Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Проблемы и решения

Барьеры на пути вовлечения

Дата: 10 ноября 2020, 13:22
Автор:

23 октября 2020 года на V Международной конференции “Больше чем обучение: вызовы новой нормальности” эксперты обсудили вопросы необходимости извлечения уроков из той трансформации образования, которая произошла за период пандемии, а также обсудили препятствия, стоящие на пути вовлечения слушателей.

В новой статье Вячеслав Юрченков, руководитель Центра развития образовательных технологий СберУниверситета расскажет о ключевых барьерах, снижающих вовлеченность в процессе обучения, а также даст рекомендации по их решению.

Что такое вовлеченность?

Термин “вовлеченность” все чаще употребляется профессионалами в сфере обучения и развития и всё теснее связывается с положительными изменениями в образовательном опыте слушателя. В отличие от успеваемости, вовлеченность касается не столько формального соответствия некоторым ожиданиям от прогресса в образовательном пути, сколько психологических ресурсов, которые по своей воле и желанию вкладывает слушатель в обучение.

Вячеслав Юрченков, руководитель Центра развития образовательных технологий СберУниверситета

Часто методы вовлечения путают с методами развлечения в обучении. Безусловно, яркий и разнообразный контент, лидерборды, динамичные видеоролики пробудят интерес слушателя и инициируют любопытство, однако истинная задача вовлечения — обеспечить стойкую потребность в обучении, его высокий приоритет в жизни.

Результат обучения зависит не только от преподавателей — но еще и от тех, кто учится. Понимают ли слушатели преимущества, которые появятся после прохождения курса, будут ли они выделять на обучение достаточно времени, выполнять самостоятельные задания и применять новые знания на практике — всё это зависит от того, насколько обучающиеся готовы вкладывать свою энергию и силы в собственное развитие. Это и определяется их вовлеченностью.

Как проявляется вовлеченность?

Можно выделить три аспекта проявления вовлеченности:

Когнитивный аспект. Обучающиеся активно работают со своей стратегией обучения, подбирают способы освоения новой информации. Они проявляют инициативу, чтобы интегрировать новые знания в собственный контекст.

Эмоциональный аспект. Обучающиеся чувствуют свою причастность к тому, что происходит в рамках программы (в противоположность состоянию отчуждения учебного труда, когда всё связанное с обучением воспринимается чуждым, нужным кому-то другому, но не самому обучающемуся), и испытывают эмоциональный комфорт и удовлетворенность.

Поведенческий аспект. Обучающиеся выполняют задания, принимают участие в занятиях, активны в обсуждениях.

Отмечу, что все три аспекта работают вместе. Например, обучающийся может прилежно выполнять все задания и участвовать во всех мероприятиях программы, но без эмоциональной вовлеченности и активной работы с материалом результат будет лишь формальным.

Какие существуют барьеры, снижающие вовлеченность в процессе обучения, и как с ними можно справиться?

Если мы говорим про барьеры в обучении, то стоит выделить следующие:

  1. Недостаток концентрации. И без того напряженный рабочий день, полный многозадачности и цифровой коммуникации, серьезно отражается на способности фокусироваться: слушатели невнимательно читают конспекты, смотрят видеоуроки, не вникая в смысл и т. д.

Решение. Заранее подготовить обучающихся к риску снижения внимания, порекомендовать техники по концентрации. Также предложите слушателям выделить в своем рабочем графике «час без отвлечений», в течение которого выключаются смартфоны.

  1. Негативный прошлый опыт обучения. Наиболее часто этот барьер встречается у взрослых обучающихся — как правило, в силу возраста они уже пережили хотя бы один негативный опыт обучения, например, прошли неудачный онлайн-курс или столкнулись с неприятным преподавателем в школе или вузе.

Решение. Работайте над созданием благоприятной атмосферы, стимулирующей к свободному и откровенному выражению своего мнения. Перед началом разработки обучения проведите опрос о прошлом опыте, ожиданиях и о том, что слушатели ценят в обучении.

  1. Мысленные установки. Многие слушатели ставят перед собой ограничения самостоятельно, полагая себя неспособными для того, чтобы учиться.

Решение. Как и в предыдущем пункте, поможет дружелюбная открытая атмосфера, дающая возможность конструктивно обсудить свои страхи. Если позволяют ресурсы, организуйте техническую и менторскую поддержку.

 

Со многими из подобных препятствий столкнулись организации, вынужденные резко перейти в удаленный формат обучения и работы в период пандемии COVID-19. Лучший способ устранить барьеры при обучении онлайн — посмотреть на опыт обучения с точки зрения слушателя. Не мешают ли технологические ограничения? Не чувствует ли себя слушатель одиноко на своем пути обучения? Не заскучал ли он? Остановимся на распространенных препятствиях, которые мешают вовлеченности при обучении в онлайн-формате.

  1. Недостаток технических навыков. Не у всех слушателей одинаковый уровень технической экспертизы и цифровой грамотности; кроме того, не все каналы обучения спроектированы достаточно дружелюбно. На попытки разобраться с системой тратится драгоценное время и энергия.

Решение. Разработайте простые руководства по навигации на обучающей платформе и устранению распространенных неполадок. Также можно записать погружающие вебинары.

  1. Изоляция. Даже при выстроенном и функционирующем учебном сообществе онлайн-слушатели могут время от времени испытывать одиночество.

Решение. Совместные обсуждения и в этом случае могут стать двигателем вовлеченности. Кроме того, следует рассмотреть такие варианты активностей, как соревнования, проектную групповую работу, обучение «равный — равному» и системы рейтингов.

  1. Скука. Несмотря на то, что вовлеченность не тождественна развлечениям, скука может свидетельствовать об отсутствии вовлеченности.

Решение. Разрабатывайте материалы и обучающие сценарии, отталкиваясь от потребностей аудитории. Убедитесь в адекватности уровней сложности контента и заданий: они должны быть не слишком простыми, чтобы не стало скучно, но и не слишком сложными, чтобы не была потеряна мотивация идти дальше.

Как влиять на мотивацию слушателей?

По словам Олега Панина, консультанта-практика в областях геймификации и игротехники, генерального директора Center-Game, с точки зрения работы мозга наше эмоциональное и физическое состояние зависит от нейромедиаторов — химических веществ, посредством которых происходит передача импульса между нервными клетками. Каждый нейромедиатор запускает известный набор функций, который определяет наше поведение.

Существует 5 ключевых нейромедиаторов, которые влияют на нашу мотивацию:

  • Дофамин — мотивирует на достижения. Работает тогда, когда мы получаем обратную связь, вознаграждение за какие-либо действия. Чем чаще слушатели совершают действия, тем чаще получают результат

Как активировать? Делить контент и большие задачи на маленькие кусочки, за каждый кусочек давать обратную связь.

  • Серотонин — мотивирует зарабатывать уважение. Работает, когда слушателям дают понять, что они достойны уважения за свои результаты, что окружающие ценят их усилия по достоинству.

Как активировать? Показывать выгоды и отмечать успехи.

  • Окситоцин — Мотивирует строить социальные связи.

Как активировать? Создавать условия для личного обмена опытом слушателей друг с другом, для объединения в сообщества, неформального общения. Особенно это актуально в дистанционном обучении.

  • Эндорфин —  создает чувство эмоционального подъема, общее комфортное состояние. С медицинской точки зрения помогает игнорировать физическую боль, но похожим образом работает и в обучении: когда мы, например, задействуем юмор, возникает чувство легкости и комфорта, даже если слушатели выполняют трудные задания или устали.

Как активировать? Использовать юмор, создавать ситуации для неформального эмоционального общения.

  • Кортизол — мотивирует искать выход из потенциально опасных ситуаций. Например, если у обучающегося есть дедлайн.

Как активировать? Ставить сложные задачи, дедлайны, условия с ограничением ресурсов. Но важно соблюсти баланс: если человек долго находится в состоянии стресса, это ведет к усталости и потере интереса. В обучении лучше чередовать сложные и простые задачи, напряженную работу с расслаблением.

Вовлечение в обучение требует постоянной проверки гипотез во время разработки и реализации обучающего решения. Чем лучше вы представляете свою целевую аудиторию — то, на каком этапе маршрута находитесь вместе с ней, и что вас ждет впереди — тем проще предвидеть возможные барьеры и проявлять гибкость в решениях. Главное помнить, что вовлекающие методики эффективно работают тогда, когда применяются осознанно, со вниманием к контексту и целям обучения.

Узнать больше о методологии создания вовлекающих образовательных решений можно в новом журнале EduTech от СберУниверситета по ссылке


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt