search
main
0

Азбука животных. Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Метод проектов позволяет школьникам проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации.

ИКТ №3 (от 3 февраля 2004 года)

1. Введение: проектная методика на уроках иностранного языка. Младшие классы.

2. Интернет-проект «Nature ABC» – «Азбука животных».

Этапы проектной работы.

2.1. Организационный этап.

2.2. Выполнение проекта

2.3. Презентация.

3. Заключение: метод проектов – актуальность и результативность.

1. Введение: проектная методика на уроках иностранного языка

Проектная методика дает возможность вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение) или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы – предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепление материала» и «Повторение» и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в контакте с учебной программой. В лицее №130 города Новосибирска обучение английскому языку в начальной школе ведется по учебникам УМК для школ с углубленным изучением английского языка авторов И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для ребят. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта в конечном счете может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

Так, например, УМК для 3-го класса в III четверти предлагает тему «Pets and Other Animals» – «Домашние и дикие животные». Тематика очень близка младшим школьникам, у многих есть домашние животные, поэтому ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о них. Так ненавязчиво идет обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, который мы назвали «Nature ABC» – «Азбука животных». Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание электронной версии энциклопедии о животных. Таким образом, содержание проектной работы оказывается основанным на логическом продолжении содержания тематики учебника.

На начальном этапе (организационном) очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:

разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что младшие школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);

продумать, какие материалы и источники могут использовать ученики;

обсудить способы сбора и вид информации;

выбрать оптимальную форму презентации результатов;

составить и обсудить примерный план работы.

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, где лучше добыть нужную информацию, как записать ее, как представить.

Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. На начальном этапе работы учителя английского языка всей параллели

А. Лисица, Ю.Гибина, О.Часовникова оказали неоценимую помощь детям в период написания сочинения о выбранном животном. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти ученика.

В работе над проектом «Nature ABC» – «Азбука животных» на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника, рассказывают о своих домашних животных, пишут коротенькие сочинения, которые надо составить в рамках учебной программы. Затем работают над рассказами о диких животных – о тиграх и львах, медведях и обезьянах…, о которых написано в учебнике. Идет дальнейшее расширение и закрепление учебного материала.

Потом ребята выбирают и описывают какое-то животное, о котором не упоминается в учебнике. Но сначала надо разузнать о нем побольше. Как выглядит? Где обитает? Чем питается? Сколько у него бывает детенышей? Как оно выращивает потомство?

Однако основная характеристика этого этапа – расширение кругозора, активизация поисковой деятельности, личное творчество учеников. Детям предлагается перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с учащимися. Ребята работают в библиотеках, читают дополнительную литературу, стараясь найти интересные данные о своем животном, которые не знают одноклассники.

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинения на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, показано, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

Так, в рамках работы над проектом «Nature ABC» – «Азбука животных» появились сочинения о дельфинах и китах, о белках и гепардах, о кобре и даже об игуане. И теперь вместе с ними, на страничках нашей энциклопедии «Nature ABC» – «Азбука животных» вы сможете узнать много интересного и удивительного о домашних и диких, известных и малознакомых, исчезающих и уже исчезнувших животных.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) ребята работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У них появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Даже на уровне третьего класса формируется осознание того, что школьные предметы взаимосвязаны и полученные на одном уроке знания можно применить на другом. Происходит сочетание навыков, приобретаемых на уроках русского и иностранного языков, природоведения, информатики.

Очень важный момент в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят – необходимость нарисовать «свое» животное с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши. Однако некоторые ребята использовали компьютерную графику.

В 2002-2003 учебном году результатом проектной деятельности учащихся 3-4-х классов явился сайт «Nature ABC» – «Азбука животных», , который расположен на сервере 130-го Новосибирского лицея имени академика М.А.Лаврентьева. Следует подчеркнуть, что «Nature ABC» – «Азбука животных» – это текущий проект, над которым работают учащиеся 3-х и 4-х классов нашего лицея уже с 2000 года. В течение учебного года все творческие работы помещаются на страницах нашей электронной энциклопедии.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя – активизировать деятельность каждого в процессе обучения, создать ситуации для творческой активности. Использование новых информационных технологий открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность учащихся позволяет им выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор, повышает уровень практического владения английским языком, формирует навыки самостоятельной деятельности.

Проектная работа является презентацией творческих возможностей ребят в области иностранного языка, литературы, изобразительного искусства на рассмотрение мировой общественности через интернет. Сообщения о проекте появляются на сайте школы, в интернет-новостях. По завершении проекта его можно представлять на различные международные конкурсы.

Существенной частью нашей работы является популяризация подобного вида занятий с использованием ИКТ. Ольга Часовникова представила доклад о проектной деятельности на уроках иностранного языка в младших классах на конференции «Английский язык в системе «Школа – вуз», прошедшей в июне 2003 года в Новосибирском государственном университете. Нина Коптюг выступила на той же конференции с докладом об интеграции уроков с использованием ИКТ в обычную школьную программу. Евгения Гусельникова является постоянным веб-дизайнером выполняемых в лицее №130 проектов.

Накопленный за три года опыт позволяет сделать вывод о том, что сочетание традиционных уроков по предмету с уроками в интернет-классе и включение проекта в этап «Закрепление темы» служат источником дополнительной мотивации учащихся, помогают развить межкультурные связи и навыки общения. Проект также позволяет решить проблему обучения разноуровневых учеников в одном классе: каждый ребенок выполняет то, что ему по силам, при этом участвуя в едином процессе.

Нина КОПТЮГ, к.ф.н., доцент, лауреат I Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года-99»; Ольга ЧАСОВНИКОВА, учитель английского языка; Евгения ГУСЕЛЬНИКОВА, зав кафедрой информатики, лауреат I Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года-99», Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте