает мне звуки настраивающихся инструментов оркестра, а себя я представляю у дирижерского пульта с волшебной палочкой, предвкушая чувство величественной педагогической музыки, требующей от меня большого профессионального исполнения, изящной техники и, конечно же, гуманности души. Меня всегда волнует то настроение, с которым приходят в класс дети. В скучную осеннюю погоду и школьный день может получиться скучным. Зимой, в долгую полярную ночь, родители приводят своих детей полусонными. Есть еще коварный месяц май, когда всех тянет на улицу. Дети меняются, как сама природа, и все это я должна учесть.

Открывается дверь. Можно, не отрываясь от своих дел, по уверенно идущим шагам определить, что первой сегодня явилась Даша. Я рада за тебя, моя девочка, что никакие капризы погоды не испортят твоего настроения, знаю, что ты всегда уверена в своих суждениях и решениях. Сейчас на весь класс раздастся твое громкое: “Здравствуйте, Галина Борисовна!”

А как распознать настроение Олечки? Всегда ровный, спокойный взгляд. Очень уж не по возрасту самостоятельная девочка. При всей той заботе и внимании, которыми она окружена в семье, никогда не обращается за подсказкой к родителям, упорно доходит до всего сама. Сейчас обязательно застанет меня врасплох с каким-нибудь каверзным вопросом, разве предугадаешь заранее, что сегодня интересует ее больше, чем вчера?

Вдруг резко распахивается дверь. Мама сердито подталкивает Залину в класс. Нет, страшного ничего не случилось. Девочка с желанием ходит в школу, но до чего же сложный у нее характер. Любая мелочь может стать причиной е╙ плохого настроения. Сегодня не нравится бант, старательно вплет╙нный в косу мамой. И сейчас же меня начинает беспокоить – сможет ли она включиться в работу на уроке, смогу ли я отвлечь от горькой обиды. Как помочь ей настроиться на предстоящую работу, чем увлечь?

Не заметила, как вошел Игорь. Нехотя доста╙т книжки и тетрадки, голова опущена, взгляд поникший. Мальчик приходит в школу, но вот уже который день я наблюдаю только его присутствие. Поставив ручку на строку тетради, порой так ничего и не напишет. Ох уж эти взрослые семейные проблемы. Как они больно отзываются в детских сердцах! Как ребенку перенести трагедию, связанную с разрушением семейной радости? Какая педагогика поможет мне облегчить его горе? Может быть, ласка и любовь, забота и чуткость?

Почему так неуверенно входит Верочка? Чем сегодня озабочена эта хрупкая девочка? К ней у меня всегда особенное отношение: она пришла в школу, не посещая детского сада, большую часть времени проводя с бабушкой. Она напоминает мне маленькую барышню из восемнадцатого века. Но я-то уж знаю, что начн╙тся урок и она превзойд╙т все мои ожидания.

А вот этого я никак не могла предвидеть. Так нежно оберегаемый горшочек с фиалкой вдруг оказался на полу. Я очень расстроена, но стараюсь сгладить происшедшее, потому что вижу, насколько огорч╙н сам виновник разбитого горшочка и как он переживает случившееся. Ладно, Вася, разве стоит это наших переживаний?

Долгожданный звонок врывается в класс и звучит в мо╙м сознании вступительными аккордами. Ещ╙ один урок. Всегда первый, всегда неповторимый. Я хочу, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильными впечатлениями от книги, поступка, события. Каждое стихотворение, рассказ – это масса эмоций, переживаний, мыслей, предупреждений. В них надо окунуться, воспринять их сердцем. Духовный мир реб╙нка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через свои эмоции, через чувства сопереживания, сорадости, гордости. Я уверена, что духовный мир реб╙нка подобен храму, забывать который равносильно педагогическому преступлению, так как “если дорога не ведет к храму, то зачем нужна эта дорога”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте