В Москве на базе инклюзивной школы №1465 подростки с аутизмом занимаются игрой на барабанах. Оказалось, что музыка – язык, способный проникнуть в их невербальный мир. О методике преподавания, педагогических эффектах и социальном значении проекта «Аут-бит» рассказывают его инициатор и специалисты Центра проблем аутизма.
Секрет успеха
Для игры на барабанах важны навыки имитации и разделенного внимания – нужно одновременно слушать музыку, смотреть за педагогом и повторять за ним. Это сложные навыки для аутичных ребят. Во время игры у детей работает вся сенсорная система, тело постоянно находится в движении.
– Дети становятся более сосредоточенными, но при этом психологически более расслабленными, – говорит Дарья Малышева, специалист по поведенческой терапии аутизма у детей. – Я никогда не видела наших учеников такими воодушевленными, ни на одном из уроков! Бывает, до занятий у них много вокализации и других поведенческих стереотипий – это повторяющиеся действия, звуки или слова без конкретной цели. После дети выходят более тихими и с меньшим количеством стимов (стим или стимминг – синоним стереотипии. – Прим. авт.).
Почему именно барабаны дают такие результаты? Дарья отвечает:
– Во-первых, это невербальная коммуникация, которая является сильной стороной наших ребят. Около трети аутичных людей невербальны. Во-вторых, занятия на барабанах не выглядят как школьные уроки. Ты достаточно расслабленный, слушаешь музыку. Нет перемещений по классу, а для аутичных подростков это уже проще. Они ощущают свое тело в пространстве здесь и сейчас. Не нужно сосредотачивать внимание на маленькой строчке в прописи, не нужно удерживать его на педагоге на 100 процентов. Если учитель делает паузу, пропускает движение, большинство продолжают играть в том же ритме.
Дополнительный голос
– Это же самое лучшее, когда ты учишься, но не понимаешь, что ты учишься! – поддерживает Диляра Музафарова, мама аутичного подростка Марселя, который занимается барабанами почти три года.
Диляра замечает, что после занятий ребенок становится другим, даже если накануне был раздраженным.
– В барабанах громкий звук. Это как эмоция, которая есть в ребенке, и он ее не может проявить. А тут она без слов вырывается наружу. У меня ощущение от этих занятий, как будто Марсель пытается разговаривать через барабаны. Словно дополнительный голос! – восхищается она.
Другой способ коммуникации увидел и музыкант-перкуссионист, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, педагог Василий Колода:
– Я заметил, что подростки с аутизмом сильно чувствуют невербалику, про которую говорят музыканты. Это то, что должно от тебя исходить, но не все умеют это делать. Работая с ними, я понял, как это выглядит на самом деле.
Диляра также отмечает, что каждый раз, когда они видят концерт на улице, Марсель с удовольствием слушает и подыгрывает, имитируя руками игру на барабанах.
– Если можешь барабанить, то еще можешь быть и частью общества. Ты находишься в коллективе обычных сверстников, даже если не так хорошо разговариваешь, – уверена Диляра Музафарова.
Трудности в коммуникации и дефицит социальных навыков – главные критерии аутизма. Использование барабанной терапии действительно способно облегчить создание социальных связей и объединить людей с аутизмом и без.
«Это нам хлопают?»
– В инклюзии важны человеческие качества. Работая с аутичными ребятами, необходимо чувствовать человека максимально точно. Музыкально опосредованное вмешательство не было регламентировано в нашей стране, поэтому работа выстраивалась по наитию. Мы искали людей, чьи струны души чувствительны к другому опыту. Наши педагоги-музыканты разные. Это важно для педагогического процесса. С одной стороны, все работают по единой методике, с другой – каждый имеет свое видение учеников, а значит, и их сильных сторон, – рассказывает Василий.
Команда музыкантов, которую он собрал, прошла базовый курс по работе с детьми с РАС. Специалисты объяснили, как работать с поведением на групповых занятиях и как педагог должен реагировать, если, например, кто-то смеется, начинает комментировать или пытается привлечь внимание.
– Конечно же, проговаривали важность визуальной поддержки. Это и дополнительные карточки для невербальных учеников, и разметка стульев на полу. Обсудили, какие инструкции давать. И если эта инструкция не выполнена учеником, как мы ее можем сократить, чтобы был шанс на выполнение. Мы рассказывали об особенностях аутизма, аутичного поведения и восприятия, – комментирует Дарья Малышева.
На занятиях присутствуют тьюторы. Группа занимается на африканских барабанах. Индивидуальные занятия могут включать ударную установку. Песни выбираются с хорошо читаемой ритмической партией. Педагоги создают в том числе и специальные треки для занятий. У группы уже было одно официальное выступление на новогоднем празднике.
– «Это нам хлопают?» – говорили некоторые ребята, очень забавно стесняясь, – вспоминает Дарья.
Василий Колода уверен, что инклюзия работает для обеих сторон общества и что на выходе нет разницы в исполнительстве между нормотипичными и нейротипичными: они могут выступать на равных.
– Для меня инклюзивная педагогика как для ищущего преподавателя – очень интересный опыт. Мне было интересно понять принцип работы, найти точки соприкосновения. Ребята с аутизмом сильно вовлечены в процесс. Это их огромный плюс. В процессе они максимально отдают себя деятельности, даже если что-то не получается, – заключает Василий.
Абсолютный эксперимент
Музыкальная терапия давно существует в разных уголках мира. Ей посвящены уже сотни научных статей, в том числе медицинских. Например, исследователи из Великобритании показали, что игра на барабанах улучшила состояние людей с тревогой и депрессией, а также изменила их иммунный ответ от провоспалительного к противовоспалительному профилю. Уточним, что многие нарушения психического здоровья характеризуются именно воспалительными иммунными реакциями. Депрессивные и тревожные расстройства часто диагностируются у людей с аутизмом.
Один из самых известных проектов в области музыки и аутизма – «Барабаны Клема Берка» (Clem Burke Drumming Project), основанный барабанщиком группы Blondie в 2008 году. Рок-музыкант пригласил в команду нейробиологов, психиатров, клинических психологов. Они провели МРТ-исследование, доказывающее, что игра на барабанах не только снижает гиперактивность, невнимательность и стереотипии у аутичных подростков, но и укрепляет функциональные связи в областях мозга, ответственных за тормозной контроль и мониторинг результатов действий.
В 2020 году музыкально опосредованное вмешательство, основанное на перкуссионных занятиях с детьми и подростками с РАС, было включено в список научно обоснованных вмешательств при аутизме. Цель таких вмешательств – нейропсихологическая коррекция и социокультурная интеграция. В 2018 году Василий Колода начал заниматься ударными с мальчиком с глубоким невербальным аутизмом, учеником школы №1465. Спустя два года он совместно с Центром проблем аутизма запустил групповые занятия.
– Для меня это был абсолютный эксперимент, который вырос в большой проект «Аут-бит». Групповая работа – наше большое достижение! Аналогов таких занятий в России я не знаю, – делится Василий.
Марина МЕРКУЛОВА, Москва
Комментарии