search
main
0

Ба, да это же я! Историю института создают и ветераны, и первокурсники

Фриз начинается еще в коридоре, тянется по стене и упитанной змеей вползает в помещение музея. Тысячи лиц улыбаются, удивляются, усмехаются в объектив запечатлевшего мгновение фотоаппарата. Они собраны в единый коллаж из разных временных вех. Чье-то изображение, сделанное в 30-х, удалось разыскать с трудом, кого-то из теперешних студентов камера выхватила из пространства помимо его воли. И вот уже слышатся возгласы: «Да это я! Надо же, попал в историю». Это и вправду вся история Коломенского государственного педагогического института, уместившаяся в стендах и витринах его музея.

По словам заведующего музеем, доцента кафедры общетехнических дисциплин Виктора Червякова, весь материал был найден за четыре месяца. Студенты в поиске участвовали азартно, прежде всего их заражал поистине боевой настрой и энтузиазм Виктора Сергеевича, ну и, конечно, им тоже не терпелось узнать всю подноготную своей альма-матер. Они разведали, что подготовка педагогических кадров в Коломне началась в 1920 году в помещении школы второй ступени. В 20-е, а отчасти и в начале 30-х в системе образования шли широкомасштабные эксперименты. Сплошь и рядом отбрасывались достижения старой дореволюционной школы. Поиски нового велись по многим направлениям. Говорили и писали о новом этапе революционного творчества в советской высшей школе. Но в то же время постепенно возрождались приемы организации высшего образования, характерные для дореволюционной России. Тенденция к возвращению советской высшей школы и классической модели высшего образования прослеживалась уже в постановлении ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах», в котором делалась попытка четко определить главные методы обучения в вузе: лекция, практические занятия и самостоятельная работа студентов в лабораториях, кабинетах, библиотеках. С 1936-го в обиход ввели единый студенческий билет, зачетную книжку, называемую тогда матрикулом, диплом об окончании вместо выдававшегося ранее свидетельства.

В Коломенском дорожат воспоминаниями очевидцев становления педагогического образования. У входа в музей установлен экран с именами преподавателейи-ветеранов. Раз в месяц на специальном планшете размещается информация о сотрудниках, проработавших более 40 лет. Кое-кто из списка, несмотря на внушительный трудовой стаж, продолжает читать лекции и принимать зачеты по сей день. Профессор Анатолий Аникин заведует кафедрой общей физики. Он проработал здесь уже 43 года, а жена его Роза Ивановна – 56 лет. Судьба их прочно связала с этим пединститутом, а они другой и не желали.

В музее становится ясно, что вузы, как люди, не выбирают время, когда им родиться, жить. Для первого в городе института в 1939 году построили большое трехэтажное кирпичное здание на Плашкоутной улице, наискосок от главных, Пятницких, ворот кремля. Работы велись под руководством прораба Александра Рощина. Любопытно, что его дочь Наталья первой среди выпускников института была удостоена ученой степени кандидата исторических наук. Наталья Александровна связала и дальнейшую жизнь с Коломенским, почти полвека преподавала в нем.

История каждого факультета, каждой кафедры. Все обо всем и всех. О педагогах, ведь ими гордится институт. О ветеранах – Владимир Котаусов только-только поступил на физмат, но не диплом об окончании хранится в музее, похоронка… И рядом гранит – осколок рейхстага, его добыл проректор Борис Выжгин, прошедший свой боевой путь с освободительной армией до конца. В Коломенском большое внимание уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию. Здесь стараются прививать культуру межнациональных отношений, которая предполагает уважение к чужому языку, обычаям и религиям, умение выйти за рамки своей национальности, не замыкаться в кругу узких интересов, выбирать друзей не по национальному и религиозному признаку, а по человеческим качествам.

Может быть, поэтому не научившиеся равнодушию студенты бросили вызов безразличию и прагматизму нашего времени. Сегодня в КГПИ действует студенческая организация – неизменный участник молодежных программ вуза и Московской области. «Студенческая вертикаль» создана для тех, кто умеет и хочет совмещать учебу, личный поиск и социальную активность. Отсюда и рождение студенческого самоуправления, и педагогического союза студентов, который в течение учебного года готовит комиссаров – грамотных проводников предстоящей практики будущих педагогов.

Рукописи ученых и всевозможные шпаргалки, патефон коломенского производства и мина, сохранившаяся с Великой Отечественной, – экспонаты красноречиво рассказывают об институте. Но историю делают люди, равно как и они же ее сохраняют. Виктор Червяков – такой человек, он не просто трепетно собирает данные о своем институте, он делится этой страстью с другими, заражая ею и обретая единомышленников. У Коломенского большие виды на будущее, а значит, и у музея есть надежда на процветание.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте