search
main
0

Азбука выживания. День за днем

Всем невзгодам назло

тоговый педсовет завершал свою работу, когда директор школы сообщила, что в этом году на одного выпускника будет больше. Володя Антипенко допущен к сдаче экзаменов экстерном. Конспекты, которые накануне принесла в школу его мама, Татьяна Егоровна, учителя проверили и дали им высокую оценку.

Так я, новый учитель Первомайской школы, впервые услышал о семье Антипенко. А познакомились мы с Володей спустя несколько дней, когда он на инвалидной коляске в сопровождении родителей приехал в школу на первый экзамен. Держался Володя достойно, по-мужски. Вокруг него сновали добровольные помощники. Но видно, что Володя привык делать все сам. Оценив ситуацию, директор школы подала команду: “Всех посторонних прошу немедленно покинуть класс”. Так начался экзамен.

Семья Антипенко живет на краю поселка Первомайского. Место здесь низкое, болотистое, но живописное. С трех сторон вплотную подступают сосны. Весной громко кукует кукушка, скупо отсчитывая людям их годы. Володя не любит эту пору. Ему, как и большинству страдавших, больше по душе осень. С этим временем у него связано все лучшее в жизни. Осенью он родился, осенью начал учиться.

Каждый год первого сентября Володя вставал рано, устраивался поудобнее за своим рабочим столом и приступал к занятиям. Учебный год приносил Володе радость. Значит, появятся в доме его друзья-учителя, будут справляться о здоровье, спрашивать урок, выставлять оценки, давать задания… А он будет усердно готовиться, решать сложные задачи, читать дополнительную литературу. И так все восемь лет. Каждый год Антипенко вручали грамоту за отличные успехи в учебе. И наконец получил он свидетельство о неполном среднем образовании. В нем против каждого предмета – отличная оценка. За исключением тех, которые он в силу своего положения освоить не мог. Против этих предметов в аттестате – прочерк.

Воодушевленный успехом, Володя хочет учиться дальше. Он подает документы в десятый класс, но его не принимают, ссылаясь на инструкцию, согласно которой школа опекает таких, как он, только до девятого класса. Володя пишет запросы сразу в несколько средних учебных заведений. Отовсюду получает отказы, будто бы написанные под копирку одним и тем же равнодушным чиновником. Далее были четыре долгих, мучительных года. Именно в этот нелегкий период Володя много размышлял о смысле жизни. Он понял, что человек должен в любой ситуации не отчаиваться, не раскисать. Надо заявить о себе, доказать, на что ты способен. Это открытие позволило Володе заметить, сколько же удивительных мгновений дарит человеку каждый миг его жизни. Юноша ведет дневник, пишет стихи, много читает. Его мама наперечет знает содержимое поселковых и городских библиотек, она постоянно в поисках новой литературы.

Прошлой осенью Володя принимает решение во что бы то ни стало получить среднее образование, сдав выпускные экзамены экстерном. Он добивается, наконец, разрешения от областного начальства на сдачу экзаменов и блестяще выдерживает испытания. Вместе с аттестатом зрелости Антипенко вручают грамоту, которую он, конечно же, заслужил. Да не только ее. Он заслужил и золотую медаль. Однако прочерки в аттестате не дают этой возможности. Если бы он только смог встать на ноги. Но это ему, инвалиду первой группы с детства, к сожалению, не под силу.

И все-таки Володя решает учиться дальше. Он выбирает юриспруденцию. Пишет запросы в разные города. Снова получает похожие ответы, мол, везде обучение платное.

Остается последний шанс – Брянский педагогический университет, где несколько лет назад открылся юридический факультет. Сейчас Володя с нетерпением ждет ответа на свой запрос. Несколько раз в течение дня он подкатывает на своей старой коляске к почтовому ящику. Но всякий раз его опережает сестренка Наташа. Она громко обьявляет: “Володь, тебе опять ничего нет”. “Не кричи, будет”, – одергивает Володя сестренку. Он твердо знает, что в жизни надо уметь ждать и надеяться. И еще уметь бороться за свою мечту. И тогда все планы осуществятся.

Петр КУЗНЕЦОВ,

учитель истории

Первомайский,

Брянская область

От редакции.

Под рубрикой “Азбука выживания, День за днем” мы печатаем материалы о людях, которые умеют противостоять обстоятельствам. Мы рассказывали о педагогах из подмосковного села Озеры, которые образовали комитет по защите своих жизненных прав и четко и последовательно отстаивали свои позиции. Под этой рубрикой мы намерены рассказывать также о тех, кто сумел прорвать кольцо невзгод и осуществить свои мечты и планы. Возможно, рядом с вами живет такой человек. Пишите нам, сообщайте адреса для наших командировок.

Фото из конверта

Их вершины еще впереди

Известно высказывание блаженного Августина: “Мир – это книга. И тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу”. Сейчас россияне (кому это, конечно, по карману) с жадностью штудируют книгу мира, обживая страны Средиземноморья, Запада.

Ну а тем, у кого в кошельке пусто, остаются родные просторы. Поверьте, и эта книга не менее увлекательна. Я обьездил добрую часть своей области на велосипеде. С юными туристами ходил в пешеходные путешествия. Дети не только покоряли километры, любовались природой, но, самое главное, обогащались знаниями.

Существует расхожее мнение, что туризм – это сплав спорта и отдыха. Но это еще нелегкий труд, преодоление себя и, конечно же, творчество. В походе проверяется человек. Мне как руководителю бывает нелегко. Не только потому, что отвечаешь за детей. Прежде чем отправиться в путешествие, нужно основательно подготовиться, приобрести медикаменты, необходимое туристическое снаряжение. А с деньгами сейчас, ох, как непросто. Да и заработная плата инструктора по туризму меньше, чем у любого педагога. И все-таки вопреки всему я бываю счастлив, когда вновь и вновь с ребятами отправляюсь по дорогам родного края. Места у нас замечательные. Уральские горы зачаровывают. Но не меньший восторг испытывают мои юные скалолазы, совершившие восхождение всего-то на Старопышминские холмы. Впрочем, их главные вершины еще впереди.

Владимир ГУДОВ,

инструктор туристско-краеведческой работы

Березовский,

Свердловская область

Фото автора.

Жилье для учителя

Собирайтесь в дорогу

Через месяц начнется учебный год. Может, потому в нашей почте необычно много писем с приглашениями на работу.

Учителей английского и немецкого языков приглашают на работу в Салтовскую школу. Обучение иностранным языкам начинается в начальных классах. Учителей обеспечат хорошей учебной нагрузкой – 26 часов, выделят дом с приусадебным участком и хозяйственными постройками. Школа расположена в живописном уголке Волгоградской области, богата своими традициями. Обращаться по адресу: 404213, Волгоградская область, Старополтавский район, село Салтово, школа, телефон 4-56-35.

Учителя музыки очень ждут в Кайгородской школе. Ему дадут хорошую нагрузку (есть работа и в детском саду), обеспечат двухкомнатной квартирой, выделят приусадебный участок. Адрес: 622927, Свердловская область, Пригородный район, село Кайгородское, школа.

Срочно требуются два учителя английского языка (нагрузка более 20 часов) и учитель технического труда (желательно со стажем работы). Предоставляются комнаты в благоустроенном общежитии секционного типа. Школа находится в городе. Обращаться по адресу: 624083, Свердловская область, г.Среднеуральск, ул. Уральская, д. 18, школа, директору Засыпкиной С.А.

В Вознесенскую основную школу требуются учителя математики и физики, истории. Предоставляется трехкомнатная квартира. Адрес: 636153, Томская область, Шегарский район, село Вознесенка, школа, Даниловой В.Н.

Приглашают учителей английского и немецкого языков. Школа расположена в поселке лесников, находится в трехэтажном здании. Любителей охоты, рыбалки, собирателей грибов и ягод ждет богатая сибирская природа. Предоставляется квартира, правда, отопление печное. Подробности можно узнать по адресу: 636518, Томская область, Верхнекетский район, поселок Катайга, ул. Шолохова, д. 9, кв. 1, завучу средней школы Бобыревой Е.Е.

Подготовила Надежда се╝енова

Гласный час

Хотелось бы узнать, что означает название “Мневники”. Почему так называется район Москвы?

Дарья АСТАХОВА,

Москва

Вам отвечает сотрудник Московского регионального отделения общества “Энциклопедия российских деревень” Ирина Ши╡окова.

В прошлом это была деревня. В ХVII веке Мневники, стоявшие на Москве-реке, входили в состав Хорошевской дворцовой волости. Здесь жили рыбаки, основной обязанностью которых были мневые ловли и поставка рыбы на царский двор. Словом “мень” называли налима. Вот как описывали его в ХVII веке: “Мень – рыба речная, величиной бывает на три пяди, во всем подобен сому, а тело его лучше сомового”. Занятие жителей – мневые ловли – безусловно, отразилось в названии местности.

Интересно отметить, что по форме название “Мневники” соответствует именам бывших ремесленных слобод. Их население выполняло определенный вид работ, например, занималось кожевенным производством (кожевники) или исполняло государеву хамовную службу (хамовники). Названия “Кожевники” и “Хамовники” образованы от наименований людей по профессии. Хамовное дело – ткачество, “хамовник” означает ткач. Название “Мневники”, скорее всего, образовано по этому же принципу. Значит, в русском языке существовало когда-то слово “мневник”, то есть человек, занимающийся рыбной ловлей. Теперь название осталось только в названии района Москвы.

***

Известно, что в 31-м году Храм Христа Спасителя был взорван. Интересно, куда ушли богатства этого храма?

Светлана КОРЯГИНА

Боровск,

Калужская область

Как нам разьяснили в Государственном Историческом музее, богатства храма разошлись по разным местам и музеям. Золотое покрытие храма (422 кг) и сокровищница были переданы государственной казне. Главный алтарь храма в качестве антиквариата был продан за рубеж. Мрамор пошел на отделку станций “Кропоткинская” и “Новокузнецкая”. Плитки с именами героев Отечественной войны 1812 года и яшмовые колонны достались МГУ. Кирпич поделили “Мосснабсбыт”, Институт В.И.Ленина и другие учреждения. Колокол N 12 весом 32 килограмма поступил на Северный речной вокзал. Колокола N 3 и N 4 – в старое здание МХАТа.

Один из боковых иконостасов был передан в церковь Михаила Архангела, которая находится в Дмитровском районе Московской области, а горельефы – в Донской монастырь. Фрагменты фрески Г.Семирадского “Тайная вечеря” поступили в запасники Третьяковской галереи. “Поклонение волхвов” и “Помазание на царство” В.Верещагина, а также “Александр Невский отвергает папских послов” Г.Семирадского и “Вселенские соборы” В.Сурикова были переданы Государственному Историческому музею.

***

Правда ли, что у тех, кто долго работает на компьютере, развивается заболевание “киберофобия”? Что оно означает и каковы его проявления?

Игорь ТРОЯНСКИЙ

Калач,

Воронежская область

Киберофобия означает “боязнь компьютеров”. Зарубежные специалисты считают, что эта “фобия” присуща людям с тонкой, ранимой психикой. Действительно, тесный контакт с электронно-вычислительными машинами может развить у человека комплекс неполноценности. Любому человеку свойственно ошибаться, а компьютеры моментально подмечают эти ошибки и указывают на них с “нечеловеческой” прямотой и беспристрастностью. Поэтому может даже казаться, что компьютеры высмеивают человека, не дают ему поблажек.

(По материалам зарубежной печати).

Гласный час провела

Надежда ТУМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте