Профильное обучение для отечественной школы – не в диковинку. Еще в советские годы создавались специализированные классы, классы углубленного изучения отдельных предметов. Сейчас российское образование модернизируется полным ходом. К сожалению, во многих школах профильные классы не могут открыть из-за нехватки учителей-профессионалов и дефицита денежных средств. Но есть и положительный опыт.
Едем в Боровский район Калужской области. Он знаменит не только высококачественными балабановскими спичками, Пафнутьевым монастырем, но и насыщенностью воинских частей, спрятанных в красивых смешанных лесах.
Балабановская средняя общеобразовательная школа N2 расположена в закрытом военном городке. Ей оказывают помощь командование гарнизона и шефы – войсковая часть N42335. Дети офицеров сызмальства знакомы с трудностями армейской жизни, знают, что такое наряд на кухню, строевая и огневая подготовка.
– Как бы ни унижало в последние годы государство людей в погонах, их дети все равно поступают в военные вузы, – рассказывает директор школы Надежда Артеменкова, для которой визит корреспондентов “УГ” стал полной неожиданностью. – Наша школа была стартовой для Серпуховского военного института, который ежегодно зачислял 15 – 20 наших выпускников. Жизнь подсказала нам заключить договор с военным институтом. Семь лет назад в школе открылся первый кадетский класс. В него на конкурсной основе набираются дети, окончившие девятилетку. Что интересно, стать кадетами стремятся не только юноши, но и девушки.
Большое внимание уделяется физике, математике и физкультуре – таковы требования военного института. Работа поставлена довольно гибко. Кроме успеваемости, учитывается и состояние здоровья школьников. Если ребята на зимней сессии получают двойки, то они переводятся в общеобразовательный класс, а наиболее сильным ученикам из обычного класса открыта дорога в кадетский.
Результат налицо. За семь лет около 130 выпускников школы поступили в военные вузы, в том числе в Московскую академию имени Петра Великого и в Академию космических войск имени Можайского в Санкт-Петербурге.
Рядом с Балабаново – Обнинск, первый отечественный наукоград, город физиков-атомщиков. Жизнь заставляет конкурировать не только в промышленности, но и в системе образования. И чтобы не потерять одаренных ребят, которые занимают на городских и районных предметных олимпиадах высокие места и готовятся поступать в гражданские вузы, с этого учебного года во 2-й балабановской школе открыт физико-математический класс. На эти предметы отводится по семь часов в неделю. По словам директора, родители очень довольны. В скором времени планируется набирать в физико-математический класс талантливых учеников со всего Боровского района.
Профилизация, как считают педагоги 2-й балабановской школы, в условиях военного городка просто необходима. Если дети из семей офицеров идут в 10-й класс, то родители уже знают, что хочет ребенок. В школе постоянно проводится анкетирование. Недавно родители написали заявление на открытие гуманитарного класса. Он уже набран, хотя официально не утвержден. Любопытно, что история, русский язык и литература больше интересуют девушек, чем юношей.
Геннадий Лукьянов преподает физику в этой школе уже 23 года. Он заслуженный учитель России, дважды был соросовским лауреатом. В его классе 16 ребят, хорошо владеющих физикой.
– Балабановская школа N2 традиционно сильна в естественных науках, – рассказывает учитель. – Мы присматриваемся к ребятам уже в средних параллелях и даже в начальных классах, где занимаются по системе Эльконина – Давыдова, ориентированной на абстрактное мышление. В старших классах детей разделяем, чтобы физики и математики не мешали гуманитариям. И в этом есть смысл. Мы конкурируем с обнинской физико-технической школой, со специализированной школой при филиале МГТУ имени Баумана в Калуге.
Лукьянов работает не от программы к ученику, а наоборот. Если детей перегрузить, то класс может развалиться. Профильный класс еще хорош тем, что в нем собраны единомышленники, которые помогают друг другу. И эта среда взаимопомощи позволяет ребятам отлично освоить предмет.
В 1-й балабановской школе, куда мы попутно заезжали, профильное обучение застопорилось. С 1996 года был заключен договор с местным психологическим колледжем, открыли психологический класс. Но учитель-профессионал ушла в декретный отпуск. Пришлось брать педагога по совместительству. А это, как ни крути, уже не то.
На примере глубинки видно, что концепция профильного обучения требует серьезного подхода. Иначе вновь мы наломаем дров.
Михаил БОНДАРЕВ
Балабаново,
Боровский район,
Калужская область
Комментарии