search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного В регионах появились первые стобалльники ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным С 1 сентября в России будут действовать единые образовательные программы для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Минпросвещения: в финал «Учитель года России-2023» вышли 90 педагогов Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Съезд Всероссийского педагогического собрания объединил более 200 делегатов из 49 регионов страны
0

Азбука для Буратино

Преподаватель Томского государственного педагогического университета Эммануила ГЕЛЬФМАН недавно защитила докторскую диссертацию на тему «Конструирование учебных текстов, направленных на интеллектуальное развитие учащихся». Но в одиночку учебники по математике она не сочиняет – это, по ее мнению, невозможно.

Например, в написании учебника для седьмого класса принимали участие шестнадцать специалистов. Среди них не только математики, но и лингвисты, психологи. Каждый из авторов внес свое. Психолог, например, помог учесть закономерности усвоения материала, адаптировать текст и задания для определенного возраста.

– Ребенку часто говорят: ты должен думать, ты должен быстро решать. Но прежде надо еще научить его думать, – объясняет Эммануила Гельфман. – В учебниках есть такой раздел, где мы объясняем, как устроена память. Там же приводятся и развивающие игры. Точно так же мы объясняем ребенку, что такое внимание. Обсуждаем вместе с ним, как мы мыслим. Мы начинаем с ребенком разговаривать о том, кто и как познает мир. Можно мир познавать, как Буратино, – методом тыка, спонтанно. Можно методом «тюбика с краской», то есть «все нарисуем». Или как Винтик и Шпунтик, когда больше интересует практическое приложение новых знаний. Или как Мальвина – обязательно все записать, установить связи между предметами. И детям это понятно, ведь все они разные – один импульсивный, другой рефлективный, и, решая задания, отвечая на вопросы, каждый может переходить из одного состояния в другое.

Учитывая многие ошибки прошлого, Гельфман с коллегами стараются создавать книги, которые интересны детям. Не упрощая задач, делают их доступными, добиваясь понимания. Все книги написаны в форме диалогов, которые ведут с читателем и сказочные персонажи, и авторы. Например, один из учебников начинается со старинной задачи о кроликах и фазанах. Сравниваются разные точки зрения. Рассматривая варианты, ребенок приходит к истине. Процесс познания в учебнике организован так, чтобы ребенку стало интересно, чтобы он овладел техникой и технологией усвоения материала.

– Свою задачу мы видим не в том, чтобы просто «натаскать» ребенка, научить решать стереотипные, нормативные задания, – говорит Эммануила Григорьевна. – Напрасно родители полагают, что стабильность – это сорок одинаковых заданий. Психологи, да и весь мировой опыт доказывают, что у человека, выполнившего пять одинаковых заданий, на шестом мозг «засыпает». Нет гарантий, что, выполнив пять заданий, ребенок научится анализировать, сравнивать, обобщать. Простое натаскивание не приведет к результатам. Ведь сам путь к норме может оказаться таким, что ученик больше не возьмет книгу по математике в руки. А может быть и таким, что он захочет постоянно решать все новые и новые задачи. Наши учебники отличаются тем, что делают для ребенка интересным именно путь изучения. Один ребенок легче усваивает новое словесно-символическим способом, другому легче даются наглядные образы. А кого-то интересует практическая значимость того, что он решает. Поэтому даются варианты, чтобы ребенок с любым типом мышления усвоил материал. Для многих математика со школьной скамьи осталась камнем преткновения. Даже если они успешно сдали ЕГЭ, не возникает желания посвятить себя точным наукам. Если посмотреть учебники прошлых лет не только по математике, но по истории или русскому языку, то в них и взрослый не всегда поймет, что хотел преподать автор ребенку. Обилие придаточных предложений, наукообразный язык – все это напрочь отбивает охоту пользоваться такой книгой. Мы учим детей бороться с инертностью мышления, учим строить гипотезы, быть удачным исследователем.

Томск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте