Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Азбука для Буратино

Учительская газета, №19 от 10 мая 2005. Читать номер
Автор:

Преподаватель Томского государственного педагогического университета Эммануила ГЕЛЬФМАН недавно защитила докторскую диссертацию на тему «Конструирование учебных текстов, направленных на интеллектуальное развитие учащихся». Но в одиночку учебники по математике она не сочиняет – это, по ее мнению, невозможно.

Например, в написании учебника для седьмого класса принимали участие шестнадцать специалистов. Среди них не только математики, но и лингвисты, психологи. Каждый из авторов внес свое. Психолог, например, помог учесть закономерности усвоения материала, адаптировать текст и задания для определенного возраста.

– Ребенку часто говорят: ты должен думать, ты должен быстро решать. Но прежде надо еще научить его думать, – объясняет Эммануила Гельфман. – В учебниках есть такой раздел, где мы объясняем, как устроена память. Там же приводятся и развивающие игры. Точно так же мы объясняем ребенку, что такое внимание. Обсуждаем вместе с ним, как мы мыслим. Мы начинаем с ребенком разговаривать о том, кто и как познает мир. Можно мир познавать, как Буратино, – методом тыка, спонтанно. Можно методом «тюбика с краской», то есть «все нарисуем». Или как Винтик и Шпунтик, когда больше интересует практическое приложение новых знаний. Или как Мальвина – обязательно все записать, установить связи между предметами. И детям это понятно, ведь все они разные – один импульсивный, другой рефлективный, и, решая задания, отвечая на вопросы, каждый может переходить из одного состояния в другое.

Учитывая многие ошибки прошлого, Гельфман с коллегами стараются создавать книги, которые интересны детям. Не упрощая задач, делают их доступными, добиваясь понимания. Все книги написаны в форме диалогов, которые ведут с читателем и сказочные персонажи, и авторы. Например, один из учебников начинается со старинной задачи о кроликах и фазанах. Сравниваются разные точки зрения. Рассматривая варианты, ребенок приходит к истине. Процесс познания в учебнике организован так, чтобы ребенку стало интересно, чтобы он овладел техникой и технологией усвоения материала.

– Свою задачу мы видим не в том, чтобы просто «натаскать» ребенка, научить решать стереотипные, нормативные задания, – говорит Эммануила Григорьевна. – Напрасно родители полагают, что стабильность – это сорок одинаковых заданий. Психологи, да и весь мировой опыт доказывают, что у человека, выполнившего пять одинаковых заданий, на шестом мозг «засыпает». Нет гарантий, что, выполнив пять заданий, ребенок научится анализировать, сравнивать, обобщать. Простое натаскивание не приведет к результатам. Ведь сам путь к норме может оказаться таким, что ученик больше не возьмет книгу по математике в руки. А может быть и таким, что он захочет постоянно решать все новые и новые задачи. Наши учебники отличаются тем, что делают для ребенка интересным именно путь изучения. Один ребенок легче усваивает новое словесно-символическим способом, другому легче даются наглядные образы. А кого-то интересует практическая значимость того, что он решает. Поэтому даются варианты, чтобы ребенок с любым типом мышления усвоил материал. Для многих математика со школьной скамьи осталась камнем преткновения. Даже если они успешно сдали ЕГЭ, не возникает желания посвятить себя точным наукам. Если посмотреть учебники прошлых лет не только по математике, но по истории или русскому языку, то в них и взрослый не всегда поймет, что хотел преподать автор ребенку. Обилие придаточных предложений, наукообразный язык – все это напрочь отбивает охоту пользоваться такой книгой. Мы учим детей бороться с инертностью мышления, учим строить гипотезы, быть удачным исследователем.

Томск


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту