search
main
0

Азартная педагогика. Тринадцатая Межрегиональная зимняя школа «Учитель года». Взгляд со стороны

Мнение о том, что российская общеобразовательная система с каждым годом становится все более бессильной, неспособной качественно подготовить к дальнейшей образовательной лестнице будущих студентов, можно услышать все чаще. А учитывая не всегда оправданные и зачастую резко критикуемые, порой самими педагогами, реформы в данной сфере, неосведомленный обыватель и вовсе получает необъективную картину механизма средней школы и, не особо вдаваясь в подробности, спешит транслировать подобные суждения дальше. В результате большинство людей находят среднее образование в нашей стране слабым и в некотором роде безжизненным.

А что с учениками? Мы все видим многочисленные примеры так называемого цифрового слабоумия, количество которых с каждым годом пугающе увеличивается («цифровое слабоумие» – таков новый медицинский термин). Информационная волна, захлестнувшая весь мир, негативно влияет на подростков, отчего новое поколение, привыкшее получать в легкодоступной форме сведения, зачастую не способно мыслить самостоятельно. Автор данной статьи с умилением вспоминает, как на лекции по фольклору, что проходила на втором курсе по профилю «Издательское дело», замечательная профессор между делом задала вопрос о том, на какой реке расположен город Киев. В аудитории воцарилась «сокуровская» тишина, после того как одна студентка уверенно отчеканила: «На Москве-реке». Это была не оговорка. Человек изложил то, что, как ему тогда казалось, было единственно правильным ответом. Но не это запомнилось, а то, с каким сожалением профессор отметила: «Вот такая у нас сегодня школка…» Еще раз: второй курс, редакторское дело. Можем ли мы обвинять в этой ситуации школьную программу или конкретного учителя по географии в том, что будущая студентка не усвоила столь простые истины (надеюсь, мы понимаем, что этот пример можно рассмотреть как системную ошибку в пределах страны) или у последней был тот самый пресловутый медицинский диагноз? Кто виноват: учитель, ученик или его родители? Все это темы отдельных дискуссий. Но зададим вопрос: «Все ли так плохо?». Можно ли прервать этот нескончаемый поток историй о том, как школьная система бесконечно далека от совершенной и что учителя все больше уходят в административно-бумажную работу, которая не оставляет ни времени, ни сил для основной деятельности? А школьники? Все поголовно ленивы и неспособны к элементарному осмыслению? Где найти пример иной картины, в которой все относительно оптимистично, дети не погружены в бесконечные ленты социальных сетей и радуются новым знаниям, и вообще можно перевести дух и спокойно сказать, что, мол, вот они, будущие специалисты? Почти идеальная, глянцевая картинка, не так ли? Но присмотримся. Попробуем увидеть педагогов, чьи глаза светятся настоящим азартом. Они, как и положено профессионалам высокого уровня, в постоянном поиске – поиске идей и подходов. Они ищут новые мостики, переправы, паромные сообщения между фундаментальными знаниями и своими подопечными. В их мастерских они творят, смешивают ингредиенты, чтобы создать новый рецепт подачи материала, отличный от школьной программы. Урок, который захватит воображение и позволит с иной стороны рассмотреть предмет. А что же учащиеся? Кажется, мы сможем увидеть заинтересованный блеск в их глазах. Как вам такая картина? Как вам такие педагоги? Уверяю, все это есть. И как пример предлагаю рассмотреть деятельность Межрегиональной зимней школы «Учитель года», которая в 2018 году проводилась в тринадцатый раз. Прежде всего Зимняя школа – это образовательный проект Межрегионального клуба «Учитель года», который объединяет педагогов – победителей и лауреатов региональных и всероссийских конкурсов «Учитель года» разных лет. Из года в год лучшие педагоги со всей страны – от республик Башкортостан и Удмуртия до Москвы и Санкт-Петербурга – объединяются для обмена опытом, новыми идеями и поддержки начинающих коллег. Ее идейный создатель и вдохновитель – лауреат Московского конкурса «Учитель года»-1997 учитель химии Владимир Нодарович Головнер. Традиционно Зимняя школа открывает свои двери в начале новогодних каникул и функционирует пять дней. Каждый год она проходит в различных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Сарове, Таганроге, Вологде, Ижевске. В этом году школу принимал Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» во главе с ее директором Денисом Игоревичем Рочевым, победителем Всероссийского конкурса «Учитель года»-2014. Итак, 4 января 2018 года 37 педагогов и 89 учащихся из разных регионов России вместо праздного гуляния в свои законные новогодние каникулы собрались на северном берегу Финского залива в поселке Лисий Нос. Стоит спросить любого родителя: как часто он видел только что пришедшего с урока ребенка с горящим взором, в котором угадывалась жажда познания? Представили?А теперь я попрошу вас представить, как проходит учебный день в обычной средней школе. Толпы невыспавшихся детей оседают в своих классах, где отшлифованный годами предмет безлико демонстрируется ученикам. Безусловно, не везде так, но в процентном соотношении подобная безрадостная картина существенно преобладает. Так вот всего этого в Зимней школе нет. Нет монотонности, нет жесткой стандартизации темы, но есть заинтересованность педагога в том, чтобы ученик увидел, услышал, почувствовал и принял новые знания. В чем секрет? Вот он: в искреннем желании учителя заинтересовать школьника, помочь его мозгу включиться в работу, показать, как можно и как необходимо систематизировать и синтезировать полученные сведения. Неспроста я упомянул о мастерских. Все 37 педагогов, включенные в Зимнюю школу, имели свои «лаборатории», в которых они неустанно совершенствовали свои навыки и знания. Все они предложили иные, отличные от общеупотребительных правил подачи материала в школьной программе идеи. Своего рода новый взгляд на фундаментальные основы. Этих инициативных, полных свежих решений, нацеленных на результат профессионалов отличала смелость в подходе к обучению по школьной программе. Приходя на открытый урок (а именно такой формат предполагается в Зимней школе), ты видишь, как учитель легко взаимодействует с учениками, как приветствует дискуссии, подталкивает к обсуждению, легко вытягивая и контролируя инициативу школьника. Все пять дней, что длился проект, стайки воспитанников проносились по коридорам, обсуждая ту или иную теорию, неожиданные открытия или беспрепятственно сформулированные вопросы. Беспрепятственно. Один из ключевых моментов, который сразу отметишь, как только оказываешься на подобном уроке: ученик не боится задать вопрос. Учитель подталкивает его к проявлению искренней любознательности, которая так свойственна ребенку, но которая порой улетучивается, как только последний оказывается в классе. Отсутствие страха за неверное высказывание рождает уверенность, и под контролем умелого педагога уверенность обоснованную. Нет той фобии получить неудовлетворительную оценку, голова ученика не занята этой ненужной формальностью, а нацелена на поток новых сведений. Как заметил один из педагогов – участников проекта: «Если предмет, не важно какой, начиная от немецкого языка и заканчивая математикой, не дается школьнику – дело не в ребенке…» Каждый из преподавателей подготовил свой уникальный урок, в котором предлагал взглянуть на предмет под другим углом, добавляя массу запоминающихся подробностей, раскидывая множество ассоциаций и вместе с учениками обсуждая тот или иной вопрос. Темы уроков были самые разные, начиная от «У меня есть мечта» (урок по обществознанию, преподаватель Валерия Владимировна Балтачева) до «Новая журналистика. Создаем учебник, наполняем сеть» (урок по журналистике, Оксана Александровна Родионова). Школьники с нескрываемым удивлением обнаруживали связь между погребальной маской Тутанхамона и образами святых в иконах (предмет «МХК», урок «XX век. Итоги», учитель Андрей Геннадьевич Успенский), погружались в микроскопический мир гистологии (предмет «Биология», урок «Тайны гистологии», учитель Ольга Александровна Захарова), обсуждали на уроке-беседе первые шаги мирового кинематографа и его влияние на культуру (предмет «Обществознание», урок «Тоталитарный режим через призму кинематографа», учитель Максим Викторович Иванов), участвовали в лингвистическом эксперименте по французскому языку (предмет «Французский язык», урок «ArtBD – новое искусство?», учитель Людмила Геннадьевна Бабкина). Немецкий, французский, русский языки, математика, химия, физика и даже физическая культура давались детям не для галочки, не для условной оценки, но для того, чтобы заинтересовать, вовлечь в предмет, научить размышлять. Кроме открытых уроков, на общее аудиторное занятие приглашался педагог для проведения мастер-класса. Таких встреч было три: это дискуссия абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2013 Игоря Альбертовича Карачевцева с его темой «1917. Слово о Последнем Человеке», мастер-класс от Дениса Игоревича Рочева и его урок немецкого языка «Путешествие в венское кафе» и, наконец, участие абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017 Ильи Сергеевича Демакова с его темой «Проза жизни: как пишут биографии героев». Все собравшиеся участники Зимней школы подчеркивали многие моменты, принимали к сведению, обогащали свои навыки. В центре «Интеллект» первая неделя наступившего года никогда еще не была настолько насыщенной на события. Кроме открытых уроков и мастер-классов, организаторы продумали ряд культурных мероприятий. Директор центра Денис Игоревич сделал невозможное и в один из вечеров пригласил артистов Михайловского театра, которые дали праздничный концерт. Символичный день закрытия Зимней школы-2018 позволил увидеть счастливые лица учеников и их наставников, грусть от стремительно пролетевшего времени и радость от полученного опыта и возможности проявить себя. «Пеликаны» разлетелись по разным уголкам огромной страны. Каждый из них несет свет знаний, неутомимое желание лететь выше и открывать новые горизонты в своей профессиональной деятельности. Эти педагоги есть. Я видел их. И вовсе не обязательно, что все они отмечены наградой «Учитель года». Они рассеялись в школах по всей стране. Но приглядитесь. Может, увидите среди них учителя по географии, который сможет донести до ученика, на какой реке стоит город Киев. Попробуем увидеть педагогов, чьи глаза светятся настоящим азартом. Они, как и положено профессионалам высокого уровня, в постоянном поиске – поиске идей и подходов.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте