search
main
0

Азы самоанализа. Шахматы в школе

​Итоги недавних исследований доказали, что самыми развивающими умственные способности занятиями являются изучение иностранных языков, игра на музыкальных инструментах и… обучение шахматам. Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал, что в 6-12 лет происходит формирование так называемого механизма «действия в уме». В этом возрасте решается, будет ли ребенок умным человеком или нет, от этого зависят его интеллектуальные возможности!

В советские годы проводился любопытный эксперимент: брали детей, уже год занимавшихся шахматами, и предлагали им решить различные позиции, наблюдая за реакцией. А реакция была, как правило, такая: «я боюсь», «мне хочется» и так далее, то есть чисто эмоциональная. Получается, даже через год занятий шахматами ребенок с трудом осваивает такое понятие, как «анализ ситуации», он принимает решения, основываясь на эмоциях. А ведь это важнейший момент для любой человеческой деятельности. Как же тогда ребенок может заниматься самообразованием, а не только выполнять призывы и распоряжения учителя? Умение сформулировать для себя задачу и стремиться ее выполнить – в этом азы самоанализа. И в этот момент выясняется, что шахматы чрезвычайно удобны как модель отработки подобного механизма. При этом, конечно, нужно не забывать о правильно выбранной методике обучения.В школе №1950 мы не ограничились одним только включением шахматной дисциплины в программу обучения в начальной школе, но и ввели дополнительные занятия во второй половине дня, на которых дети могут полноценно развить и углубить свое знакомство с шахматами уже как с видом спорта. И, судя по промежуточным результатам первого года и положительной реакции родителей, у школьных шахмат весьма неплохие перспективы.Александр МАСЛЯНСКИЙ, педагог дополнительного образования школы №1950

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте