search
main
0

Бандероль из Африки. Интернет-проекты как часть учебно-воспитательного процесса

Когда в школах появились первые компьютеры, стало понятно: начинается эпоха новых средств обучения. Поэтому учителя (одни охотно, другие без особого энтузиазма) стали осваивать новые технологии обучения своему предмету. Именно тогда я узнала об опыте координатора международных проектов по России Нины Коптюг*. У меня появилась мысль, что использование при обучении иностранных языков не только компьютеров, но и Интернета – именно то, чем я хочу и могу заниматься. Поэтому, как только школы начали подключать к Всемирной сети, я зарегистрировалась на одном из сайтов и начала активно учиться использовать его в своей работе.

В мае 2008 года я приняла участие в областном конкурсе педагогических инициатив «Лучшие проекты с использованием ИКТ в образовательном процессе» – рискнула и подала заявку-проект «Сетевое взаимодействие учащихся и педагогов на основе образовательных социально-культурных проектов международных организаций». В сентябре стало известно, что моя работа победила. Конечно, в рамках проекта предстоит много работать, но эта деятельность приносит удовлетворение и радость. Радость от того, что мы с учениками свободно общаемся со всем миром, что на уровне области нашу работу заметили и оценили. Радость от того, что впереди еще много уникальных и вполне осуществимых проектов.

Интернет предлагает учителю иностранного языка океан возможностей. Я остановила свой выбор на проектах IEARN (www.iearn.org), поскольку даже неискушенному в современных технологиях педагогу нетрудно начать работать в этом направлении. Как известно, эта организация объединяет школы из 120 стран мира, 25000 учителей и более миллиона учащихся.

Ежемесячно по электронной почте мне стали приходить новости на английском языке, где указано, кто и в какой стране заявляет проект. В разделе Projects на главной странице сайта можно увидеть многочисленные предложения на самые разные темы – от биологии и физики до литературы и рисования. Возраст участников – от 5 до 18 лет. Форма участия – e-mail, форум, видеоконференции. Конечный результат проектов – издание книг, журналов, организация выставок, создание web-сайтов и прочее.

Как учитель английского языка, я использую опыт деятельности в проектах IEARN на своих уроках на заключительном этапе работы над темой или юнитом. Сначала мы, как обычно, изучаем новую лексику и грамматический материал. Но ребята уже знают, что итоговой работой будет выбрано сочинение или эссе. И их труды смогут прочитать ученики и учителя из других стран, правда, для этого надо постараться и потрудиться.

Для начала мною было выбрано два проекта: Kindred («Родство») и Global Art: Images of Caring («Глобальное искусство: представление о заботе»). Они легко и гармонично вписываются в школьную программу, при этом нет строгого графика выполнения работ. Учитель отправляет проекты по мере выполнения их учениками.

Координатор Kindred – Джуди Барр из Австралии. Цель проекта состоит в исследовании истории семьи. Необходимо проследить, как отдельные события в истории страны повлияли на развитие отдельной семьи. Формой изложения этих исследований может быть эссе, сочинение, дневник. Тематика проекта близка нам – в каждом доме есть немало удивительных историй, связанных с войнами, целиной, перестройкой и так далее. На уроках английского языка данная тема изучается с 5-го класса. А в 9-м классе она повторяется в рамках подготовки к итоговой аттестации и при повторении грамматики (прошедшее время).

Сочинения ребят мы разделили на три рубрики (война, миграция, семейные традиции), оформили соответствующим образом и отправили на форум.

Джуди Барр узнала, что мои дети хорошо рисуют, и попросила прислать что-нибудь из их работ по теме семейных праздников. Каждый ребенок получил отклик. Также мы узнали, что в Австралии не празднуют 8 Марта, на Пасху там не красят яйца, а под Новый год стоит жара более 37 градусов. Кстати, по итогам нашего сотрудничества там собираются издать книжечку с сочинениями ребят-участников из разных стран.

Для своих пятиклассников я выбрала проект Global Art: Images of Caring, который координирует Али Хасан из Пакистана. Цель – дать возможность детям всего мира найти партнеров и обменяться рисунками с мини-текстами по теме «Забота» (сюда входят темы «Семья и школа» и «Окружающий мир», «Мои друзья», «Любимые животные»). Этот проект любой учитель также может вписать в свой учебный план или включить во внеклассную работу. Мне он важен потому, что соответствует программе 5-го класса.

Я сделала заявку, отсканировала рисунки учеников и отправила на форум. Через некоторое время пришли предложения о совместном проекте с представителями из США и Западной Африки. Мы с учителями обговорили ход работы, тематику и решили обменяться рисунками не по e-mail, а по обычной почте. В нашей школе была организована выставка работ школьников из Сан Джоуз, США, и Абиджана, Кот-д’Ивуар.

Когда летние каникулы были в самом разгаре, я получила из Соединенных Штатов бандероль от своей коллеги. Из электронного письма учительницы Аниты Джилберг я уже знала, что именно найду в бандероли, но тем не менее с трепетным чувством открывала предназначенный мне и моим ученикам долгожданный пакет. Там лежали обещанные фотографии участников проекта «Дружба», рисунки и стихи на тему проекта и школьная газета из Harker school. В ней была напечатана небольшая заметка о нашем виртуальном сотрудничестве и помещена фотография американских ребят с рисунками наших учеников.

Вскоре после этого пришла бандероль с искренними и незамысловатыми письмами от школьников уже с другого континента – из Африки. Эти письма и приколотые к ним фигурки-оригами были адресованы лично каждому участнику проекта. И у меня мелькнула мысль, что праздник 1 сентября для моих учеников будет самым неповторимым: столько рисунков, фотографий и писем от новых друзей, которых они никогда не увидят, но чьи виртуальные приветы им очень дороги!

Новый вид общения весьма полезен и нам, учителям. Тот бесценный опыт, который мы получаем, пользуясь возможностями Интернета, обогащает нас, несмотря на различие культур, традиций. Мы узнаем друг друга посредством рисунков, стихов, писем. Это учит нас пониманию и терпимости. Да, мы отличаемся друг от друга, потому что мы разные. Знакомясь с внутренним миром ребят из других частей света, не только мы, учителя, но и наши ученики начинаем осознавать, что все люди имеют общие ценности. И с каждым разом, когда обмениваемся работами, усиливается ощущение, что огромные расстояния, разделяющие нас, сокращаются.

Мы начали с проекта «Чувство заботы», и никто не предполагал, что он закончится проектом «Дружба» – ребята из Африки прислали нам особые «дружеские» браслеты. И когда я спросила своих учеников, знают ли они что-либо об этих браслетах и могут ли они их делать, дети радостно закивали и с восторгом откликнулись на эту идею. Наши ребята очень ответственно и с фантастическим творчеством отнеслись к этой работе, и через неделю у меня на столе были браслеты, украшенные бисером, стеклярусом. А нам с моим коллегой из далекой африканской страны оставалось только удивляться, что у детей, разделенных океанами и морями, одинаковые увлечения, пристрастия и понятия о дружбе. Разве это не удивительно?

Словом, современные компьютерные технологии – это реалии сегодняшнего дня. ИКТ развиваются настолько быстро, что если мы не научимся применять их сегодня, то завтра это будет уже намного сложнее и поэтому неинтересно. И если у вас есть желание превратить ваш учебный кабинет в часть мирового пространства, то лучше подойти к компьютеру, кликнуть на значок «Интернет» и набрать www.iearn.org.

Римма ЖУКОВА, учитель английского языка школы №7, Миасс, Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте