Лесосибирский детский дом, вне всякого сомнения, – лучший в Северном образовательном округе Красноярского края. У него крепкая материальная база, высококвалифицированные педагоги, специалисты – психологи и дефектологи. Все это дало возможность сделать его базовым учреждением в сетевой организации воспитательной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Закон об элегантности
Давайте посмотрим, как построена такая работа. Один раз в неделю ребята из двух расположенных неподалеку от Лесосибирска, Абалаковского и Енисейского детских домов на своих школьных автобусах приезжают сюда в гости. Ждут этой поездки, будто праздника. Да, собственно говоря, это и происходит, как самый настоящий праздник. К нему во всех трех домах тщательно готовятся. В Лесосибирске определяют, что будет происходить в гостевой день, какие мероприятия и встречи, а в Абалакове и Енисейске – кто удостоится чести поехать. Взрослые, конечно, следят, чтобы в гостях за год побывали все, но дух соревновательности поддерживается ревностно. Когда есть цель, жизнь интереснее, а поступки лучше, не так ли?
– Ну вот и наступило обеденное время, – говорит директор Лесосибирского детского дома Лидия ТАРАБРИНА. – Приглашаем гостей в наш клуб «Домашний очаг».
Вместе со всеми ребятами и их воспитателями мы заходим в кабинет, на час превратившийся в симпатичное кафе. Несколько столов накрыты красивыми скатертями. Приборы расставлены, как и положено по этикету. Молодые люди одеты торжественно, как и подобает официантам в дорогом ресторане. Хозяева Лесосибирского детского дома сейчас продемонстрируют гостям, что значит по-настоящему правильно провести обед. Оценивать их работу будут два сотрудника ресторана «Боулинг». Воспитанники Лесосибирского детского дома специально ходили в этот ресторан учиться сервировке. Организовала такие экскурсии педагог дополнительного образования, руководитель клуба «Домашний очаг» Светлана Прутовых. Ребята очень многому научились, приобрели даже начальные навыки профессии официанта, бармена, распорядителя зала. И вот теперь они демонстрируют свои умения гостям, а заодно научат их, как устроить праздничный обед у себя дома, который, конечно же, будет, когда ребята вырастут и создадут свои семьи. Кстати, весь этот обед лесосибирские старшеклассники приготовили сами под руководством Светланы Васильевны. Причем готовили не только девочки. И не надо думать, что мальчишки одну лишь картошку чистили или морковку резали, нет! Нежное изящное, сложное по мастерству пирожное, например, их рук дело, не говоря уже о салате.
Мы садимся за стол с хорошей посудой. Воспитание вкуса начинается с таких вот вещей. Все как дома. Красивая супница, подтарельники, тарелки. Мальчики-официанты подходят к нам с правой стороны. Сколько живу на свете, а этого не знала: только с правой стороны! Внешнему виду ребят, как мне рассказывают за обедом, в детдоме уделяют много внимания, и я смогу в этом убедиться чуть позже. Причем не только тому, как одеваться, но и какие прически делать, как за руками ухаживать. У старшеклассниц обязателен маникюр со светлым лаком. Такие же требования предъявляются и ко всем педагогам. Все директора детских домов в Красноярском крае, даже в самых глухих селах, обязаны делать прическу и маникюр. Нет парикмахерских? Учитесь сами. Будьте элегантны. На вас дети смотрят! Обед закончился «разбором полетов». Строгие сотрудницы ресторана, отметив несколько незначительных ошибок, поставили всем, кто готовил прием на высшем уровне, пятерки, иногда с минусом.
Театр моды
Разморенные вкусным и сытным «хлебом» гости отправились за «зрелищем». Яркое, праздничное шоу продемонстрировали девочки из Театра моды «Золушки на балу». Сначала гости заахали, увидев малышек из младших классов, которые показали школьную форму. Исполнена она была в брусничных тонах… Затем зритель, как юный, так и взрослый, просто замолчал, пораженный роскошными нарядами для школьного бала. Обнаженные плечи, спины, расклешенные подолы, с рюшами, оборками, какими-то немыслимыми фигурными разрезами, отлетными деталями… Все это девочки соорудили сами для своих школьных вечеров и балов, начиная с идеи, эскиза и заканчивая последним швом. Нет, даже не швом! Если наряд требует украшения, скажем, цветка, вышивки, колье, то и это девочки делают сами. Если не знают как, спрашивают руководителя Театра моды Ларису Мекеда.
Разговариваю с манекенщицами (чаще всего они модельеры и швеи своего наряда). Спрашиваю, уютно ли им в столь роскошных костюмах. Вполне, отвечает за всех Катя Чиркова. Она изготовила себе для бала… брючный костюм. Спереди все строго (правда, ткани светлых тонов), а вот сзади… О, сзади на пиджаке – огромный разрез от шеи почти до пояса! Каково? Пьер Карден обзавидовался бы, это точно! Когда Катя вышла на школьный подиум в этом наряде впервые, она, конечно, волновалась, но потом… Подиум вообще воспитывает в девочках не только умение ходить, подать себя, но и уверенность в себе, своей внешней и даже внутренней красоте. Ведь все взаимосвязано, и без этой взаимозависимости уверенности нет.
Шьют свои костюмы и платья девочки в кабинете обслуживающего труда «Хозяюшка». Здесь они получают очень много полезных навыков. Например, бисероплетение, тестопластика, вязание крючком и на спицах. Занятия проходят вместе с абалаковскими детьми.
Лариса Михайловна рассказывает:
– Иду однажды по городу. Навстречу мой бывший выпускник из детдома. Женился, родил ребеночка. Вот повстречались, а он мне и говорит: «Смотрите, эту подушечку в коляску малышу я сам вышивал». Как же я обрадовалась! Сегодня многие мои выпускники рукоделием зарабатывают. Это гордость моя.
На светском рауте
Чувство гордости за своих ребят испытывает и руководитель творческой мастерской Ольга Манайкина.
– У нас не просто художественная студия, – подчеркивает она. – Это именно творческая мастерская, ребята осваивают здесь разные техники исполнения.
Самое любимое занятие – витражи. Оказывается, это еще и очень полезно для здоровья. Дети выкладывают стекляшки очень внимательно, сосредоточенно, углубляясь в себя. А затем происходит расслабление, поскольку радость охватывает душу ребенка, сумевшего создать произведение искусства. Это арттерапия.
В этой же творческой мастерской был разработан «Зеленый класс». Идея принадлежит эколого-натуралистическому центру. Проблему, как эту идею воплотить в жизнь эстетически, красиво, решили в мастерской, а как сделать с точки зрения биологии – в центре. Основное его направление – разведение комнатных растений. Коллекцию накапливали 10 лет. Сегодня она насчитывает 260 видов. В классной комнате создали мини-сад. Экскурсию по «Зеленому классу» руководитель центра Флюра Шумская поручила Гене Курлыкову.
– Мы долго мечтали об этом, – начал Гена. – И вот наконец освободилось помещение. Мы создали несколько проектов для «Зеленого класса». Вот этот проект называется «За калиткой». Здесь бегонии и фиалки. А этот проект «Цветущие флейты» – композиция из стволов бамбука. Вон тот «Колючий уголок» – кактусарий. Здесь «Влажные тропики» – папоротник и филодендрон. У нас есть 20 видов фикуса.
После «Зеленого класса» вместе с гостями мы отправляемся на вечер романса «Ты откуда, музыка?». Вы знаете, господа, такого изысканного мероприятия мне еще не приходилось посещать на практике. Видела на канале «Культура», а вот чтобы в жизни, да еще и в детском доме… Наряды милых дам, свечи, стихи, музыка, манеры – ну просто светский раут. А романсы! А их исполнение! Все пронизано утонченным вкусом! Романсы пели и девочки, и мальчики, и их учителя музыки, и гости. Пели под гитару и фортепиано.
Только вы не подумайте, что день этим закончился. Дальше мы увидели «Школу выживания», которая проходила в спортзале. Роскошные платья сменили тренировочные костюмы. Проводит «Школу» учитель года Лесосибирска Александр Темников. В малом спортзале шли соревнования по вольной борьбе. Ксюша Буракова положила на обе лопатки одного мальчишку и уже взялась за второго…
Параллельно по времени в детском доме занимаются Школьное научное общество и его структурное подразделение Пресс-центр. Все номера стенной газеты «Школьная правда» с 1990 года хранятся в детском доме! Кроме стенной, выходят еще видеогазета один раз в месяц и журнал «Школьные вести».
Еще одно подразделение создано совсем недавно – школьный парламент. Ребята помогают тем, кого взяли в семьи. Взрослым воспитателям не все можно рассказать о проблемах, если они в этих семьях появились с приходом ребят из детдома, а вот своим – можно!
Соленая история
Совершенно особенная организация в Лесосибирском детдоме – это школьный музей. Создан он в 1975 году. А в 1977-м ему присвоен статус школьного музея Боевой и трудовой славы за большую краеведческую работу. Сегодня им руководит Елена Саттарова. Чтобы рассказать о музее подробно, потребуется отдельная статья. Я остановлюсь лишь на одном эпизоде в его деятельности.
Уникальный экспонат хранится в стенах школьного музея Лесосибирского детского дома. Это кусок паруса со знаменитого судна «Крузенштерн». В 1803-1806 годах состоялось первое кругосветное плавание на шлюпах «Нева» и «Надежда». В 1995 году, готовясь к 300-летнему юбилею Российского флота, было решено совершить в честь этого события кругосветное путешествие. А сделать это поручили экипажу судна «Крузенштерн», которым руководил капитан Олег Седов. Кроме экипажа, в плавание ушли курсанты морских училищ, журналисты, даже художники. Около берегов Японии во время шторма один из парусов вышел из строя. И к радости всех путешественников было решено разрезать его на кусочки для сувениров.
В 70-х годах в Лесосибирской школе-интернате работала педагогом Ирина Червакова. Она написала повесть о школе и детях-сиротах, ее воспитанниках. Потом она уехала в Москву, но вела переписку с музеем. Так вот, в кругосветку на «Крузенштерне» отправился ее сын Михаил, о чем Ирина Михайловна написала ребятам в детский дом. Ребята попросили ее передать сыну на судно их пожелания, что-нибудь прислать в музей. Михаил откликнулся не один. Кусок паруса с росписями капитана Седова, заместителя редактора журнала «Вокруг света» Лебедева и поэта Городницкого теперь хранится в музее. Мальчишки этот кусочек даже на вкус пробовали. Соленый!
…Я даже думать не хочу, как много могли потерять в своей теперь полноценной, яркой ребячьей жизни воспитанники Абалаковского сельского детского дома, если бы не объединила их с Лесосибирском замечательная идея о «реструктуризации сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Комментарии